Словарь метода
Система – это представление человека о взаимодействии объектов.
Информационная система – система, предназначенная для поиска, хранения и обработки информации.
Представление – процесс мысленного воссоздания образов.
Образ – визуальный образ, зрительный образ, изображение.
Проектирование – деятельность человека или организации по созданию проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.
Прообраз – то, что служит, послужило образцом. Образ прошлого или будущего.
Проектирование образов – процесс изменения прообразов с помощью системы представления.
Система представления – совокупность элементов расположенных на схеме, дающих системный эффект – понимание предмета размышления.
Схема представления (схема или таблица) – схема алгоритмического расположения элементов. В ячейках (элементах) схемы расположены данные о предмете размышления. Схема графически показывает противоречивость представлений о предмете размышления.
Противоречие – взаимоотношение противоположностей.
Полнота частей системы представления – наличие 9 (девяти) элементов в схеме. Каждый из элементов должен иметь свой образ.
Отсутствие противоречия в системе представления – расположение элементов на схеме таким образом, что схема отображает полную картину взаимоотношения противоположностей. Правильное расположение элементов на схеме дает представление о направлении изменения ситуации в пользу разрешения противоречия.
Предмет размышления – то, о чем думает человек (система). Объект, состояние которого нужно изменить.
Образ решения задачи – понимание того, что, как и где нужно изменить, чтобы улучшить предмет размышления и избавиться от нежелательного эффекта.
|
Проектирование образа решения задачи – использование схемы или таблицы представления с девятью элементами. Каждый элемент представляется как образ, полученный в результате ответа на свой вопрос и расположения на своем месте.
Информационная система представления предполагает наличие данных о частях системы взаимодействия предмета размышления, которые можно заменять в ячейках системы, чтобы изменилась вся система представления о событии. Это процесс получения образа решения задачи (понимания источника противоречия).
Два крыла системы представления – четыре элемента с одной стороны и четыре элемента с другой стороны, предъявляющие противоположные требования к объекту в центре. Первое крыло показывает образ желаемого будущего. Второе крыло показывает образ нежелательного события или причину нежелательного события, диверсию. Второе
крыло всегда выступает помехой для первого крыла. “Крылья” (системы) можно называть “правое” и “левое” крыло. Оба крыла выступают в роли противоборствующих систем за ресурс объекта О.
Источник противоречия – крылья системы представления в первом отображении (первый раз расположили элементы) являются половинами разных систем. Противоречие всегда возникает исключительно в сознании человека, так как в природе его нет. То, что человек воспринимает как противоречие, видится как двумерное отображение конфликтующей пары субъекта и объекта. Образно говоря, это две половинки разных фотографий, склеенных в одну.
|
Противоречие представлений – когда человеку не понятен образ предмета размышления. В сознании человека объект должен быть с одним свойством, и одновременно должен быть с другим свойством. Это воспринимается как ошибка мышления. Представьте. Вы видите зебру с двумя головами. А когда приглядитесь, то увидите двух зебр, стоящих рядом.
Ячейки схемы:
П1,П2 – представление условий взаимодействия. В ранних разработках метода использовался термин “поле”, имеющий смысл информации о времени, пространстве и энергии взаимодействия субъекта и объекта. П1,П2 - описание условий события и параметров взаимодействующих элементов. Это ячейка схемы, где хранится информация о том, где, когда и как происходит взаимодействие. Она указывает на энергию, которая производит действие субъекта на объект и даже на стоимость объектов. В ячейке П (представлении) может быть любой уровень фокусирования на детали задачи. Ячейка П динамическая, по аналогии с программированием (динамический массив – это структура данных переменного размера, позволяющая в процессе выполнения программы автоматически добавлять и удалять элементы). В ячейке П могут содержаться различные варианты других САО-цепочек (см. определение САО ниже).
“П”, как динамическое представление мгновенного снимка внутренних структур и состояния систем, конкретизирует оперативное время и оперативную зону желаемого и фактического события. С помощью Представления человек точно определяет диапазон конфликта или желаемого события. Противоречие возникает из-за того, что Представления в двух крыльях схемы разные и имеют свои нюансы. Совпадение Представлений (П1,П2) приведет к решению задачи.
|
Для более точного понимания термина “Представление на схеме” лучше использовать определение представления из программирования. Представление – это доступ к данным базы данных. Запрос на данные.“ Представление (англ. view, иногда используются названия «вид», «взгляд») — виртуальная (логическая) таблица, представляющая собой поименованный запрос (синоним к запросу), который будет подставлен как подзапрос при использовании представления. Cодержимое представления – это результат выполнения запроса”.
