Использование компьютерных технологий в учебном процессе отвечает психофизиологическому развитию учащихся, допускает простоту в организации занятий, оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. А ведь в настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться.
Благодаря использованию мультимедийных технологий в обучении:
1. Увеличивается активность учащихся на уроке.
2. Появляется возможность оперативного тестирования учащихся.
3. Экономится время и предоставляется возможность решения большего числа задач.
4. При проведении урока с использованием мультимедийных технологий соблюдается основной принцип дидактики - наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие, развивает пространственное воображение и все виды мышления у детей.
С другой стороны, стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.
Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования. Современные школы уже подключены к Интернет, и преподавание информатики начинается со второго класса. Компьютер и Интернет, как всякие сложные технологические продукты, наряду с неоспоримыми преимуществами могут нанести серьезный вред ребенку. Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией, является изучение влияния компьютера на организм, психическое состояние и развитие ребенка.
|
При современном уровне развития техники вредными для детей и, вообще, пользователей любых возрастов, являются скорее не излучения, а умственное и нервное переутомление.
Вот выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать», вышедшей в издательстве «София»:
«Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей - и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен».
Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку, в силу особенностей его психологического развития, интересно все. Оставить ребенка один на один с компьютером в Интернете, это все равно, что бросить его одного на улице большого и незнакомого города. Когда ребенок часами сидит один за компьютером, происходит почти то же самое - скорее всего, он слоняется по виртуальным улицам и подворотням. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей.
|
Для этого нужна хорошо продуманная методика обучения основам информационной безопасности.
Организация режима доступа к образовательным ресурсам Интернет:
· проведение инструктажей по доступу к образовательным ресурсам Интернет;
· разработка методического пособия «Интернет - ресурсы для образовательного процесса»;
· установка программ-фильтров на школьные компьютеры;
· проведение лектория для родителей учащихся по режиму доступа детей к образовательным ресурсам;
· памятка родителям «Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в Интернет».
Существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить маленького пользователя. Они называются программами Родительского контроля. Родительский контроль встроен в Windows Vista. Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенка в четырех направлениях:
a. ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,
b. блокировать доступ к некоторым сайтам,
c. блокировать доступ к другим интернет-сервисам,
|
d. запрещать запуск некоторых игр и программ.
При среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посвященные оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащим нецензурную лексику.
Видеть в современной технике только добро или только зло - это крайности, которых следует избегать. Техника всего лишь инструмент в человеческих руках, предназначенный для достижения тех или иных целей. И как при использовании любого инструмента, работа в Интернет требует определенной техники, а точнее - культуры безопасности.
При всей важности технических средств, понятно, что они являются всего лишь частью осуществления политики информационной безопасности. Она включает воспитательные и образовательные мероприятия.
В проведении политики информационной безопасности школы принимают участие все заинтересованные в этом лица: педагоги, учащиеся, их родители. Документально политика использования ресурсов сети Интернет зафиксирована в «Правилах использования сети Интернет в муниципальном общеобразовательном учреждении».
В школе может быть создан Общественный Совет по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете, в состав которого входят представители администрации школы, учителя, учащиеся, родители. Основная функция Совета - контроль использования учащимися ресурсов сети Интернет. Также должен быть разработан пакет документов, регламентирующий работу Совета:
1. Положение об Общественном совете школы по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете. Инструкция для сотрудников средней общеобразовательной школы и членов Общественного Совета школы о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет.
В помощь классным руководителям для проведения классных часов и родительского лектория могут быть разработаны:
Памятка учащимся «О чем надо знать при работе в Интернет. Памятка родителям по управлению безопасностью детей в Интернет.
В помощь учителям-предметникам могут разработаны методические рекомендации:
1. Памятка по оформлению методических материалов для размещения на сайте.
2. Памятка по составлению мультимедийной презентации.
Формирование информационной культуры и безопасности - процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Но он может превратиться и в зловещую паутину, губящую людей, если люди будут искать в ней нечистоты и превращать ее во всемирную помойку. Задача взрослых (педагогов, родителей) - формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности.
Тема 11: «Безопасность при перевозках учащихся». (4 часа).
Вопросы:
1. Перевозка автомобильным транспортом.
2. Перевозка железнодорожным транспортом.
3. Меры безопасности перевозки учащихся на транспорте.