Живопись первой половины XIX века (продолжение)




Одной из самых величественных фигур искусства этого периода является Александр Андреевич Иванов (1806-1858). Во многом он представляется противоположностью Карла Брюллова, хотя и общее между этими художниками тоже было. Как и Брюллов, Иванов был сыном преподавателя Академии художеств, получил золотую медаль и поехал на стажировку в Италию. Но блестящим талантом, в отличие от Брюллова, он одарён не был, до успехов доходил тяжким трудом, доводя себя порой до изнурения.

Он не стремился к эффектности и лёгкому успеху, вкладывая в своё искусство много сил, размышлений, считая себя тем, кто несёт через свои произведения слово истины. По приезду в Италию он написал замечательное полотно «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» 1830-34). Она завершила ранний период его творчества и показала прекрасную академическую выучку. В картине выражена гармония человека и природы, прославляется сила искусства. Уже в этой работе обращает на себя внимание поэтичный одухотворённый пейзаж.

Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением

Затем начались поиски темы, которая бы дала возможность художнику раскрыть глубокое философское и нравственное содержание. Выбор Иванова пал на сюжет явления Христа народу, в котором могло быть показано обретение людьми истинных ценностей веры и морали. Он работал над этой картиной 20 лет (1837-1857), оставшись в Италии практически без средств, отказывая себе даже в самом необходимом, воспринимаясь другими как чудак или даже сумасшедший. Художнику казалось, что в своём полотне он несёт людям новое пророческое слово, показывает, какой правды следует ждать от жизни. К картине было сделано множество эскизов, многие из которых выглядят интереснее и оригинальнее, чем окончательный вариант.

Явление Христа народу (Явление Мессии)

Монументальная картина (5,5 на 7,5 м.) чётко скомпонована. Главным действующим лицом в ней является Иоанн Креститель (стоит чуть левее центра и указывает на идущего Христа). За его спиной изображены будущие ученики Христа (апостолы), они уже уверовали в него. Сидящие фигуры в центре – колеблющиеся, они ещё не приняли крещение. Среди них – разбойник с клеймом на лбу (в голубом хитоне) как знак того, что Христос принимал и прощал отверженных. Рядом с ним – двое стоящих, по-видимому, отец и сын. Их ещё называют «дрожащими», в них выражен страх перед решительным поступком. Замыкают вереницу людей фарисеи – противники Христа и римские солдаты. Они стоят спиной к подходящему Христу, словно не желая знать о нём. Фигуры римлян говорят о тех, кто будет казнить Христа. Сам Мессия написан вдалеке. Его фигура чуть больше, чем того требует перспектива; это сделано для того, чтобы подчеркнуть значительность персонажа. Всё действие разворачивается на фоне безмятежного величественного пейзажа.

Параллельно с работой над «Явлением Мессии» Иванов занимался библейскими эскизами. Это наброски к так и неосуществлённым фрескам и картинам. Здесь художник чувствовал себя полностью свободным от традиций, поэтому многие из этих небольших листов смелее и интереснее, чем его огромная работа, которой он посвятил всю жизнь.

Хождение Христа по водам из «Библейских эскизов»

Ценой больших материальных затрат Иванов привёз «Явление Христа народу» в Петербург, но там она была встречена равнодушно. Российское общество волновали совсем иные, далёкие от религии проблемы, чего Иванов, долго оторванный от Родины, не понимал. Значение его картины было осознано только после смерти художника, который так и не стал пророком в своём отечестве.

Самым известным пейзажистом этого времени является Иван Константинович Айвазовский (1817-1900). Несмотря на то, что его творчество продолжалось и во второй половине века, как художник он сформировался в 1840-е годы. Он закончил пейзажный класс Академии художеств и рано определил для себя как основной жанр марины (морского пейзажа). Это естественно для человека, родившегося в Крыму и видевшего море с детства. Впоследствии художник много путешествовал, изобразив в своих работах многие места земного шара. В стиле работ Айвазовского много от эстетики романтизма, он любит изображать крайние состояния морской стихии и беспомощность перед ней человека. Его марины делятся на две основные группы – безмятежно-лирические и картины-катастрофы. К второму типу относится знаменитая работа «Девятый вал», к первому – «Вид Одессы в лунную ночь».

