Цели уроков: 1. Сообщить новые знания.
2. Сформулировать новые понятия.
3. Сформулировать умения и навыки применения знаний на практике.
4. Углубить и закрепить знания.
5. Повторение, контроль и учет знаний.
При подготовке к уроку необходимо выделить цель (задачу) занятия и определить методы для решения, а также формы организации учебного процесса (лабораторные работы, практические и т.п.).
Классификация уроков (их типы по решению дидактических задач):
I.Урок изучения нового материала.
Основной метод – беседа, рассказ, школьная лекция.
На протяжении всего урока идет учет и оценивание учащихся. Урок должен всегда быть законченным целым, он должен связывать предыдущие знания с теми знаниями, которые будут получены далее.
Если проводится эвристическая беседа, то нужно ставить такие вопросы: Почему? На основании чего? Как?
II. Урок формирования практических умений и навыков:
Умение:
· Решать задачи
· Выполнять расчеты
· Собирать схемы
· Проводить наблюдения и измерения.
Учитель должен показать образец выполнения любого задания, а потом обучать этим навыкам и умениям.
III. Урок обобщения и повторения знаний:
Цель:
1. Привести знания в систему
2. Научить выделять существенные признаки изучаемого явления.
3. Установить связи между ранее изученными явлениями и подготовить к изучению нового материала.
Формы работы:
1. Итоговая беседа
2. Обзорные лекции
3. Решение комбинированных задач
4. Просмотр учебных кинофильмов.
5. Телепередача.
Структура урока:
1. Беседа с целью анализа (повторения) физического явления
2. Решение задач и упражнений
3. Рефераты или сообщения учащихся и их обсуждения
4. Просмотр фильмов
|
5. Подведение итогов
6. Домашнее задание
IV. Урок контроля и учета знаний:
Формы проведения:
1. Индивидуальный опрос (один у доски)
2. Фронтальный опрос (все сразу)
3. Рефераты
4. Решение задач
5. Используются тесты и раздаточный материал
Специальные виды урока контроля и учета знаний:
1. Письменные и контрольные работы
2. Контрольные и лабораторные работы – это:
а) проведенная работа без инструкции (для слабых учащихся)
б) с измененным заданием (ученики это делали, но нужно определить что-то другое).
3. Зачеты (по большому разделу)
V. Комбинированный урок: (чаще всего проводится).
Пик внимания учеников приходится на первые 25-30 мин.
Система учебных занятий:
Активность учащихся зависит от чередования видов учебной деятельности. В систему входят: зачеты, семинары, учебные конференции, уроки повторения и обобщения материала, лабораторные практикуму, факультативы, экзамены.
18. Планированиеработы учителя: годовой план, календарный план работы на четверть илиполугодие, тематическоепланирование, план урока, конспект и развернутый план урока.
Планыбывают: календарные, тематические, поурочные.
Основныедокументы для составленияплана:
1. Программа для среднейшколы
2. Учебный план школы
Календарный: сколько часов идет на четверть, год.
Тематическое планирование: есть раздел или тема и мы разбиваем его на уроки.
Что входит в планирование:
1. Номер ученого занятия
2. Тема занятия и формы его проведения
3. Основные задачи
4. Основные методы
5. Межпредметные связи
6. Упражнения под. руководством преподавателя
7. Самостоятельная работа на уроке
|
8. Учебный эксперимент
9. Наглядное пособие, которое используется
10. Домашнее задание
Поурочное планирование:
Нет строгой схемы, а есть примерная:
1. Тема
2. Цель, задачи, которые исходят из цели обучения
Цели: образовательные, воспитательные, развивающие.
Например: есть лабораторная работа
Образовательная задача: сформировать экспериментальные умения.
Воспитательная задача: научить аккуратно оформить отчет, бережно относится к оборудованию.
3. Схема построения урока, последовательность и методы изучения нового материала.
4. Упражнения
5. Перечень наглядных пособий и оборудования
6. Домашнее задание
План должен быть тезисным, использовать нумерацию, выделение красной строкой, использовать цветные фломастеры, выделять деятельность учителя и учащихся.
Практикантам и начинающим учителям обязательно иметь конспект урока, где нужно раскрыть подробно каждый пункт плана. Помимо этого, план рисунков на доске, схем, таблиц; пометки, как и в какой части урока должно быть повторение пройденного материала. Если урок-беседа, то обязательно перечень всех вопросов.