Как работать со схемой-лентой?




Словарь метода

Система – это представление человека о взаимодействии объектов.

Информационная система система, предназначенная для поиска, хранения и обработки информации.

Представление процесс мысленного воссоздания образов.

Образ визуальный образ, зрительный образ, изображение.

Проектирование деятельность человека или организации по созданию проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Прообраз то, что служит, послужило образцом. Образ прошлого или будущего.

Проектирование образов – процесс изменения прообразов с помощью системы представления.

Система представления – совокупность элементов расположенных на схеме, дающих системный эффект – понимание предмета размышления.

Схема представления (схема или таблица) – схема алгоритмического расположения элементов. В ячейках (элементах) схемы расположены данные о предмете размышления. Схема графически показывает противоречивость представлений о предмете размышления.

Противоречие – взаимоотношение противоположностей.

Полнота частей системы представления – наличие 9 (девяти) элементов в схеме. Каждый из элементов должен иметь свой образ.

Отсутствие противоречия в системе представления – расположение элементов на схеме таким образом, что схема отображает полную картину взаимоотношения противоположностей. Правильное расположение элементов на схеме дает представление о направлении изменения ситуации в пользу разрешения противоречия.

Предмет размышления то, о чем думает человек (система). Объект, состояние которого нужно изменить.

Образ решения задачи – понимание того, что, как и где нужно изменить, чтобы улучшить предмет размышления и избавиться от нежелательного эффекта.

Проектирование образа решения задачи – использование схемы или таблицы представления с девятью элементами. Каждый элемент представляется как образ, полученный в результате ответа на свой вопрос и расположения на своем месте.

Информационная система представления предполагает наличие данных о частях системы взаимодействия предмета размышления, которые можно заменять в ячейках системы, чтобы изменилась вся система представления о событии. Это процесс получения образа решения задачи (понимания источника противоречия).

Два крыла системы представления – четыре элемента с одной стороны и четыре элемента с другой стороны, предъявляющие противоположные требования к объекту в центре. Первое крыло показывает образ желаемого будущего. Второе крыло показывает образ нежелательного события или причину нежелательного события, диверсию. Второе

крыло всегда выступает помехой для первого крыла. “Крылья” (системы) можно называть “правое” и “левое” крыло. Оба крыла выступают в роли противоборствующих систем за ресурс объекта О.

Источник противоречия – крылья системы представления в первом отображении (первый раз расположили элементы) являются половинами разных систем. Противоречие всегда возникает исключительно в сознании человека, так как в природе его нет. То, что человек воспринимает как противоречие, видится как двумерное отображение конфликтующей пары субъекта и объекта. Образно говоря, это две половинки разных фотографий, склеенных в одну.

Противоречие представлений – когда человеку не понятен образ предмета размышления. В сознании человека объект должен быть с одним свойством, и одновременно должен быть с другим свойством. Это воспринимается как ошибка мышления. Представьте. Вы видите зебру с двумя головами. А когда приглядитесь, то увидите двух зебр, стоящих рядом.

Ячейки схемы:

П1,П2 – представление условий взаимодействия. В ранних разработках метода использовался термин “поле”, имеющий смысл информации о времени, пространстве и энергии взаимодействия субъекта и объекта. П1,П2 - описание условий события и параметров взаимодействующих элементов. Это ячейка схемы, где хранится информация о том, где, когда и как происходит взаимодействие. Она указывает на энергию, которая производит действие субъекта на объект и даже на стоимость объектов. В ячейке П (представлении) может быть любой уровень фокусирования на детали задачи. Ячейка П динамическая, по аналогии с программированием (динамический массив – это структура данных переменного размера, позволяющая в процессе выполнения программы автоматически добавлять и удалять элементы). В ячейке П могут содержаться различные варианты других САО-цепочек (см. определение САО ниже).

“П”, как динамическое представление мгновенного снимка внутренних структур и состояния систем, конкретизирует оперативное время и оперативную зону желаемого и фактического события. С помощью Представления человек точно определяет диапазон конфликта или желаемого события. Противоречие возникает из-за того, что Представления в двух крыльях схемы разные и имеют свои нюансы. Совпадение Представлений (П1,П2) приведет к решению задачи.

