Учитель предлагает учащимся рассмотреть сумму чисел, записанную на доске:
5 + 3 + 2 = 10
– Как по-разному можно найти значение данной суммы?
С п о с о б I. Сначала к первому слагаемому 5 прибавим второе слагаемое 3.
(5 + 3) – получим 8.
Затем к числу 8 прибавим третье слагаемое 2.
(5 + 3) + 2 – получим 10.
С п о с о б II. Сначала ко второму слагаемому 3 прибавим третье слагаемое 2.
(3 + 2) – получим 5.
Затем полученное число 5 прибавим к первому слагаемому 5.
5 + (3 + 2) – получим 10.
– Какой способ показался вам более удобным?
Далее отрабатывается прием группировки слагаемых при решении следующих выражений:
1 + 9 + 5
2 + 7 + 3
6 + 1 + 9
Ученики выбирают наиболее удобный способ решения выражений.
Н а п р и м е р:
(1 + 9) + 5 = 10 + 5 = 15
2 + (7 + 3) = 2 + 10 = 12
6 + (1 + 9) = 6 + 10 = 16
После этой работы учитель просит детей сформулировать вывод и сравнить его с правилом, данным в учебнике на с. 38 (часть 1).
Затем учитель предлагает учащимся сравнить суммы, записанные на доске:
4 + (1 + 3)
(4 + 1) + 3
(4 + 3) + 1
1 + (4 + 3)
– Что хотите сказать?
– Как вы думаете, значения этих сумм равны?
– Почему так считаете?
– Какой закон сложения применяли в 3-й и 4-й суммах? (Переместительный.)
– Подумайте, правильно ли будет сказать: если нужно сложить несколько чисел, то их можно складывать в любом порядке, значение суммы при этом не изменится. (Да.)
Далее с подробным устным объяснением выполняется задание 3 (с. 39 учебника, часть 1), в котором дети сравнивают выражения, объясняют, как каждое следующее выражение получено из предыдущего, выбирают наиболее удобный способ решения того или иного выражения.
V. Работа над задачами.
Учащиеся читают текст задачи 4 (с. 39 учебника, часть 1), находят условие и вопрос, называют данные и искомое числа, затем составляют схему-чертёж и решают задачу. После того как задача решена, к ней составляются две обратные задачи.
|
( · Экскурсия вместе с дорогой в парк и обратно заняла 1 час. На дорогу было потрачено 20 минут. Сколько длилась экскурсия?
· Экскурсия вместе с дорогой в парк и обратно заняла 1 час. Экскурсия длилась 40 минут. Сколько времени было потрачено на дорогу?)
VI. Работа с геометрическим материалом.
– Вспомните, что называется периметром многоугольника.
– Как найти периметр многоугольника?
– Найдите периметр четырёхугольника, две стороны которого имеют длину по 30 миллиметров каждая, а остальные стороны – по 20 миллиметров каждая.
(Запись на доске и в тетрадях учеников:
Рчетырехугольника = 30 мм + 30 мм + 20 мм + 20 мм,
Рчетырехугольника= 100 мм = 10 см.)
Затем учитель предлагает ученикам рассмотреть кораблик, изображённый на полях с. 39 (учебник, часть 1).
– Что хотите сказать?
– Из каких геометрических фигур состоит кораблик?
– Какой фигуры из приведённых ниже не хватает, чтобы получился такой же кораблик? (Не хватает треугольника, изображающего мачту корабля; этот треугольник жёлтого цвета.)
VII. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Чем важны приобретённые сегодня знания?
– Какова ваша роль на уроке?
У р о к 29. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ВЫРАЖЕНИЙ
Цели: продолжать работу над задачами и выражениями изученных видов; формировать умение учащихся группировать слагаемые, находить удобный способ решения выражений; отрабатывать умение находить периметр многоугольника; развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность.
|
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
19 19 19 19 19
91 91 91 91 91
– Что хотите сказать?
– Одинакова ли роль цифры 1 (9) в числах 19 и 91?
III. Устный счёт.
1. «Набери число».
2. Задание на смекалку.
В семье трое детей: Женя, Валя и Саша: 2 мальчика и 1 девочка.
Среди имён Женя и Валя есть имя одного мальчика. Среди имён Саша и Женя тоже есть имя одного мальчика.
Как зовут девочку? (Девочку зовут Валя.)
IV. Решение выражений.
– Рассмотрите выражения, записанные на доске:
57 – 7 – 1 20 – (2 + 8) 76 – 6 – 1 11 – 7
14 – 9 6 + 7 19 + (9 – 8) 5 + 8
– Разделите выражения на группы так, чтобы в каждой группе оказались похожие выражения.
14 – 9 6 + 7 20 – (2 + 8) 5 7 – 7 – 1
11 – 7 5 + 8 19 + (9 – 8) 7 6 – 6 – 1
После того как выражения разбиты на группы, ученики находят их значения. Третий и четвёртый столбики выполняются с подробным объяснением.
Затем учащиеся решают выражения из задания 1 (с. 40 учебника, часть 1). Желательно, чтобы выражения были записаны на доске.
Дети, применяя правило, с которым познакомились на прошлом уроке, находят самый удобный способ решения выражений. Задание выполняется с комментированием.
Н а п р и м е р:
50 + 6 + 30
Удобно к пятидесяти прибавить сначала 30, а затем к полученному результату прибавить 6.
Сумма чисел 50 и 30 равна 80. К 80 прибавить 6 – будет 86.
Значение суммы чисел 50, 6 и 30 равно 86.
7 +20 + 3 + 70
Удобно к семи прибавить три, а к семидесяти прибавить двадцать, после чего полученные результаты сложить.
Сумма чисел 7 и 3 равна 10. Сумма чисел 70 и 20 равна 90. К 90 прибавить 10 – получим 100.
|
Значение суммы чисел 7, 20, 3 и 70 равно 100.
И т. д.
V. Работа над задачами.
Учащиеся читают текст задачи 4 (с. 40 учебника, часть 1) и соотносят её со схемой-чертежом, приведенной ниже.
– Что в задаче известно?
– Как это показано на чертеже?
– Что требуется узнать?
– Как это показано на чертеже?
– Запишите решение задачи.
– Сформулируйте и запишите ответ задачи.
Затем учащиеся читают задачу 45 (с. 40 учебника, часть 1) и сопоставляют её со схемой-чертежом.
– Чем похожи задачи?
– Чем отличаются? (Первая задача простая, вторая – составная.)
– Рассмотрите выражения, записанные ниже.
– Что узнаем, если к 30 прибавим 20? (Число каменных домов.)
– Что узнаем, решив второе выражение? (Сколько всего домов в дачном посёлке.)
– Какое из выражений является решением задачи? (Второе.)
– Запишите его и решите.
– Дайте ответ на вопрос задачи.