Содержательные
а) Педагогическое наблюдение
объект – учащийся, их действие при изучении нового материала, при выполнении лабораторных работ, при решении задач;
- учитель при изложении курса физики
- формирование у учащихся умений и навыков
б) Документальное наблюдение (журналы, дневники, письменные работы)
Каждое научное наблюдение должно иметь четко сформулированную цель и заранее разработанный план.
в) Педагогический эксперимент – это своеобразно сконструированный и осуществленный процесс обучения физики, который предполагает проведение педагогического наблюдения в контролируемых и поддающихся учету условиях согласно поставленных задач.
Педагогическое наблюдение протекает в естественных условиях, а при педагогическом эксперименте происходит активное воздействие на процесс обучения путем создания специальных условий для обеспечения проверки цели эксперимента. Продолжительность педагогического эксперимента от нескольких недель до нескольких лет. Одной из форм педагогического эксперимента является сравнения обучения в экспериментальных и контрольных группах. В экспериментальных группах вводится экспериментальный фактор, который отсутствует в контрольных группах. Учитывается:
- количественный фактор
- доверительность выборки
г) Тест успеваемости – это специально подобранные задания для проверки знаний учащихся, который имеет краткий однозначный ответ
д) Анкетирование
Формализованные
а) Теоретический анализ – это структурно-логический анализ учебного материала и знаний учащегося, статистическая оценка отдельных элементов обучения физики.
б) Системный подход; при этом процесс обучения физики представляют, как сложную многоуровневую систему, которая функционирует под действием разнообразных факторов. Строится обобщенная модель, отражающая все факторы и связи учебного процесса.
|
2. Исторически курс физики строился по нескольким подходам:
1.Радиальный (линейный)
2.Концентрический
3.Ступенчатый
1. Предлагает систематическое и последовательное изложение всех курсов, разделов и тем. Пример: общий курс физики в институте.
Недостатки: нет постепенного нарастания трудности усвоения материала, что соответствует принципам возрастной психологии и дидактики.
2. Состоит из двух концентров:
- изложение всего материала на элементарном уровне
- изложение того же материала, но на более глубоком уровне физических теорий, обобщений абстракций и математического аппарата.
Недостатки:
- уходит много времени, загромождается программа
- теряется интерес
3.Он объединяет радиальный и концентрический. От радиального он берет систематичность изложения, а от концентрического – учет возрастных особенностей. Впервые предложил Цингер в 1910. Он же издал книгу «начало физики».
Например, гидростатика в 7 классе, гидродинамика в 10 классе; закон Ома для участка цепи в 8 классе, а для полной цепи в 11 классе.
Требования к построению курса физики:
1.Современным (отвечать современному уровню физики)
2.доступным
3.стабильным
При отборе материала на учебники необходимо основываться:
1.научность содержания
2.систематичность изложения
3.единство теории и практики
4.взаимосвязь курса физики с другими предметами
|
5.распределение по годам
Основной документ, который определяет объем и содержание курса физики – программа - это государственный документ.
Школы делятся на:
1.общеобразовательная с углубленным изучением физики
2.-----//--------//----------- с профильным обучением физики
3.гимназии и лицеи
Программы по физике строятся с требованиями предъявляемыми к средней школе и должны обеспечивать уровневую и профильную дифференциацию обучения. Концепция уровневой дифференциации предполагает выделение уровня обязательных результатов знаний, и на основе этого строятся высшие уровни овладения учебным материалом. Таких уровней три: А, В, С.(А – уровень обязательных результатов, В,С – высшие уровни).
Уровневая дифференциация предполагает дифференциацию по уровням трудности учебных заданий и требований к этим заданиям. Это не означает, что каждый уровень разный по объему материала. Объем материала для уровней одинаковый, а требования к результатам его усвоения разные. Основной материал учащиеся усваивают в классе, домашние задания дифференцируются. Для всех обязателен уровень А, а уровень В С по выбору обучающегося.
Обучение по физике предполагает две ступени:
1.7-9 классы – называется базовый курс(тут тоже уровни А,В,С)
2.10-11 классы – систематический курс профильного дифференцированого обучения (уровни А, В, С тоже присутствуют).
Для профильного дифференцированного обучения предусматривают разное количество часов по физике, различная глубина изложения материала, различный перечень заданий и упражнений, разделов и тем.
