Философия давно изучает природу противоречий. Определения противоречий в разных источниках сводятся к общему пониманию столкновения представлений человека о желаемом и фактическом.
История Чингисхана наполнена Великими Противоречиями, которые сделали его Великим Полководцем и Правителем. Великие Противоречия решались им простыми приемами смекалки, которые собраны в ТРИЗ достаточно, чтобы хорошо мыслить.
Одно из таких Великих Противоречий, которое разрешил Чингисхан, рассмотрено ниже.
Правитель выдвинулся с войском на завоевание Китая. По пути встретил Великую Китайскую стену. Если брать штурмом, то можно потерять часть войска. Если не брать штурмом, Китая не видать. Как быть?
Чингисхану не составило бы большого труда разбить китайское войско на открытом пространстве. А вот войско, расположившееся на стене, представляло реальную угрозу.
САО Чингисхана:
СЦО – субъект, цель, объект. Чингисхану будет принадлежать Китай.
СДО – субъект, акция (действие), объект. Войско Чингисхана сразится с войском Китая.
СПО – субъект, представление, объект. Чингисхан это сделает физически на территории Китая летом.
Это минимальные смысловые цепочки для анализа проблемной ситуации.
Первые формулировки всегда не очень понятны. Потому необходим дополнительный анализ. В методе проектирования образов “Прообраз” используется схема или табличная визуализация данных.
Суть метода в расстановке данных так, чтобы задача стала настолько ясной, что противоречие в голове решателя сразу разрешилось.
· Цель – захватить Китай.
· Средства для этого – войско.
· Представление (П) условий захвата – территория Китая. (В ТРИЗ – ОЗ и ОВ, оперативная зона и оперативное время). И рамки затрачиваемой энергии -физическое покорение.
|
· Действие – сражение.
Сами китайцы решили помешать этому плану лет за 500 до этого (если верить истории). Они построили на пути из степи Монголии стену. Кочевникам было теперь сложно попасть в Китай, не обсудив проход с китайскими воеводами, охранявшими стену.
Возник нежелательный эффект НЭ1 — стена. Который устраняется средствами устранения СУ1 – войско Чингисхана.
При этом возникает новый нежелательный эффект НЭ2 – потеря части войска. Нужно найти СУ2.
СУ1 — > НЭ1. СДО – Войско устраняет стену.
СУ2 — > НЭ2. СДО – “Штуковина” (Х-элемент) сохраняет войско Чингисхана.
Необходимо преодолеть стену без потери войска. Получилась изобретательская задача.
Очень часто в наших представлениях противоречие нужно именно “разрешить”, ведь мы не трусы. Однако настоящим мастером считается тот, кто побеждает в бою, которого не было. Как так?
В методе “Прообраз” для составления схем противоречий используется элемент Цель. Это важно при чтении биографий или создании стратегий для бизнеса.
Цель рождает требование ко всем используемым средствам, к месту и времени, для достижения цели. Есть и вторая цель (другой системы), которая противостоит первой и вызывает нежелательный эффект. Для Чингисхана была вторая нежелательная цель идущая от китайцев – защитить Китай.
В ранних разработках метода использовался термин “Поле”. Термин заменен на “Представление”, как более точное описание того, что выражает этот элемент на схеме. П -это анкета условий задуманного события или нежелательной ситуации. Анкета описывает оперативную зону и оперативное время, а также энергию, которая будет использована в событии. Это где, когда и как все происходит. Изучив “поля”(представления) противоположных систем можно сразу выйти на решение. В деталях прячутся нюансы проблемы.
|
Средство (субъект) – это инструмент, система. К инструменту можно применять законы развития технических (искусственных) систем или команды воображению, такие как уменьшить, увеличить, разделить, сделать гибким, пристроить еще одну систему и другие.
Формула ИКР Чингисхана: Ц1+П1-С2. Захватить Китай физически на территории Китая без войска врага на стене.
Формула ИКР противника: Ц2+П2-С1. Защитить Китай физически на стене без войска Чингисхана.
Так и решили. Чингисхан пошел завоевывать Китай, а китайское войско осталось охранять стену.
Построив простую причинно-следственную цепочку, взвесив все "за" и "против", великий полководец принял простое решение. Обошел стену и захватил Китай. Уже на самой территории Китая он использовал принцип дробления объекта. Он уничтожал войска противника по частям, сея разногласия между их воеводами. Кстати, с русскими воеводами случилось то же самое, что и с китайскими. Они перессорились из-за власти и по очереди проиграли битву по очереди на реке Калка хитроумному Субедею, ученику Чингисхана.
Если внимательно читать стратегии в биографиях, используя метод, то сразу будет видно, что ходы обхода проблем разные. Суворов не обходил Альпы. Единственная оставшаяся у него стратегия – пройти через горы. В каждой ситуации нужно сначала разобраться.