К знаку П иногда присоединяется f (focus). Focus view (фокус зрения) – внимательное изучение условий взаимодействия. Чтобы иметь представление о событии, нужно сделать запрос к знаниям, провести анализ места, времени и других параметров системы.
О – объект; то, чье свойство или поведение нужно изменить.
C1,С2 – субъект, который осуществляет воздействие на объект; инструмент (С) изменения изделия (О).
Д1,Д2 – действие субъекта на объект. Д1 и Д2 противоположны или разные. Если Д1 равно Д2, они имеют для решателя положительное значение, то задача решена.
Ц1 – цель первого крыла системы представления. Вопрос “Зачем?” или “Для чего?”. Зачем производится действие субъекта на объект.
Ц2 – цель второго крыла системы представления. “Почему?” или “По какой причине?” возникает нежелательный эффект.
При проведении диверсионного (антиаварийного) анализа, Ц1 становится целью создания условий, при которых нужное событие (например, брак) произойдёт. А Ц2 будет целью создания средств устранения диверсии.
Нюанс – оттенок, тонкое различие в чем-нибудь. Нюансы мысли, нюансы настроения; оттенок, едва заметный переход тонов.
Нюансы представлений – различия в представлениях, нахождение которых даст образ решения задачи.
Образ мышления – это результат проектирования человеком своих представлений о событиях и своем месте в жизни.
Борьба за ресурсы – все системы развиваются в борьбе за ресурсы. Представления человека – это его представления о том, как должны быть распределены ресурсы в его картине мира (представлениях).
Требования – от представлений о системах идут требования к системам.
Законы развития технических систем – это законы развития искусственных систем, и применимые к развитию системы представления образов. Вводится новое определение – законы развития представлений о системах (ЗРПС).
САО (субъект, акция, объект) – общее название смысловых цепочек. Например, Иван взял ручку. В методе есть разделение на смысловые цепочки действия (С,Д,О), цели (С,Ц,О) и представления (С,П,О).
Веполь (два вещества и поле, В1<-В2<-П) – взаимодействие веществ с помощью энергии. Поле в ТРИЗ – действие, энергия изменения. Использование понятия “Представление” вместо “Поле” расширяет вепольный анализ технических систем до социальных систем.
Вопросы, которые расположены в схеме
Зачем? –раскрывает, зачем что-то делается, какая цель действия в будущем.
Почему? – обратный вопрос. Раскрывает причины (правила, закономерности, факты и т.д.) из прошлого.
Чем? – Средства, исполнитель, инструмент, субъект.
Что получает? – действие по изменению или использованию объекта. Что получает объект от субъекта? Какую функцию выполняет субъект по отношению к объекту?
Как? – представление о методе и условиях взаимодействия.
Куда? – на объект, к объекту.
Дополнительные вопросы для уточнения есть в Таблице эвристических вопросов.
Как работать со схемой-лентой?
Распечатать, зарисовать в блокноте. Делать надписи или рисовать картинки. Важно, чтобы пришло понимание смысла системы взаимодействия Субъект-Действие-Объект.
Можно использовать программы для рисования интеллект-карт.
Метод “Прообраз” работает одинаково в любом отображении, так как в нем основной принцип – полнота схемы (полнота частей системы представления). Все 9 элементов должны быть расставлены.
Только после этого можно рисовать новую схему. Однако, если какой-либо элемент неизвестен, то ставится Х (или пустая ячейка, или слово “Штуковина”), и при дальнейшем проектировании образ сам появится из подсознания. Эффект “пустой клетки” используется в методе “Цветок раскрывающегося Лотоса”, в котором пустое место обязательно будет заполнено, так как сознание “не терпит” пустоты.
Проблема заключается в том, что люди часто не могут словами выразить то, что видят в воображении. Тогда нужно отдать подсознанию работу подбора слов, а самим конструировать идеальный образ события по схеме. Даже если большинство клеток будут Х, то сам алгоритм выведет на нужную дорогу к образу решения.
