– Рассмотрите чертёж в задании 2 (с. 31 учебника, часть 1).
– Что хотите сказать? (На чертеже изображены отрезки.)
– Что можно сказать о длине отрезков?
– Как проверить справедливость вашего мнения? (Измерить отрезки.)
– Измерьте отрезки.
– Что вы теперь скажете об их длине?
Далее работа идёт по заданию 1 (с. 30 учебника, часть 1).
– Как называется линия, изображённая на чертеже?
– Сколько звеньев в данной ломаной?
– Определите длину ломаной разными способами.
Затем учитель читает текст из задания 1 (с. 31 учебника, часть 1).
Чтобы ответить на вопрос задачи, учащимся необходимо подготовить чертеж, а затем решить задачу.
VII. Сравнение числа и числового выражения.
Р е ш е н и е в ы р а ж е н и й.
Выполняя задание 6 (с. 30 учебника, часть 1), учащиеся сравнивают число и числовое выражение. Работа выполняется с комментированием.
Задание 5 (с. 30 учебника, часть 1) дети решают самостоятельно, с последующей взаимо- или самопроверкой.
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Какое задание заинтересовало вас больше других?
– Чем?
– Какова ваша работа на уроке?
У р о к 24. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ В ВЫРАЖЕНИЯХ
СО СКОБКАМИ
Цели: познакомить учащихся с решением выражений со скобками; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать наблюдательность, внимание, смекалку, вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
10 8 10 8 10 8
18 18 18 18 18
III. Устный счет.
1. «Назови соседа».
2. Какое число пропущено?
IV. Изучение нового материала.
1. На доске записано равенство:
5 + 2 + 1 = (5 + 2) + 1
– Рассмотрите равенство.
– Чем похожа левая часть равенства на правую?
– Чем они различаются?
– Знак () называется скобки. Скобки показывают, в каком порядке нужно выполнять действия: сначала выполняют действия в скобках, а потом за скобками.
– Подумайте, в каком порядке нужно выполнять действия в выражении (5 + 2) + 1.
(Порядок действий отмечается на доске. )
В каком порядке нужно выполнять действия в выражении 5 + (2 + 1)?
Первое из записанных выражений следует читать так: «К сумме чисел пять и два прибавить число один».
Второе выражение следует читать так: «К числу пять прибавить сумму чисел два и один».
Далее выполняется задание 1 (с. 32 учебника, часть 1). (Лучше, если выражения будут записаны на доске.)
6 + (3 + 1)
– Прочитайте выражение. (К числу шесть прибавить сумму чисел три и один.)
– Какое действие следует выполнить первым? (Действие в скобках.)
Запись на доске:
– Найдите значение выражения:
· сумма чисел три и один равна четырем;
· к шести прибавить четыре – получится десять;
· значение выражения равно десяти.
Аналогично разбираются остальные равенства.
2. На доске запись:
4 – 1 + 2 = 1 6 – 3 – 2 = 5
8 – 5 + 1 = 2 10 – 4 + 5 = 1
– Проверьте значения выражений.
– Что нужно сделать, чтобы без изменения чисел и знаков действий значения выражений стали верными? (Поставить скобки.)
– Поставьте скобки в выражениях.
V. Работа над задачами.
Учитель предлагает детям рассмотреть рисунок в задании 4 (с. 32 учебника, часть 1).
Составьте, опираясь на рисунок и данное решение, задачу.
Учащиеся, разбирая решение задачи, приходят к выводу, что эта задача будет составной, так как в ней два действия.
Затем в качестве самостоятельной работы ученикам может быть предложена задача 6 (с. 33 учебника, часть 1), к которой дети составляют схему-чертёж, а затем решают её.
Работа над заданием 5 (с. 33 учебника, часть 1) проводится фронтально.
Опираясь на схему-чертёж и текст задачи, учащиеся решают предложенную задачу, после чего составляют две обратные ей задачи.
(Длина дорожки в бассейне 100 м. Коля проплыл несколько метров, и ему осталось проплыть 40 м. Сколько метров проплыл Коля?
После того как Коля проплыл по дорожке бассейна 60 м, ему осталось проплыть 40 м. Какова длина дорожки в бассейне?