Критерии конкурентоспособности предприятия | Показатели конкурентоспособности предприятия |
Эффективность производственной деятельности предприятия | Эффективность управления производственным процессом Экономичность производственных затрат Рациональность использования основных фондов |
Финансовое состояние предприятия | Показатели имущественного положения Показатели ликвидности и платежеспособности Показатели финансовой устойчивости Показатели деловой активности |
Эффективность организации сбыта и продвижения товара | Коэффициент затоваренности готовой продукцией Рентабельность продаж Коэффициент загрузки производственных мощностей Эффективность рекламы |
Конкурентоспособность продукции | Качество продукции Цена продукции Доля на рынке |
Деловая активность предприятия | Надежность поставщиков Быстрота реакции на заказы Инвестиционная привлекательность |
В зависимости от конкретных целей анализа используются различные показатели или их сочетание, которые дают количественную оценку деятельности предприятия в области обеспечения конкурентоспособности.
Система показателей оценки конкурентоспособности предприятия, предложенная О.В. Аристовым [2]:
– качество управления предприятием;
– качество продукции;
– широта и глубина ассортимента;
– финансовое состояние;
– способность к инновациям;
– эффективность использования ресурсов;
– работа с персоналом;
– долгосрочные капитальные вложения;
– уровень системы товародвижения и сервисного обслуживания;
– эффективность формирования спроса и стимулирование сбыта;
– имидж фирмы, известность торговых марок;
|
– ответственность перед обществом и природой.
Оценка конкурентоспособности предприятия, разработанная авторами Э.В. Минько и М.Л. Кричевским [13].
Показатель конкурентоспособности выражен формулами:
, (2.15)
, (2.16)
где: – показатель конкурентоспособности предприятия;
r – рентабельность продукции предприятия;
R – средневзвешенная рентабельность продукции по выборке предприятий;
I – индекс изменения объемов выручки предприятия;
– индекс изменения объемов выручки по выборке предприятий;
– показатель конкурентоспособности предприятия по рентабельности;
– показатель конкурентоспособности предприятия по динамике доли рынка.
Чем выше , тем более конкурентоспособным по отношению к выборке является рассматриваемое предприятие.
В свою очередь, показатели рентабельности определяются как отношение прибыли от реализации продукции предприятия (выборки) к затратам (формула 2.17), осуществленным для ее производства и реализации. Индексы изменения объемов прибыли рассчитываются как отношение прибыли от реализации продукции предприятия (выборки) в анализируемом периоде к соответствующему показателю предшествующего периода:
, (2.17)
, (2.18)
Методика оценки конкурентоспособности предприятия разработана Р.Х. Хасановым [24].
Данная методика оценки конкурентоспособности предприятия основана на концепции ценностной цепи М. Портера. Методика предполагает оценку конкурентоспособности на основе ценностных действий внутри предприятия. Анализу подлежат следующие виды деятельности предприятия.
Основная деятельность: входная логистика, производство, исходящая логистика, маркетинг и продажи, обслуживание.
|
Вспомогательная деятельность:снабжение, развитие технологии, управление людскими ресурсами, инфраструктура предприятия.
Оценка осуществляется экспертным путем с использованием опросных листов. Пример оценки конкурентоспособности входной логистики представлен в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Входная логистика
Ценностное действие | Оценка 1–5 |
Эффективность переработки грузов (учитывается обеспеченность специальным оборудованием, навыки персонала) | |
Используется система доставки сырья и материалов «точно в срок» (используется, не используется, используется частично) | |
Оцените размер затрат на хранение продукции | |
Размер запасов (оптимальный, перерасход, недостаточный) | |
Условия доставки товара отвечают требованиям конкурентной стратегии (сроки, скорость, стоимость) | |
Большие объемы закупок позволяют экономить на затратах | |
Квалификация складского персонала | |
Оцените ваши взаимоотношения с поставщиками |
Окончание табл. 2.4
Ценностное действие | Оценка 1–5 |
Оцените месторасположение складов | |
Оцените количество персонала | |
Ваш собственный показатель конкурентоспособности (если имеется) | |
Итого средняя оценка: |
После заполнения таблиц по всем видам деятельности заполняется итоговая таблица, в левой части которой располагаются ценностные блоки, в правой – средние баллы по каждому блоку, рассчитывается общий средний балл (табл. 2.5).
Таблица 2.5