Для компьютерных вычислений возможно применение «Троичной логики неопределённости», где ячейка Х обозначает «неопределённость». Отталкивание “от обратного” и нацеленность на ИКР имеет эвристическую силу. Сложные задачи желательно сверять с АРИЗ-85В или другими алгоритмами ТРИЗ.
Базовые знания ТРИЗ нужны, чтобы понимать ИКР, объект и субъект (изделие и инструмент), действие (функцию), цель (главную полезную функцию). Нужно использовать детские слова-функции, такие как "забивалка" (молоток), "удержалка" (гвоздь), "перемещалка" (автомобиль). Ограничений нет. В ТРИЗ широко используется метод “подмены” терминов Х-элементом, “штуковиной” или разными “забивалками”, чтобы чуть позже, в фантазии, найти нужный ответ, который сам собой проявится.
Метод похож на игру в шахматы, только с уже готовой формулой задачи и путем её решения.
Квадраты можно расположить в линию. Это нужно при создании записи в компьютерной базе данных, чтобы программа могла составлять противоречия автоматически.
САО (субъект, акция, объект). САО-“Прообраз”
О противоречиях представлений указывал в своих работах на эту тему в 19 веке Иоганн Фридрих Гербарт, немецкий философ. “Представления, — говорил Гербарт, — становятся силами, сопротивляясь друг другу. Это происходит тогда, когда сходятся вместе несколько противоположных представлений”. (“Основания психологии”, I гл., § 10).
Одно из ключевых утверждений метода “Прообраз” — новые знания появляются в той области сознания, в которой есть только образы, и нет слов, так как их еще не придумали. В ТРИЗ разработаны инструменты для управления воображением и преодоления психологической инерции. Необходимо специально переводить тексты решаемых задач на простые слова, понятные даже детям 12-14 лет.
Чтобы получить образ решения, нужно суметь, с помощью алгоритмов ТРИЗ, создать образ, который в словах будет представлен как системное противоречие “объект должен быть в одном состоянии, чтобы (достичь одной цели) …, и в другом состоянии, чтобы (достичь другой цели) …”.
Столкновение представлений в сознании происходит из-за того, что человеку сложно представить из-за имеющихся стереотипов то, чего не может быть.
САО (субъект, акция, объект) – цепочка кодирования знания по В.В. Мартынову, создателю УСК (Универсального Семантического Кода), называемая в УСК ядерной цепочкой.
В ТРИЗ есть аналогичное представление модели взаимодействия систем – веполь.
Так как метод “Прообраз” создан независимо от УСК (автор “Прообраза” даже не знал о его существовании), то САО будет называться смысловой цепочкой. Тем более, для целей метода, есть и другие смысловые цепочки взаимодействия объектов в задаче – СЦО и СПО, субъект-цель-объект и субъект-представление-объект. САО – в методе обозначается СДО (субъект, действие, объект). САО употребляется также как аббревиатура, чтобы кратко указывать на смысловую цепочку вообще.
САО (СДО) – Иван пишет ручкой.
САО (СЦО) – Ивану, чтобы писать, нужна ручка.
САО (СПО) – Иван, на бумаге механически, ручкой.
САО-цепочки можно записывать в виде знаков САОС (Иван взял ручку себе). Из базовых САО можно составлять множественные смысловые цепочки, в том числе, для анализа процессов в системах.
Смысл, понимание ситуации появляется тогда, когда три цепочки с одной стороны схемы (СЦО+СДО+СПО) и такие же три цепочки другой системы со второй стороны схемы будут соответствовать по смыслу друг другу.
Строительство цепочек не имеет ограничений как с одной стороны, так и с другой. Схема показывает конкретную проблемную ситуацию. Благодаря подходу САО-“Прообраз” можно делать прогноз развития систем или поиск слабых мест в системе.
Противоречие находится в вместе и времени рассогласования между этими шестью смысловыми цепочками. Такое рассогласование – изобретательская задача, которая решается путем согласования образов по всем шести “САО”, расставленным в схеме.
САО в методе “Прообраз” – минимальная смысловая цепочка, как минимальная система представления образа взаимодействия систем.
Бывает, что один объект является одновременно и субъектом систем, воздействующих на объект. “Человек идет” – “Человек (С) совмещает (А) себя с самим собой (О) в пространстве”.