Девятый вал, 1850 г.

 

Вид Одессы в лунную ночь, 1855

В конце жизни он пишет суровую величественную картину «Чёрное море».

Особую часть наследия художника составляют картины, в которых он изображает морские битвы, рисуя их по воображению и описаниям очевидцев. Айвазовский был очень плодовит, в его наследии – более 5000 произведений. Он писал не только морские пейзажи, но и библейские сюжеты, ландшафтные мотивы. Но ценится до наших дней прежде всего как живописец, показавший море во всём его многообразии и величии.

Непонятым и недооценённым был Павел Андреевич Федотов (1815-1852) – художник переходной эпохи середины 19 века. В его творчестве проявляет себя реализм, а не романтизм или классицизм, как у его современников. По основной профессии Федотов был военным. Когда начальству стало известно о его увлечении рисованием, лично император Николай I приказал зачислить его в Академию художеств в класс батальной живописи. Но военная тема была чужда художнику. Его кумирами были «малые голландцы», писавшие в бытовом жанре. Федотов уходит из Академии и начинает работать самостоятельно. Жизнь его проходила в бедности, работы были известны немногим. Картины он писал медленно, продавал их редко и к концу жизни впал в жестокую нужду.

Первая картина Федотова «Свежий кавалер» была комической по первому впечатлению: чиновник, получивший свой первый орден, просыпается после дружеской попойки в разгромленной комнате. Но, подобно Гоголю, комизм Федотова был с двойным смыслом: под личиной смешного человека в разодранном халате скрывает домашний тиран, грубый и тщеславный. Уже в этой картине проявилось стремление Федотова характеризовать своих героев через мир окружающих их предметов. Он с лёгкостью мог придумать своих персонажей, не пользуясь натурщиками, а вот предметы писал всегда настоящие.

Более безобидный комизм проявился в картине «Завтрак аристократа», в которой молодой человек, пытающийся казаться богаче, чем есть, застигнут врасплох не вовремя пришедшим гостем. Множество деталей указывают на мнимое богатство героя: модно подстриженный пудель, роскошная домашняя одежда, дорогая мебель, пакет от устриц, лежащий на стуле. Но кусок сухого хлеба на завтрак и книга «бульварного» писателя Булгарина указывают на бедность как материальную, так и духовную.

Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик), 1846 г.

Завтрак аристократа (Не в пору гость), 1850 г.

Самой знаменитой является картина «Сватовство майора», основанная на событиях из жизни художника. Он, как и герой картины, пытался жениться на богатой купеческой дочери. Главными героинями, выделяющимися светлыми платьями на тёмном фоне комнаты, являются мать и дочь. Мать принуждает дочь остаться на смотрины, хотя девушка стремится убежать. Художник показывает, что в обществе, где всё решают деньги, брак становится предметом сделки.

Сватовство майора, 1848

Поздние картины Федотова трагичны по содержанию. Это связано и с возрастающими материальными проблемами, и с тем, что Федотова заподозрили в революционных настроениях и несколько раз вызывали на допросы. Так появляется трогательная «Вдовушка», где молодой героине предстоит жизнь в тяжёлом безденежье. Страшная бессмысленность жизни проявляется в картине «Анкор, ещё анкор». В ней офицер заставляет свою собаку снова и снова прыгать под его команду. Залитая тёмным багровым светом комната подобна тюрьме, в которой проходят дни офицера долгой зимой. Раздражение героя проявляется в том, что он мучает несчастную собаку.

Эту картину Федотов, по-видимому, создавал уже в момент обострения душевного заболевания. Измученный бедностью и жизненными неурядицами, он сходит с ума и умирает в больнице для душевнобольных в возрасте 37 лет. В своём творчестве он предвосхищает мир произведений Достоевского.

Вдовушка, ок. 1850 г.

Анкор, ещё анкор. Ок. 1852 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: