Оценка конкурентоспособности является основой управления предприятием в целях повышения конкурентоспособности, поскольку только на основе такой оценки могут быть сделаны выводы о степени конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Указанная оценка является отправной точкой разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и в то же время –критерием результативности этих мероприятий. Кроме того, оценка конкурентоспособности является методологической основой для анализа и, как следствие, выявления путей повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
В частности, оценка конкурентоспособности предприятия необходима в целях:
– определения особенностей развития конкурентной ситуации;
– определения сильных и слабых мест у конкурентов;
– определения «узких мест», отрицательно влияющих на конкурентоспособность предприятия;
– разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
– выявления резервов, которые предприятие может использовать для повышения своей конкурентоспособности;
– выбора контрагентов для совместной деятельности;
– составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
– осуществления инвестиционной деятельности.
При подготовке к проведению анализа необходимо определить объективные факторы, которые включают определение четких границ проекта, точное планирование времени, принятие во внимание бюджетных ограничений, а также и субъективные, к которым относятся: благоприятный климат в коллективе; ориентация на достижение результата; осознание важности исследования; заинтересованность; творческий подход; этика.
|
В настоящее время для оценки конкурентоспособности предприятий разработано большое количество показателей, методов и методик, некоторые из которых представлены ниже.
Методика Р.А. Фатхутдинова [19 ]оценки конкурентоспособности предприятия предусматривает расчет уровня конкурентоспособности как средневзвешенной величины по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках. При этом отдельно определяются и анализируются показатели эффективности деятельности предприятия исходя, из конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и устойчивости функционирования предприятия. Перечисленные три конкретных показателя предлагается прогнозировать, как минимум на пять лет. Для интегральной оценки конкурентоспособности предприятия в статике (фактическая конкурентоспособность) предлагается формула, учитывающая весомость товаров и рынков, на которых они реализуются:
, (2.10)
где: – удельный вес товара в объеме продаж за анализируемый период (определяется долями единицы i = 1, 2, 3, …, n);
– показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации (для промышленно развитых стран: США, Японии, стран Евросоюза, Канады и др. значимость рынка рекомендуется принимать равной 1,0; для остальных стран – 0,7; для внутреннего рынка – 0,5);
– конкурентоспособность i -го товара на j -м рынке.
Удельный вес i -го товара организации в объеме продаж определяется по формуле
, (2.11)
где: – объем продаж i -го товара за анализируемый период в стоимостном выражении;
– общий объем продаж организации за тот же период.
|
Стратегическую конкурентоспособность предприятия рекомендуется определять по формуле
, (2.12)
где: g = 1, 2, …, m – номер показателя стратегической конкурентоспособности организации;
– весомость g-показателя стратегической конкурентоспособности организации (определяется экспертной комиссией);
– значение g-показателя стратегической конкурентоспособности организации.
Показатели стратегической конкурентоспособности организации определяются по формулам:
, (2.13)
, (2.14)
где: – норматив g-показателя стратегической конкурентоспособности организации;
– фактическое (или нормативное) значение g-показателя конкурентоспособности приоритетного конкурента (лучшего образца).
Формулой (2.13) следует пользоваться в том случае, когда увеличение значения показателя конкурентоспособности повышает стратегическую конкурентоспособность организации (например, удельные затраты на подготовку кадров, на инновационную деятельность и т. п.). Формулой (2.14) следует пользоваться в том случае, когда увеличение значения показателя конкурентоспособности снижает стратегическую конкурентоспособность организации (например, ресурсоемкость производства).
Состав показателей стратегической конкурентоспособности предприятия как объекта социально-экономической системы:
– уровень конкурентоспособности города, в котором находится предприятие;
– удельные затраты на инновационную деятельность;
– уровень интегрированности стадий жизненного цикла товаров;
– размер инвестиций в подготовку и переподготовку кадров;
|
– уровень развития маркетинга;
– прогрессивность процессов (информационных, финансовых, внешнеэкономических, логистических, производственных, управленческих и др.);
– тенденции лицензионной деятельности и формирования патентного фонда организации;
– тенденции обновления потенциала организации;
– качество процессов по управлению ресурсами;
– качество процессов по охране окружающей среды.
Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия, разработанные М.Г. Мироновым [14].
Каждый критерий предполагает рассмотрение нескольких групп показателей (табл. 2.3).
Таблица 2.3