Тема: Личные местоимения. Разбор местоимения как часть речи.
Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
Задачи:
· - упражняться в разборе местоимений как часть речи;
· - воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;
· - развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.
Личностные УУД:
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
- повышение уровня мотивации учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
- вырабатывать способность различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
- создавать условия психологической комфортности адекватную самооценку собственной деятельности.
- уметь формулировать ответы на поставленные вопросы, сотрудничать;
- формировать у обучающихся способность к рефлексии;
- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Познавательные УУД:
- создать условия для расширения представлений обучающихся о грамматических признаках имен существительных с целью практического умения писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа;
- систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
- научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных;
- учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
- развивать наблюдательность и умения рассуждать;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
- адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Орг. момент. | - Здравствуйте. Запись даты урока Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш и линейка. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться Работаем старательно, Слушаем внимательно! | Взаимное приветствие | Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности. Р: организовывают свое рабочее место под руководством учителя. |
II. Сообщение темы и цели урока. | Учитель читает стихотворение: Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫПри НИХ на берегу ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать - не могу! МЫВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, ВЫИМ, обратно, НАС. Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, А МЫс НИМ - к НЕЙ от ВАС… Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ, - Всё ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАС от ВСЕХ… - Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему? -Для чего существуют местоимения в речи? - Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная). - Прочитайте ключевые слова и сформулируйте цель урока на основе этих ключевых слов Ключевые слова темы: местоимение число личные род (на доске) лицо - Учиться определять признаки местоимения как части речи. | В стихотворении нет существительных. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. | П: отвечают на простые и сложные вопросы учителя. Р.: выполняют требования учителя |
III. Закрепление изученного материала. Выполнение задания №162 Выполнение задания №159 | - Прочитаем все вместе стихотворение.
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
- Слова, какой части речи вы назвали?
Почему данные местоимения называют "личными"?
- В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными.
Уч-ль вешает таблицу "Личные местоимения".
- Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.
- Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного? (Ставятся таблички).
- Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.
Физминутка (сидя).
- Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он, и я, и ты - Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты, и не будет доброты, Если только я и ты - Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин) "Четвёртое - лишнее". (слова на доске)
- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.
Я, они, на, ты (предлог)
Но, оно, она, они (союз)
Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)
Он, она, они, оно (мн.ч.)
Мы, я, вы, они (ед.ч.)
Он, она, они, мы (1-е лицо)
- Запишите строчку этого задания без лишнего слова, укажите лицо и число личных местоимений.
Например:
Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты (2 л., ед.ч.).
Физминутка.
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Разбор местоимения как часть речи. Работа над алгоритмом.
а) -Назовём порядок разбора местоимения как часть речи.
Порядок разбора местоимения как части речи.
| Уч-ся читает стихотворение: Личные местоимения указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то | К: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события Л: ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; К: читают вслух и про себя тексты учебников К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. П: наблюдают и делать самостоятельные простые выводы. Р: проверяют свои силы на практике самостоятельно. П: наблюдают и делать самостоятельные простые выводы. |
IV. Итог урока. | - Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? - Что общего в порядке разбора существительного и местоимения как часть речи? - Какие признаки есть и у существительных, и у местоимений? - У всех ли местоимений можно определить род? | Личные Нужно поставить в начальную форму Число род Только у местоимений 3-го лица ед. ч | Р: осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала. К: оценивают точку зрения своих сверстников. Л: адекватно оценивают себя по критериям |
Рефлексия. - Наш урок заканчивается, и я хочу узнать, с каким настроением вы уходите с него. - Что вам запомнилось на уроке? Что больше всего понравилось? - Какие желания возникли у вас на сегодняшнем уроке? О чем расскажете дома? - Оцените каждый себя: кто написал красиво и не допустил ошибок? Довольны ли своей работой на уроке? - Если вы думаете, что хорошо усвоили тему «Местоимение» и не допускали ошибок «зажгите» зеленый свет. - Если думаете, что допускаете единичные ошибки и вам ещё нужно повторить данную тему, зажгите желтый свет. - Если думаете, что плохо справлялись с заданиями и вам еще нужно поработать над темой «Местоимение », зажгите красный свет. |