Типы (уровни профильных программ):
|
Курс А – курс общекультурной ориентации
Профили: гуманный
Исторический
Спортивный
Философский
Тут физику излагают на уровне общенаучных понятий и теорий и используют несложный математический аппарат.
Курс В – прикладной
Профили: физико-технический
Технический
Химико-технологический
Развитие конструкторских решений, умение использовать практические задачи и т.д.
Курс С – курс углубленного творческого уровня
Профили: физический
Физико-математический
Физико-химический
Более трудный математический аппарат, более высокий уровень физических обобщений, решение более сложных задач. В каждом профиле есть свои уровни.
Гуманитаризация обучения – это акцентирование внимания на преодоление жестокого отношения к природе и человеку.
При обучении физики нужно руководствоваться дейтельностным подходом, который предполагает подачу знаний учащихся не в готовом виде, а чтобы они самостоятельно учились добывать эти знания, обобщать, анализировать и выдавать творческое решение, т. е. Развивать творческое мышление.
Политехническое обучение на уроках физики.
В период развернутого строительства коммунизма, в условиях бурного технического прогресса политехническое обучение как один из путей всестороннего развития личности приобретает особо важное значение. Поэтому в Программе КПСС поставлена задача дальнейшего улучшения общеобразовательной и политехнической подготовки учащихся в соответствии с неуклонно возрастающим уровнем науки и техники.
Как известно, идеи политехнического обучения были впервые сформулированы и обоснованы К. Марксом и Ф. Энгельсом, а затем развиты в трудах В. И. Ленина. Большая роль в становлении политехнической школы в нашей стране принадлежит Н. К. Крупской. Раскрывая содержание политехнического обучения, она подчеркивала, что политехнизм не сводится к многоремесленности или к изучению наивысших форм техники. «Политехнизм не является каким-то особым предметом преподавания, он должен пронизывать собой все дисциплины, отражаться на подборе материала и в физике, и в химии, и в природоведении, и в обществоведении. Необходима взаимная увязка этих дисциплин и связь их с практической деятельностью, особенно связь их с обучением труду»1. В этом высказывании Н. К. Крупской указаны пути осуществления политехнического обучения: через учебные предметы и обучение труду, как это и проводится сейчас в советской школе. К задачам политехнического обучения на современном этапе относятся ознакомление учащихся с научными основами главных видов современного производства, привитие навыков измерений и пользования наиболее распространенными типами орудий труда, развитие научно- технического мышления и общей трудовой культуры учащихся.
Какова же роль курса физики в осуществлении этих задач? Безусловно, школьный курс по своему содержанию политехнический. Ведь физика служит теоретической базой большинства отраслей техники, она имеет широкие и разнообразные применения в человеческой деятельности. Поэтому физике как учебному предмету принадлежит ведущая роль в реализации политехнического принципа преподавания, которая, однако, выполняется не автоматически, а требует специального подбора и систематизации учебного материала.
Поскольку школьная физика имеет свою логику построения (материал изучается в определенной системе: последовательно излагается механика, молекулярная физика и теплота, электричество, оптика, атомная и ядерная физика), рассмотрение в ней вопросов техники и технологии отдельных производств, в которых преобладают физические процессы, служит не самоцелью, а иллюстрацией практической значимости изучаемых физических явлений и законов
Педагогическая практика свидетельствует о том, что учащихся следует обучать применению законов науки для объяснения вопросов техники и производства. Очень широкий выбор примеров из техники к каждому закону физики вынуждает четко определить критерии отбора таких примеров для иллюстрации технического применения физики. Они должны удовлетворять следующим требованиям:
1) органически входить в изучаемый физический материал и иллюстрировать только рассматриваемые физические понятия, не нарушая логики курса.
2) с достаточной полнотой раскрывать только главные, принципиальные с точки зрения физики явления, без даже очень важных для техники подробностей.
Пути осуществления политехнического обучения на уроках физики таковы:
— объяснение учителем практических применений физических явлений и законов;
— демонстрация принципов действия машин и технических установок;
— показ кино- и телефильмов с физико-техническим содержанием;
— решение физических задач с технико-производственными данными;
— проведение экскурсий на производство;
— организация самостоятельных наблюдений учащихся;
— выполнение лабораторных работ по изучению технических приборов;
— приобщение учащихся к работе в физико-технических кружках;
— организация внеклассного чтения популярной научно-технической литературы и выставок такой литературы в школе.