Для более точного понимания термина “Представление на схеме” лучше использовать определение представления из программирования. Представление – это доступ к данным базы данных. Запрос на данные.“ Представление (англ. view, иногда используются названия «вид», «взгляд») — виртуальная (логическая) таблица, представляющая собой поименованный запрос (синоним к запросу), который будет подставлен как подзапрос при использовании представления. Cодержимое представленияэто результат выполнения запроса”.

К знаку П иногда присоединяется f (focus). Focus view (фокус зрения) – внимательное изучение условий взаимодействия. Чтобы иметь представление о событии, нужно сделать запрос к знаниям, провести анализ места, времени и других параметров системы.

О – объект; то, чье свойство или поведение нужно изменить.

C1,С2 – субъект, который осуществляет воздействие на объект; инструмент (С) изменения изделия (О).

Д1,Д2 – действие субъекта на объект. Д1 и Д2 противоположны или разные. Если Д1 равно Д2, они имеют для решателя положительное значение, то задача решена.

Ц1 – цель первого крыла системы представления. Вопрос “Зачем?” или “Для чего?”. Зачем производится действие субъекта на объект.

Ц2 – цель второго крыла системы представления. “Почему?” или “По какой причине?” возникает нежелательный эффект.

При проведении диверсионного (антиаварийного) анализа, Ц1 становится целью создания условий, при которых нужное событие (например, брак) произойдёт. А Ц2 будет целью создания средств устранения диверсии.

Нюанс – оттенок, тонкое различие в чем-нибудь. Нюансы мысли, нюансы настроения; оттенок, едва заметный переход тонов.

Нюансы представлений – различия в представлениях, нахождение которых даст образ решения задачи.

Образ мышления – это результат проектирования человеком своих представлений о событиях и своем месте в жизни.

Борьба за ресурсы – все системы развиваются в борьбе за ресурсы. Представления человека – это его представления о том, как должны быть распределены ресурсы в его картине мира (представлениях).

Требования – от представлений о системах идут требования к системам.

Законы развития технических систем – это законы развития искусственных систем, и применимые к развитию системы представления образов. Вводится новое определение – законы развития представлений о системах (ЗРПС).

САО (субъект, акция, объект) – общее название смысловых цепочек. Например, Иван взял ручку. В методе есть разделение на смысловые цепочки действия (С,Д,О), цели (С,Ц,О) и представления (С,П,О).

Веполь (два вещества и поле, В1<-В2<-П) – взаимодействие веществ с помощью энергии. Поле в ТРИЗ – действие, энергия изменения. Использование понятия “Представление” вместо “Поле” расширяет вепольный анализ технических систем до социальных систем.

 

Вопросы, которые расположены в схеме

Зачем? –раскрывает, зачем что-то делается, какая цель действия в будущем.

Почему? – обратный вопрос. Раскрывает причины (правила, закономерности, факты и т.д.) из прошлого.

Чем? – Средства, исполнитель, инструмент, субъект.

Что получает? – действие по изменению или использованию объекта. Что получает объект от субъекта? Какую функцию выполняет субъект по отношению к объекту?

Как? – представление о методе и условиях взаимодействия.

Куда? – на объект, к объекту.

Дополнительные вопросы для уточнения есть в Таблице эвристических вопросов.

Как работать со схемой-лентой?

Распечатать, зарисовать в блокноте. Делать надписи или рисовать картинки. Важно, чтобы пришло понимание смысла системы взаимодействия Субъект-Действие-Объект.

Можно использовать программы для рисования интеллект-карт.

Метод “Прообраз” работает одинаково в любом отображении, так как в нем основной принцип – полнота схемы (полнота частей системы представления). Все 9 элементов должны быть расставлены.

Только после этого можно рисовать новую схему. Однако, если какой-либо элемент неизвестен, то ставится Х (или пустая ячейка, или слово “Штуковина”), и при дальнейшем проектировании образ сам появится из подсознания. Эффект “пустой клетки” используется в методе “Цветок раскрывающегося Лотоса”, в котором пустое место обязательно будет заполнено, так как сознание “не терпит” пустоты.

Проблема заключается в том, что люди часто не могут словами выразить то, что видят в воображении. Тогда нужно отдать подсознанию работу подбора слов, а самим конструировать идеальный образ события по схеме. Даже если большинство клеток будут Х, то сам алгоритм выведет на нужную дорогу к образу решения.

