Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия




Критерии конкурентоспособности предприятия Показатели конкурентоспособности предприятия
Эффективность производственной деятельности предприятия Эффективность управления производственным процессом Экономичность производственных затрат Рациональность использования основных фондов
Финансовое состояние предприятия Показатели имущественного положения Показатели ликвидности и платежеспособности Показатели финансовой устойчивости Показатели деловой активности
Эффективность организации сбыта и продвижения товара Коэффициент затоваренности готовой продукцией Рентабельность продаж Коэффициент загрузки производственных мощностей Эффективность рекламы
Конкурентоспособность продукции Качество продукции Цена продукции Доля на рынке
Деловая активность предприятия Надежность поставщиков Быстрота реакции на заказы Инвестиционная привлекательность

 

В зависимости от конкретных целей анализа используются различные показатели или их сочетание, которые дают количественную оценку деятельности предприятия в области обеспечения конкурентоспособности.

Система показателей оценки конкурентоспособности предприятия, предложенная О.В. Аристовым [2]:

– качество управления предприятием;

– качество продукции;

– широта и глубина ассортимента;

– финансовое состояние;

– способность к инновациям;

– эффективность использования ресурсов;

– работа с персоналом;

– долгосрочные капитальные вложения;

– уровень системы товародвижения и сервисного обслуживания;

– эффективность формирования спроса и стимулирование сбыта;

– имидж фирмы, известность торговых марок;

– ответственность перед обществом и природой.

Оценка конкурентоспособности предприятия, разработанная авторами Э.В. Минько и М.Л. Кричевским [13].

Показатель конкурентоспособности выражен формулами:

, (2.15)

, (2.16)

где: – показатель конкурентоспособности предприятия;

r – рентабельность продукции предприятия;

R – средневзвешенная рентабельность продукции по выборке предприятий;

I – индекс изменения объемов выручки предприятия;

– индекс изменения объемов выручки по выборке предприятий;

– показатель конкурентоспособности предприятия по рентабельности;

– показатель конкурентоспособности предприятия по динамике доли рынка.

Чем выше , тем более конкурентоспособным по отношению к выборке является рассматриваемое предприятие.

В свою очередь, показатели рентабельности определяются как отношение прибыли от реализации продукции предприятия (выборки) к затратам (формула 2.17), осуществленным для ее производства и реализации. Индексы изменения объемов прибыли рассчитываются как отношение прибыли от реализации продукции предприятия (выборки) в анализируемом периоде к соответствующему показателю предшествующего периода:

, (2.17)

, (2.18)

Методика оценки конкурентоспособности предприятия разработана Р.Х. Хасановым [24].

Данная методика оценки конкурентоспособности предприятия основана на концепции ценностной цепи М. Портера. Методика предполагает оценку конкурентоспособности на основе ценностных действий внутри предприятия. Анализу подлежат следующие виды деятельности предприятия.

Основная деятельность: входная логистика, производство, исходящая логистика, маркетинг и продажи, обслуживание.

Вспомогательная деятельность:снабжение, развитие технологии, управление людскими ресурсами, инфраструктура предприятия.

Оценка осуществляется экспертным путем с использованием опросных листов. Пример оценки конкурентоспособности входной логистики представлен в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Входная логистика

Ценностное действие Оценка 1–5
Эффективность переработки грузов (учитывается обеспеченность специальным оборудованием, навыки персонала)  
Используется система доставки сырья и материалов «точно в срок» (используется, не используется, используется частично)  
Оцените размер затрат на хранение продукции  
Размер запасов (оптимальный, перерасход, недостаточный)  
Условия доставки товара отвечают требованиям конкурентной стратегии (сроки, скорость, стоимость)  
Большие объемы закупок позволяют экономить на затратах  
Квалификация складского персонала  
Оцените ваши взаимоотношения с поставщиками  

Окончание табл. 2.4

Ценностное действие Оценка 1–5
Оцените месторасположение складов  
Оцените количество персонала  
Ваш собственный показатель конкурентоспособности (если имеется)  
Итого средняя оценка:  

 

После заполнения таблиц по всем видам деятельности заполняется итоговая таблица, в левой части которой располагаются ценностные блоки, в правой – средние баллы по каждому блоку, рассчитывается общий средний балл (табл. 2.5).

Таблица 2.5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: