Предыстория становления и формирования Лиги Наций




Введение

Создание Лиги Наций (Лиги) было первой попыткой урегулировать и связать правовые отношения между различными членами международного сообщества. Первоначально тридцать две страны, которые согласились быть связанными Пактом Лиги Наций (Пакт), хотели обеспечить, чтобы Лига была лишь объединением независимых государств, а не федеративным союзом. Лига не ставила своей целью создание наднационального правительства. Включение оговорки об выходе в самой первой статье Пакта содержало проявление того, что Лига не должна была быть вечной ассоциацией суверенных государств.

Хотя оговорка о выходе была сформулирована сложным образом, она создала много проблем, которые порой угрожали существованию Лиги. В качестве примеров того, как Лига функционировала в разных странах, можно рассматривать отделение Германии в 1933 году, или последующий вывод трех латиноамериканских стран: Гондураса, Никарагуа и Парагвая.

Нас же интересует, в рамках данного исследования, фактический выход из Лиги в результате событий, произошедших либо внутри государства-члена, либо в связи с ее международными отношениями, такими как: аннексия Италией Эфиопии в 1936 году, аннексия Италией Албании в 1939 г., и присоединение Германии к Австрии в 1938 г. Отделение Японии в 1933 году поднимает вопрос о том, может ли Япония после выхода из Лиги действительно продолжать свой мандат на некоторых островах Тихого океана, когда мандат был предоставлен Лигой в 1926 году.

Итак, цель данной работы – изучить вопрос причин и последствий выхода Италии из Лиги Наций.

Объект исследования – выход Италии из Лиги Наций, причины и следствия этого исторического события.

Предмет исследования составили научные, прикладные, иные данные, позволяющие провести комплексное исследование вопроса причин и последствий выхода Италии из Лиги Наций.

Методы исследования: в ходе исследование были применены различные методы изучения и компилирования результатов исследования. В частности, речь идет об использовании методов анализа исторических событий, хронических данных, нормативных документов.

Структура работы: работа состоит из введения, заключения. Списка использованных источников, двух разделов и четырех параграфов.


 

Раздел 1. Лига Наций и ее роль в мировой истории

 

Предыстория становления и формирования Лиги Наций

 

Суверенитет как неотъемлемая и сущностная характеристика государства является одним из главных объектов обеспечения национальной безопасности. Поэтому в условиях глобализации, роста взаимозависимости государств особую актуальность приобретает проблема определения соотношения указанных категорий.

Анализ литературы, прямо или косвенно касается проблемы безопасности, позволяет сделать вывод, что в давние времена и особенно в эпоху Нового времени ученые различали внутренней безопасности (общественную безопасность), которая касается опасностей, которые угрожают обществу и государству изнутри, и внешнюю (военную) безопасность, которая направлена ​​на защиту государства от нападения внешних врагов. Отметим, что длительное время главное внимание уделялось именно вопросам обеспечения внешней безопасности, поскольку существовала настоятельная необходимость предупреждения действий иностранных государств, которые несут в себе угрозу или непосредственное применение военной силы, угрожает свободному развитию общества и самому существованию государства, его подданным (гражданам). Итак, под безопасностью государства длительное время понимали преимущественно проблемы войны и мира.

С позиции обеспечения внешней безопасности можно рассматривать многочисленные интеграционные по своему содержанию проекты достижения мира в Европе, разрабатывались П. Дюбуа, Папой Римским Пием II, королем Богемии И. Подебратом, Е. Крюс, герцогом де Сюлли, которые, однако, из-за отсутствия политической воли европейских монархов не могли быть реализованы в то время. Переосмысление подходов в вопросе обеспечения безопасности произошло в ХVII веке. Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) стала одним из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувший прямо или косвенно почти всех европейских государств. Вестфальский мирный договор сыграл решающую роль в дальнейшем развитии европейских государств, положив начало формированию нового порядка в Европе, который был основан на концепции суверенитета. При этом, Вестфальская система на самом деле не запретила, а позволила войны, в том числе и агрессивно-наступательные, ведение которых было признано законным правом суверенных государств. Кроме того, именно с этого момента главная роль в международных отношениях, которая ранее принадлежала монархам, перешла к суверенных государств, а внешняя политика начала оговариваться не религиозный, а преимущественно экономическими, династическими и геополитическими интересами.

