Урок учителя на тему: «Лицо и число местоимений»




Тема: Личные местоимения. Разбор местоимения как часть речи.

Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;

Задачи:

· - упражняться в разборе местоимений как часть речи;

· - воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;

· - развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

 

Личностные УУД:

  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
  • повышение уровня мотивации учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

  • вырабатывать способность различать способ и результат действия;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
  • создавать условия психологической комфортности адекватную самооценку собственной деятельности.
  • уметь формулировать ответы на поставленные вопросы, сотрудничать;
  • формировать у обучающихся способность к рефлексии;
  • отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.

Познавательные УУД:

  • создать условия для расширения представлений обучающихся о грамматических признаках имен существительных с целью практического умения писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа;
  • систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
  • научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных;
  • учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
  • развивать наблюдательность и умения рассуждать;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
  • адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Орг. момент.   - Здравствуйте. Запись даты урока Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш и линейка. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться Работаем старательно, Слушаем внимательно! Взаимное приветствие Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности. Р: организовывают свое рабочее место под руководством учителя.
II. Сообщение темы и цели урока.   Учитель читает стихотворение: Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫПри НИХ на берегу ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать - не могу! МЫВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, ВЫИМ, обратно, НАС. Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, А МЫс НИМ - к НЕЙ от ВАС… Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ, - Всё ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАС от ВСЕХ… - Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?   -Для чего существуют местоимения в речи?     - Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная). - Прочитайте ключевые слова и сформулируйте цель урока на основе этих ключевых слов Ключевые слова темы: местоимение число личные род (на доске) лицо - Учиться определять признаки местоимения как части речи.       В стихотворении нет существительных. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.     Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.   П: отвечают на простые и сложные вопросы учителя.     Р.: выполняют требования учителя  
III. Закрепление изученного материала. Выполнение задания №162 Выполнение задания №159   - Прочитаем все вместе стихотворение. Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения. Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. - Слова, какой части речи вы назвали? Почему данные местоимения называют "личными"? - В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными. Уч-ль вешает таблицу "Личные местоимения". - Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь. - Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного? (Ставятся таблички). - Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите. Физминутка (сидя). - Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение. Цветы. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он, и я, и ты - Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты, и не будет доброты, Если только я и ты - Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин) "Четвёртое - лишнее". (слова на доске) - Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. Я, они, на, ты (предлог) Но, оно, она, они (союз) Я, Яна, ты, вы (существительное, имя) Он, она, они, оно (мн.ч.) Мы, я, вы, они (ед.ч.) Он, она, они, мы (1-е лицо)   - Запишите строчку этого задания без лишнего слова, укажите лицо и число личных местоимений.   Например: Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты (2 л., ед.ч.). Физминутка. Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Разбор местоимения как часть речи. Работа над алгоритмом. а) -Назовём порядок разбора местоимения как часть речи. Порядок разбора местоимения как части речи.
  1. Ставлю слово в начальную форму.
  2. Устанавливаю, что это местоимение.
  3. Указываю, что оно личное.
  4. Определяю его признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица ед.ч.).
Похвалялись ежи: „У нас с шубы хороши!” (У) нас – н.ф. мы, мест., личное, 1-е лицо, мн.ч. Самостоятельная работа. "Вставь местоимение"(у уч-ся индивидуальные карточки). - Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола. Вставьте пропущенные личные местоимения. Одно разберите как часть речи. Хитрые вопросы.
  • 1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).
  • 2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).
  • 3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).
Ребус. 7 я (семья)  
Уч-ся читает стихотворение: Личные местоимения указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то     К: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события   Л: ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; К: читают вслух и про себя тексты учебников     К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.   П: наблюдают и делать самостоятельные простые выводы.   Р: проверяют свои силы на практике самостоятельно. П: наблюдают и делать самостоятельные простые выводы.  
IV. Итог урока.   - Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? - Что общего в порядке разбора существительного и местоимения как часть речи? - Какие признаки есть и у существительных, и у местоимений? - У всех ли местоимений можно определить род?     Личные   Нужно поставить в начальную форму Число род   Только у местоимений 3-го лица ед. ч Р: осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала. К: оценивают точку зрения своих сверстников. Л: адекватно оценивают себя по критериям
  Рефлексия. - Наш урок заканчивается, и я хочу узнать, с каким настроением вы уходите с него. - Что вам запомнилось на уроке? Что больше всего понравилось? - Какие желания возникли у вас на сегодняшнем уроке? О чем расскажете дома? - Оцените каждый себя: кто написал красиво и не допустил ошибок? Довольны ли своей работой на уроке? - Если вы думаете, что хорошо усвоили тему «Местоимение» и не допускали ошибок «зажгите» зеленый свет. - Если думаете, что допускаете единичные ошибки и вам ещё нужно повторить данную тему, зажгите желтый свет. - Если думаете, что плохо справлялись с заданиями и вам еще нужно поработать над темой «Местоимение », зажгите красный свет.      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: