Организация и стратегия НИОКР




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Владимирский Государственный университет имени

Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)

 

Кафедра Технология машиностроения

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Организация НИОКР»

на тему:

Ресурсное обеспечение НИОКР

Выполнил:

ст. гр. ИНм-117

Казанин Н.Н.

 

Принял:

доцент, к.т.н. Жданов А.В.

Владимир, 2018

Содержание

Введение. 3

1. Организация и стратегия НИОКР. 5

1.1 Организация внедрения результатов НИОКР 9

2. Организация осуществления и внедрения НИОКР. 13

2.1 Глобальные тенденции ресурсного обеспечения НИОКР. 13

2.2 Обеспечение ресурсами ………………………………………….…..14

Заключение. 17

Список использованной литературы.. 18

 


Введение

В последние годы отмечается новый подъем интереса к изучению и осмыслению роли науки в мировом экономическом развитии. Это связано с самыми разнообразными причинами, среди которых следует, вероятно, особо отметить наблюдаемую в современном мире высокую неравномерность темпов экономического роста в различных странах, обострение глобальной конкуренции на рынках наукоемкой продукции, сильный бюджетный дефицит, ограничивающий возможности государственного финансирования НИОКР, и, наконец, появившиеся новые теоретические подходы к объяснению экономической динамики.

Можно попытаться с самых общих позиций представить три разных типа взаимоотношений сферы НИОКР и экономики в целом.

Во-первых, науку можно трактовать как одну из составных частей (подсистем, функциональных элементов) экономической системы общества. Тогда ее существование и развитие следует рассматривать в тесной увязке с состоянием экономики. Последняя органично впитывает достижения науки и регулирует ее развитие в соответствии с внутренними потребностями. Иными словами, в этом случае предполагается наличие сильного экономического детерминизма по отношению к науке.

Во-вторых, можно предположить, что наука все-таки в той или иной степени автономна от экономики. Часть усилий ученых направляется на удовлетворение потребностей народного хозяйства, часть -- на получение нового знания, которое в данный момент может и не иметь непосредственного практического значения, но рано или поздно найдет свое воплощение, скажем, в конкретных технологиях и будет использовано во благо обществу. экономика наука НИОКР бизнес инновационный

В-третьих, имеет право на существование и тезис о том, что наука самоценна сама по себе и должна в силу этого развиваться независимо от экономической ситуации -- любые достоверные научные результаты крайне важны для понимания окружающего мира и прогресса всей человеческой цивилизации.

Инновационная сфера, главной составляющей частью которой является опытно-конструкторские и научно-исследовательские разработки (далее НИОКР), на современном этапе развития является основным двигателем экономического роста, причем роста не количественного, что свойственно российской экономике в последнее время, а роста качественного (повышение производительности труда, качества жизни), что присуще развитым экономикам.

Проблема развития сферы НИОКР наталкивается на решения вопросов финансирования. В своей работе я попыталась проанализировать организацию финансирования НИОКР в России, выявить современные проблемы, наметить пути их возможного преодоления, основываясь на практике организации финансирования за рубежом, мнениях российских экономистов по трансформации современной системы финансирования НИОКР, логике и знаниях полученных в ходе изучения дисциплины "финансы" и сопутствующих дисциплин.

 


Организация и стратегия НИОКР

Одной из задач стратегического менеджмента корпорации является управление инновациями в ней прежде всего посредством решений по отбору проектов и распределению ресурсов. При этом необходимо обеспечить комплексный процесс принятия решения от верхнего уровня менеджмента до уровня управления НИОКР.

На практике ресурсы фирмы всегда ограничены и проекты конкурируют между собой по частным видам ресурсов (оборудование, кадры разработчиков, материалы и самый дефицитный ресурс - эффективное управление). Поэтому максимизация вклада всего портфеля НИОКР может достигаться и за счет отказа от проекта, заманчивого самого по себе. Стратегия НИОКР на основе максимизации ожидаемой финансовой отдачи учитывает только этот фактор, что приводит к ориентации на определенную технологию, рынок, минимальный риск. Ясно, что такая стратегия может быть успешной лишь в краткосрочной перспективе. Процесс принятия решений относительно НИОКР на уровне корпорации иллюстрирован рис.9.

Реализация такого процесса должна включать постоянный диалог между высшим руководством фирмы и руководством НИОКР.

Рис. 1. Процесс принятия решений относительно НИОКР

Стратегия НИОКР играет для сферы НИОКР в компании примерно ту же роль, что стратегия корпорации для компании в целом (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение функций стратегий корпорации и НИОКР

Сфера влияния Корпоративная стратегия Стратегия НИОКР
Ресурсы Распределение между сферами управления Распределение между проектами
Критерии определения целей Экономическая обстановка на рынке Положение корпорации на рынке
Области бизнеса Продуктово-рыночная стратегия Технико-продуктовая стратегия
Объекты планирования Продуктово-рыночный ассортимент Балансировка портфеля проектов
Временной аспект Увязка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных аспектов

Как известно, идентификация или определение стратегии - лишь начальный этап стратегического менеджмента. В целом стратегический менеджмент инноваций может быть представлен схемой на рис. 2.

Рисунок 2 – Стратегическое управление инновациями

Практически фирма может применять различные типы стратегии. Наступательная стратегия с высоким риском, высокой окупаемостью требует определенной квалификации, способности видеть новые рыночные перспективы и уметь быстро реализовать их в продуктах. Неспособность небольших фирм к осуществлению крупных НИОКР позволяет предположить, что этим фирмам не хватает обычно ресурсов для реализации наступательной стратегии. Однако в целом ряде технологических отраслей мелкие компании могут сконцентрироваться на одном проекте, в то время как крупные фирмы распределят свои усилия на ряд проектов. Рыночный лидер обречен занимать наступательную позицию, ибо его позиции могут быть подорваны при появлении научно-технического нововведения.

Защитная стратегия предполагает невысокий риск и пригодна для компаний, способных получить прибыль в условиях конкуренции, поддерживая норму прибыли посредством низких издержек. Такую стратегию можно рекомендовать компании, более сильной в маркетинге, чем в НИОКР. Однако и такой компании необходим достаточный научно-технический потенциал, чтобы быстро ответить на инновации конкурентов.

Лицензирование иногда называют поглощающей стратегией. Даже самые крупные компании не могут создать полного фронта НИОКР. Лицензирование может быть и поддерживающей стратегией для небольших фирм, которым трудно реализовать внедрение крупного нововведения. Альтернативой приобретению технологий может быть привлечение специалистов.

Успешность применения той или иной стратегии НИОКР зависит от стадии жизненного цикла отрасли (табл.2).


 

Таблица 2

Вероятность успешного применения стратегии

Стадия развития отрасли Варианты стратегии НИОКР
Наступательная (новые продукты и технологии) Защитная Лицензирование
Улучшение продуктов Улучшение технологии
Рост Высокая Низкая Низкая Низкая
Замедление роста Средняя Высокая Средняя Высокая
Зрелость Низкая Средняя Высокая Средняя-высокая

 

Диверсифицированные компании, как правило, производят продукты, находящиеся на разных стадиях своих жизненных циклов. Рыночные позиции этих компаний тоже различны. Матричная техника анализа портфеля таких компаний может использоваться при выборе стратегии НИОКР.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: