Цель: закреплять навыки счёта, умения сравнивать выражения и именованные числа, решать простые и составные задачи по действиям и выражением, составлять краткую запись задачи и схему-чертёж, находить периметр многоугольника, длину ломаной линии, чертить отрезки заданной длины.
В качестве устного счёта на одном из уроков можно использовать такие задания.
1. «Цепочка».
2. Решение числовых выражений.
– Найдите разность чисел 13 и 7, 16 и 9, 12 и 8.
– К числу 8 прибавьте разность чисел 12 и 7; из числа 16 вычтите сумму чисел 3 и 6.
3. Назовите все двузначные числа, у которых:
– число десятков на 6 больше, чем число единиц (71, 82, 93);
– число единиц на 7 меньше, чем число десятков (81, 92).
На другом уроке устно можно выполнить следующие задания:
1) Заполните таблицу.
Слагаемое | ||||||||
Слагаемое | ||||||||
Сумма |
2) Выявите закономерность и назовите недостающие выражения:
11 – 9 + 8 15 – (11 – 5)
12 – 8 + 7 15 – (12 – 5)
…………… ……………..
…………… ……………..
15 – 5 + 4 15 – (15 – 5)
[П р о п у щ е н ы в ы р а ж е н и я:
13 – 7 + 6 15 – (13 – 5)
14 – 6 + 5 15 – (14 – 5)]
Найдите значения выражений.
3. Вставьте пропущенные числа таким образом, чтобы получились верные равенства и неравенства.
? +? =? +
–? =? –
+? >? +
ð –? <? + ð
Для развития умения учащихся решать выражения на одном из уроков можно предложить ученикам задание 6 (с. 42 учебника, часть 1), в котором дети вспоминают порядок действий в выражениях со скобками (задание может быть выполнено с комментированием) и задание 20 (с. 46 учебника, часть 1). Данное задание может быть выполнено детьми самостоятельно, а затем проверено фронтально.
|
На втором уроке с этой целью детям может быть предложено задание 4 (с. 45 учебника, часть 1). Задание выполняется самостоятельно (полностью или по вариантам) с последующей взаимо- или самопроверкой.
На первом уроке учащиеся выполняют задание, которое способствует закреплению умения сравнивать выражения. Учитель может использовать материал учебника – задание 5 (с. 42 учебника, часть 1) или подобрать своё задание.
На втором уроке дети отрабатывают умение сравнивать именованные числа. С этой целью им может быть предложено задание 23 (с. 46 учебника, часть 1).
Большое количество времени на уроках закрепления изученного отводится работе над задачами: это и составление задач по схеме и краткой записи, и решение задач по действиям и выражением; составление и решение задач, обратных данной и т. д.
На одном из уроков учащимся могут быть предложены задания 3 (с. 42 учебника, часть 1), 9 (с. 44 учебника, часть 1), в которых дети дополняют задачи необходимыми данными и устно решают их. (В задании 3 в первой задаче недостаёт вопроса. Во второй не хватает данных чисел: сколько лет брату. В третьей задаче не хватает данных чисел, их нужно вставить в пустые клетки, и вопроса. В задании 9 в задачах недостаёт данных чисел, их дети вставляют в пустые клетки. )
Также на данном уроке разбирается задача 15 (с. 45 учебника, часть 1).
Учащиеся соотносят текст задачи со схемами, приведёнными ниже, выбирают схему, соответствующую тексту задачи (это схема 1), решают задачу, а затем составляют две задачи, обратные данной, опираясь на оставшиеся схемы.
( · В мультфильме про динозавров 9 серий. Коля посмотрел несколько серий, и ему осталось посмотреть семь серий. Сколько серий посмотрел Коля?
|
· В мультфильме про динозавров несколько серий. Когда Коля посмотрел две серии, ему осталось посмотреть семь серий. Сколько серий в мультфильме?)
На другом уроке учащиеся под руководством учителя разбирают задачу 11 (с. 44 учебника, часть 1), в которой дополняют задачу таким образом, чтобы для её решения подошли выражения, предложенные ниже.
(Н а п р и м е р:
· У портнихи было 10 метров ситца и 5 метров шёлка. Из двух метров ситца она сшила два детских платьица. Сколько метров ткани у неё осталось?
· У портнихи было 10 метров ситца и 5 метров шёлка. Из двух метров шёлка она сшила платье. Сколько метров ткани у неё осталось?)
Затем ученики составляют задачи по кратким записям (устно) и решают их самостоятельно – задание 22 (с. 46 учебника, часть 1).
С целью закрепления умения учащихся находить периметр многоугольника детям может быть предложено одно из заданий (по выбору учителя): 25 (с. 46 учебника, часть 1) или задание на смекалку (с. 42 учебника, часть 1). Задание 25 способствует также формированию умения чертить отрезки заданной длины.
Задание 4 (с. 42 учебника, часть 1) способствует развитию умения учащихся определять длину ломаной линии.
П р и м е ч а н и е. Каждый учитель строит уроки закрепления изученного материала в соответствии с уровнем развития и подготовки учащихся его класса. Здесь дано лишь примерное распределение материала по урокам с использованием (в основном) заданий учебника. Целесообразно, чтобы один из уроков был продуман учителем как нестандартный: урок-путешествие, урок-игра, урок-сказка и т. д.