Учащиеся составляют задачи по данным кратким записям (задание 1 на с. 67 учебника, часть 1), а затем решают их по действиям с пояснениями или выражением.
Н а п р и м е р:
Задача 1.
У Саши было 50 рублей. Он купил альбом за 14 рублей и ручку за 6 рублей. Сколько денег осталось у Саши?
Задача 2.
У Оли было 30 рублей, а у Тани – 15. На 20 рублей они купили краски и кисточки. Сколько денег осталось у девочек?
Р е ш е н и е.
Задача 1.
50 – (14 + 6) = 30
Или:
14 + 6 = 20 (р.) – истратили.
50 – 20 = 30 (р.) – осталось.
О т в е т: осталось 30 рублей.
Задача 2.
(30 + 15) – 20 = 25
Или:
30 + 15 = 45 (р.) – было.
45 – 20 = 25 (р.) – осталось.
О т в е т: 25 рублей осталось.
V. Решение выражений.
1. Решение буквенных выражений.
Фронтально выполняется задание 2 (с. 67 учебника, часть 1), где учащиеся вместо букв подставляют в выражения их значения, после чего находят значения полученных выражений.
2. Самостоятельная работа учащихся по карточкам.
К-1. Найдите значения выражений:
36 + 2 48 – 20
5 + 34 90 – 60
29 + 50 54 – 3
К-2. Найдите значения выражений:
72 + 8 65 – 3
36 + 4 83 – 2
55 + 5 60 – 2
К-3. Найдите значения выражений:
97 + 3 50 – 3
52 + 8 40 – 2
64 + 4 80 – 8
К-4. Найдите значения выражений.
55 + 4 64 – 4
3 + 46 57 – 2
21 + 8 30 – 5
VI. Работа с геометрическим материалом.
Учащиеся рассматривают фигуры, изображённые на полях с. 67 (учебник, часть 1).
– Что хотите сказать?
– Назовите каждую фигуру.
– Что называется периметром многоугольника?
– Как найти периметр каждой из изображённых фигур?
– Найдите периметр:
I в а р и а н т – треугольника;
II в а р и а н т – четырёхугольника;
III в а р и а н т – шестиугольника.
– Сравните периметры фигур.
VI. Итог урока.
– Что особенно заинтересовало вас на уроке?
– Что бы вам хотелось сделать по-другому?
|
– Какова ваша роль на уроке?
У р о к 54. УРАВНЕНИЕ
Цели: дать учащимся представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную; продолжать работу над задачами; развивать вычислительные навыки, мышление детей.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
У у у у у
B b b b b
3 3 3 3 3
III. Устный счёт.
1. Продолжите ряд: 4, 7, 11, 16, 22 … (29, 37, 46).
2. Найдите те выражения, значения которых равны 13:
7 + 6 9 + 4
4 + 8 6 + 6
8 + 5 13 – 1
7 + 5 10 + 2
13 + 0 9 + 3
13 – 0 14 – 1
3. Задание 3 (с. 69 учебник, часть 1).
Выполняя задание, ученики повторяют термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», а также то, как найти неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое, значение разности.
IV. Изучение нового материала.
Учитель предлагает детям послушать следующий текст:
У Ромы было 3 карандаша. Папа принёс ему ещё несколько. Когда Рома сосчитал все карандаши, оказалось, что у него их стало 9.
– Что сделал Рома с карандашами, когда считал их? (Объединил или сложил.)
– Как при помощи чисел и знаков арифметических действий записать то, что нам известно? (3 + = 9.)
– Что следует написать на месте пропуска? (Какую-либо букву латинского алфавита.)
– Напишите.
– Прочитайте равенство, которое у вас получилось. (Например: 3 + а = 9.)
Равенство, в котором есть неизвестное число, называется уравнением.
– Какое число следует поставить вместо а, чтобы равенство было верным?
– Число 6 является решением данного уравнения, или корнем.
Решить уравнение – значит найти такое число, при котором равенство будет верным.
|
Далее устно выполняется задание 1 (с. 68 учебника, часть 1), в котором ученики находят значения предложенных уравнений.
На этом уроке учащиеся находят решение уравнения подбором.
V. Работа над задачами.
Учитель предлагает ученикам прочитать текст в задании 6 (с. 69 учебника, часть 1).
– Что хотите сказать?
– Поставьте вопрос, соответствующий условию. (Сколько лет папе?)
– Можно ли сразу ответить на поставленный вопрос? (Нет.)
– Почему? (Потому что мы не знаем, сколько лет маме.)
– Можем это узнать?
– Каким образом?
– Зная, сколько лет маме, можем решить задачу?
– Запишем решение задачи выражением.
Один ученик выполняет работу на доске: 5 + (5 + 19) = 29; папе 29 лет.
Далее учащиеся читают условие задачи в задании 7 (с. 69 учебника, часть 1).
– Задайте такой вопрос, чтобы задача была простой, то есть решалась одним действием. (Сколько времени мама едет на автобусе?)
– Измените вопрос так, чтобы задача стала составной. (Сколько времени мама едет на автобусе и трамвае?)
– Запишите задачу кратко и решите её.
Фронтальная проверка.
VI. Групповая работа.
В группах дети выполняют задание 2 (с. 68 учебника, часть 1) и задание 4 (с. 69 учебника, часть 1).