Новый толчок развитию идеи по обеспечению безопасности государства дала эпоха Просвещения. В. Пенн, Ш. де Сен-Пьер, И. Кант, Вольтер, Сен-Симон, Огюстен Тьерри, И. Бентам и другие мыслители, опираясь на разработки своих предшественников, продолжили разработку путей и средств обеспечения мира в Европе. Как и предыдущие проекты, их предложения базировались на признании необходимости создания интеграционного европейского объединения, построенного на федеративных или конфедеративных началах. Их реализация столкнулась с трудностями иного порядка: к такому объединению должны были войти суверенные государства, которым для этого необходимо было добровольно отказаться от реализации ключевых суверенных прав и передать их осуществления наднациональным органам. Вполне естественно, что в условиях, когда процесс становления национальной государственности в подавляющем большинстве европейских стран не завершился, национальные правительства не могли пойти на такие радикальные шаги.

Следующим историческим этапом в развитии идеи безопасности стало осознание того, что самосохранения суверенных государств и развитие межгосударственных отношений требует межгосударственного сотрудничества в качестве дополнительного инструмента обеспечения внутреннего благополучия и внешней безопасности. Такое сотрудничество, в свою очередь, требовала более устойчивых и надежных межгосударственных связей, двусторонние договоры не всегда могли обеспечить. В результате осознания такой потребности во второй половине XIX в. наметилась тенденция к развитию институционального сотрудничества на базе многосторонних соглашений, обусловило возникновение и развитие так называемых «административных союзов»[1] как первых узкоцелевой международных организаций. Все они имели договорный характер и постоянные органы, полномочия которых были крайне ограниченными (как правило, они осуществляли только информационную и посредническую функции[2]). Поскольку их деятельность сосредоточена преимущественно в сферах экономики, науки и техники, связи, в условиях капиталистического производства требовали унифицированных средств связи и обмена, а также формирование своеобразного «поля» для распространения идей и общенациональных инициатив[3] и не касались сферы политики и обороны, а следовательно, не составляли никакой угрозы обеспечению государственного суверенитета[4], то их развитие не встретил серьезных препятствий.

Вместе с тем создание административных союзов выявило ранее не исследованные проблемы обеспечения безопасности государства. Во-первых, членами таких союзов могли быть только так называемые цивилизованные государства, что означало фактически разделение всех государств на цивилизованные, уважающие друг друга и ведут между собой по праву цивилизованных народов, и остальные государства, в отношении которых можно этого права не соблюдать, а следовательно, их интересы не учитывать или даже открыто нарушать, что очевидно порождало угрозу их безопасности. Во-вторых, происходило осознание того, что уровень безопасности государства обусловливается не только состоянием вооруженных сил, но и ее экономическим потенциалом. Членство государства в административных союзах экономического, научно-технического направления способно повышать их конкурентоспособность по сравнению со странами, которые к ним не входят, что сказывается на способности государства защищать свои национальные интересы. В-третьих, участие в административных союзах предусматривает готовность государства к компромиссам и уступкам, напрямую затрагивает проблему обеспечения суверенитета[5].

Обеспечение безопасности – это задача, которую государство в разные времена и в зависимости от внутренней и внешнеполитической ситуации решала по-разному. История неоднократно доказывала, что решение этой задачи не всегда по силам даже самым мощным государствам. Признание этого факта побудило государственной власти, кроме самостоятельного осуществления комплекса мероприятий, направленных на обеспечение собственной безопасности, прибегать к поиску и других способах защиты государственного суверенитета, главным из которых было образование военно-политических союзов. Начало ХХ в. ознаменовался созданием двух следующих блоков: Антанты и Тройственного союза, противостояние которых привело к Первой мировой войны, последствия которой даже для держав-победительниц были крайне негативные последствия. Как отмечал К. А. Чхеидзе, главным результатом Первой мировой войны стало самоуничтожения Европы как мирового гегемона, о чем свидетельствует рассредоточение мировой мощи из Европы в другие части света, прежде всего США; дифференциация Европы на многочисленные государства, когда потеряли и после войны восстановили суверенитет; рост самосознания неевропейских народов, стремление их к самоопределению; заметное экономическое и военно-индустриальное подъема «отсталых» народов[6]. Это обострило проблему обеспечения безопасности государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: