Учитель предлагает учащимся рассмотреть пример в учебнике: 35 – 7 и соотнести его с рисунком (с. 57 учебника, часть 1).
– Как из числа 35 вычли число 7?
О б ъ я с н е н и е: число 7 представили в виде суммы удобных слагаемых 5 и 2. Удобно из тридцати пяти вычесть пять, получится тридцать. Осталось из тридцати вычесть две единицы. Из тридцати вычесть два – получится двадцать восемь.
35 – 7 = (35 – 5) – 2 = 30 – 2 = 28
Далее с подробным объяснением (устно)выполняется задание 1 (с. 57 учебника, часть 1).
Для закрепления и отработки приемов сложения и вычитания вида: 26 + 7,35 –7выполняется с комментированием задание 2 (с. 57 учебника, часть 1).
V. Работа над задачами.
Учащиеся читают задачу 3 (с. 57 учебника, часть 1).
– Сколько тракторов было в хозяйстве?
– Сколько купили новых тракторов?
– Каким действием узнаем, сколько тракторов стало?
– Сколько тракторов передали школе?
– Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?
Далее коллективно составляется краткая запись:
Было – 8 т.
Купили – 2 т.
Отдали – 1 т.
Стало –?
Решение задачи учащиеся выполняют самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.
– Прочитайте текст в задании 4 (с. 57 учебника, часть 1).
– Является ли он задачей?
– Почему?
– Поставьте вопрос, соответствующий условию.
– Выделите ключевые (главные) слова для краткой записи.
– Запишите задачу кратко.
– Решите задачу разными способами:
I. 20 – (10 + 7) = 3
II. (20 – 10) – 7 = 3
III. (20 – 7) – 10 = 3.
VI. Развитие навыков счета.
С этой целью выполняется задание 6 (с. 57 учебника, часть 1). Учащиеся выполняют задание самостоятельно, один ученик работает у доски.
П р о в е р к а:
– Посмотрите: все ли на доске выполнено верно?
|
– Проверьте вашу работу.
(Если в каком-то выражении у кого-либо из учащихся допущена ошибка, следует это выражение разобрать подробно.)
VII. Работа с геометрическим материалом.
– Рассмотрите фигуры, изображённые в задании 5 (с. 57 учебника, часть 1).
– Что хотите сказать?
Далее учащиеся выполняют работу по вариантам:
· I в а р и а н т: чертят первый четырёхугольник, а затем проводят в нём 2 отрезка так, чтобы получилось 3 треугольника.
· II в а р и а н т: чертят второй четырёхугольник, а затем проводят в нём 2 отрезка так, чтобы получилось 4 треугольника.
В з а и м о п р о в е р к а.
VIII. Итог урока.
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– Какое задание было для вас самым трудным?
– Какое самым простым?
– Что бы вы хотели изменить в уроке?
– Оцените свою работу.
У р о к 45. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКОВ ПРИМЕНЕНИЯ
ПРИЁМОВ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ВИДА: 26 + 7, 35 – 7
Цели: отрабатывать у учащихся навыки применения приёмов сложения и вычитания вида: 26 + 7, 35 – 7; закреплять умения учеников решать задачи изученных видов, сравнивать выражения; развивать смекалку, мышление детей.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
8 8 8 8 8 8 8
18 18 18 18 18
III. Устный счёт.
1. «Набери число».
2. Вычислите удобным способом.
Учащиеся выполняют с объяснением задание 6 (с. 58 учебника, часть 1), в котором находят значения выражений, пользуясь приёмом группировки слагаемых.
Задание лучше записать на доске.
3. Решение числовых выражений.
Из числа 80 вычтите сумму чисел 9 и 6.
К числу 56 прибавьте разность чисел 27 и 7.
|
IV. Закрепление и отрабатывание навыков применения приёмов сложения и вычитания вида: 26 + 7, 35 – 7.
Сначала устно с подробным объяснением разбирается задание 1 (с. 58 учебника, часть 1), в котором учащиеся вспоминают приёмы сложения и вычитания, изученные на предыдущих уроках.
Затем самостоятельно (по вариантам) дети выполняют задание 2 (с. 58 учебника, часть 1).
Учащиеся I варианта находят значения выражений первого и четвёртого столбиков.
Учащиеся II варианта находят значения выражений второго и третьего столбиков.
С а м о п р о в е р к а.
V. Работа над задачами.
Учащиеся читают текст задания 4 (с. 58 учебника, часть 1).
– Вы прочитали задачу?
– Почему так считаете?
– Поставьте вопрос таким образом, чтобы задача была составной.
– Рассмотрите выражения, записанные ниже.
– Какое из записанных выражений станет решением задачи?
– Что узнаете, решив первое выражение? (Сколько времени затратил Саша на обратный путь.)
– Решите задачу, запишите ответ.
Далее ученики читают задачу 3 (с. 58 учебника, часть 1), выбирают схему, соответствующую этой задаче, а затем решают задачу самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.
После этой работы можно предложить детям задачи на смекалку на с. 58 учебника (часть 1).
Р е ш е н и е:
Масса гири на первых весах – 5 кг, масса гири на вторых весах – 1 кг.