Для компьютерных вычислений возможно применение «Троичной логики неопределённости», где ячейка Х обозначает «неопределённость». Отталкивание “от обратного” и нацеленность на ИКР имеет эвристическую силу. Сложные задачи желательно сверять с АРИЗ-85В или другими алгоритмами ТРИЗ.

Базовые знания ТРИЗ нужны, чтобы понимать ИКР, объект и субъект (изделие и инструмент), действие (функцию), цель (главную полезную функцию). Нужно использовать детские слова-функции, такие как "забивалка" (молоток), "удержалка" (гвоздь), "перемещалка" (автомобиль). Ограничений нет. В ТРИЗ широко используется метод “подмены” терминов Х-элементом, “штуковиной” или разными “забивалками”, чтобы чуть позже, в фантазии, найти нужный ответ, который сам собой проявится.

Метод похож на игру в шахматы, только с уже готовой формулой задачи и путем её решения.


Квадраты можно расположить в линию. Это нужно при создании записи в компьютерной базе данных, чтобы программа могла составлять противоречия автоматически.

САО (субъект, акция, объект). САО-“Прообраз”

О противоречиях представлений указывал в своих работах на эту тему в 19 веке Иоганн Фридрих Гербарт, немецкий философ. “Представления, — говорил Гербарт, — становятся силами, сопротивляясь друг другу. Это происходит тогда, когда сходятся вместе несколько противоположных представлений”. (“Основания психологии”, I гл., § 10).

Одно из ключевых утверждений метода “Прообраз” — новые знания появляются в той области сознания, в которой есть только образы, и нет слов, так как их еще не придумали. В ТРИЗ разработаны инструменты для управления воображением и преодоления психологической инерции. Необходимо специально переводить тексты решаемых задач на простые слова, понятные даже детям 12-14 лет.

Чтобы получить образ решения, нужно суметь, с помощью алгоритмов ТРИЗ, создать образ, который в словах будет представлен как системное противоречие “объект должен быть в одном состоянии, чтобы (достичь одной цели) …, и в другом состоянии, чтобы (достичь другой цели) …”.

Столкновение представлений в сознании происходит из-за того, что человеку сложно представить из-за имеющихся стереотипов то, чего не может быть.

САО (субъект, акция, объект) – цепочка кодирования знания по В.В. Мартынову, создателю УСК (Универсального Семантического Кода), называемая в УСК ядерной цепочкой.

В ТРИЗ есть аналогичное представление модели взаимодействия систем – веполь.

Так как метод “Прообраз” создан независимо от УСК (автор “Прообраза” даже не знал о его существовании), то САО будет называться смысловой цепочкой. Тем более, для целей метода, есть и другие смысловые цепочки взаимодействия объектов в задаче – СЦО и СПО, субъект-цель-объект и субъект-представление-объект. САО – в методе обозначается СДО (субъект, действие, объект). САО употребляется также как аббревиатура, чтобы кратко указывать на смысловую цепочку вообще.

САО (СДО) – Иван пишет ручкой.

САО (СЦО) – Ивану, чтобы писать, нужна ручка.

САО (СПО) – Иван, на бумаге механически, ручкой.

САО-цепочки можно записывать в виде знаков САОС (Иван взял ручку себе). Из базовых САО можно составлять множественные смысловые цепочки, в том числе, для анализа процессов в системах.

Смысл, понимание ситуации появляется тогда, когда три цепочки с одной стороны схемы (СЦО+СДО+СПО) и такие же три цепочки другой системы со второй стороны схемы будут соответствовать по смыслу друг другу.

Строительство цепочек не имеет ограничений как с одной стороны, так и с другой. Схема показывает конкретную проблемную ситуацию. Благодаря подходу САО-“Прообраз” можно делать прогноз развития систем или поиск слабых мест в системе.


Противоречие находится в вместе и времени рассогласования между этими шестью смысловыми цепочками. Такое рассогласование – изобретательская задача, которая решается путем согласования образов по всем шести “САО”, расставленным в схеме.

САО в методе “Прообраз” – минимальная смысловая цепочка, как минимальная система представления образа взаимодействия систем.

Бывает, что один объект является одновременно и субъектом систем, воздействующих на объект. “Человек идет” – “Человек (С) совмещает (А) себя с самим собой (О) в пространстве”.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: