В настоящее время курс школьной физики не разделяется на классическую и новую — эти части образуют единое целое. В связи с этим дается современная трактовка традиционного учебного материала и вводятся в школьное преподавание некоторые фундаментальные эксперименты и положения новой физики. Классическая физика не противопоставляется современной потому, что она и поныне сохраняет свое познавательное и практическое значение. А. Эйнштейн писал по этому поводу: «Главная ценность теории (теории относительности) состоит в ее логической завершенности... Однако не следует думать, что великое творение Ньютона может быть обесценено этой или какой-либо другой теорией. Его ясные и великие идеи навсегда сохранят свое важное значение как фундамент всех наших современных представлений в естествознании». Такой подход соответствует и данным психологии обучения. Ведь аппарат понятий теории относительности и квантовой механики не может быть полностью описан в реальных макроскопических образах; о нем говорят, что он противоречит «здравому смыслу». Поэтому, когда сведения из этих теорий изучаются после классической физики, учащиеся воспринимают их довольно тяжело и не всегда успешно.
Современный подход к анализу физических явлений состоит в том, что во всех случаях рассматривается механизм этих явлении на молекулярном, атомном, ядерном или электронном уровне. Поэтому каждый раздел курса начинается с выяснения природы того объекта, свойства которого будут в дальнейшем изучаться. Так, учению о теплоте предшествует рассмотрение молекулярного строения тел, учению об электричестве — строения атомов и понятия об электроне, учению о свете — электромагнитной природы света и т. д. Это стало возможным, правомерным и необходимым потому, что молекулы, атомы, электроны и другие элементарные частицы, физические поля сейчас уже не являются гипотезами; их материальность и существование доказаны прямыми экспериментами. Именно это и дает возможность раскрывать микромеханизм явлений, изучаемых в школе. Наличие у учащихся предварительных сведений по физике, полученных в III—V классах, позволяет начинать изложение физики VI класса прямо с начальных сведений о молекулярном строении вещества.
Первая ступень обучения физике начинается с рассмотрения молекулярного строения вещества и движения молекул. После этого дается представление о механическом движении, скорости, взаимодействии тел, массе, инерции, явлении тяготения. При изучении веса и деформации тел формируется начальное понятие о силе и способах ее измерения. На основе межмолекулярных взаимодействий объясняется давление газа, закон Паскаля для жидкостей и газов, атмосферное давление; сведения по гидро- и аэростатике объединяются вокруг закона Паскаля; выталкивающая (архимедова) сила рассматривается как его следствие. Завершается механика в VI классе изучением простых механизмов, понятиями механической работы и энергии.
В VII классе происходит начальное ознакомление школьников с тепловыми и электрическими явлениями. При этом продолжается сообщение сведений по молекулярной физике. Параллельно (наряду с микроструктурными представлениями) широко применяется энергетический подход к объяснению тепловых явлений, что дает возможность объяснить семиклассникам довольно сложное понятие внутренней энергии тела как энергии частиц, из которых оно состоит.
Рассмотрение электрических явлений предваряет начальное изучение строения атома, цель которого — показать учащимся происхождение свободных электронов и выяснить механизм электронной проводимости. В разделе «Электричество» изучаются понятия о силе тока, напряжении и сопротивлении проводника, закон Ома для участка цепи. Завершается этот раздел рассмотрением электромагнитных явлений на феноменологическом уровне, а именно: магнитного поля прямого и кругового тока, соленоида, электромагнитов и постоянных магнитов, электромагнитной индукции и принципа действия генераторов электрического тока. Весь этот материал изучается только качественно, поэтому его рассмотрение повторяется на второй ступени обучения, но с привлечением количественной оценки явлений. Введение этого материала в курс первой ступени важно для осуществления задач политехнического обучения, обеспечения связи с изучением других предметов (в частности, основ электротехники на уроках труда), удовлетворения интереса учащихся к технике.
В связи с переходом к всеобщему среднему обязательному образованию, введенному в нашей стране в 1977 г., отпала необходимость делать первую ступень обучения завершенной, Поэтому на первом этапе изучения физики вовсе не рассматриваются оптические явления, колебательные, а также ядерные процессы.
Вторая ступень обучения физике представляет собой систематический курс, построенный в порядке усложнения форм движения материи: механика, молекулярная физика, электродинамика, оптика, физика атома и атомного ядра.