Анализ структуры и содержания курса физики 6-9 классов базовой средней школы. Роль важнейших физических теорий при изучении материала 1-ой ступени обучения.




В настоящее время курс школьной физики не разделяется на классическую и новую — эти части образуют единое целое. В связи с этим дается современная трактовка традиционного учебного материала и вводятся в школьное преподавание некоторые фундаментальные эксперименты и положения новой физики. Классическая физика не противопоставляется современной потому, что она и поныне сохраняет свое познавательное и практическое значение. А. Эйнштейн писал по этому поводу: «Главная ценность теории (теории относительности) состоит в ее логической завершенности... Однако не следует думать, что великое творение Ньютона может быть обесценено этой или какой-либо другой теорией. Его ясные и великие идеи навсегда сохранят свое важное значение как фундамент всех наших современных представлений в естествознании». Такой подход соответствует и данным психологии обучения. Ведь аппарат понятий теории относительности и квантовой механики не может быть полностью описан в реальных макроскопических образах; о нем говорят, что он противоречит «здравому смыслу». Поэтому, когда сведения из этих теорий изучаются после классической физики, учащиеся воспринимают их довольно тяжело и не всегда успешно.

Современный подход к анализу физических явлений состоит в том, что во всех случаях рассматривается механизм этих явлении на молекулярном, атомном, ядерном или электронном уровне. Поэтому каждый раздел курса начинается с выяснения природы того объекта, свойства которого будут в дальнейшем изучаться. Так, учению о теплоте предшествует рассмотрение молекулярного строения тел, учению об электричестве — строения атомов и поня­тия об электроне, учению о свете — электромагнитной природы света и т. д. Это стало возможным, правомерным и необходимым по­тому, что молекулы, атомы, электроны и другие элементарные ча­стицы, физические поля сейчас уже не являются гипотезами; их материальность и существование доказаны прямыми эксперимен­тами. Именно это и дает возможность раскрывать микромеханизм явлений, изучаемых в школе. Наличие у учащихся предваритель­ных сведений по физике, полученных в III—V классах, позволяет начинать изложение физики VI класса прямо с начальных сведе­ний о молекулярном строении вещества.

Первая ступень обучения физике начинается с рас­смотрения молекулярного строения вещества и движения моле­кул. После этого дается представление о механическом движении, скорости, взаимодействии тел, массе, инерции, явлении тяготения. При изучении веса и деформации тел формируется начальное по­нятие о силе и способах ее измерения. На основе межмолекулярных взаимодействий объясняется давление газа, закон Паскаля для жид­костей и газов, атмосферное давление; сведения по гидро- и аэро­статике объединяются вокруг закона Паскаля; выталкивающая (ар­химедова) сила рассматривается как его следствие. Завершается ме­ханика в VI классе изучением простых механизмов, понятиями ме­ханической работы и энергии.

В VII классе происходит начальное ознакомление школьников с тепловыми и электрическими явлениями. При этом продолжается сообщение сведений по молекулярной физике. Параллельно (наря­ду с микроструктурными представлениями) широко применяется энергетический подход к объяснению тепловых явлений, что дает воз­можность объяснить семиклассникам довольно сложное понятие внут­ренней энергии тела как энергии частиц, из которых оно состоит.

Рассмотрение электрических явлений предваряет начальное изу­чение строения атома, цель которого — показать учащимся проис­хождение свободных электронов и выяснить механизм электронной проводимости. В разделе «Электричество» изучаются понятия о силе тока, напряжении и сопротивлении проводника, закон Ома для участка цепи. Завершается этот раздел рассмотрением электромаг­нитных явлений на феноменологическом уровне, а именно: магнит­ного поля прямого и кругового тока, соленоида, электромагнитов и постоянных магнитов, электромагнитной индукции и принципа действия генераторов электрического тока. Весь этот материал изу­чается только качественно, поэтому его рассмотрение повторяется на второй ступени обучения, но с привлечением количественной оценки явлений. Введение этого материала в курс первой ступени важно для осуществления задач политехнического обучения, обес­печения связи с изучением других предметов (в частности, основ электротехники на уроках труда), удовлетворения интереса учащих­ся к технике.

В связи с переходом к всеобщему среднему обязательному образованию, введенному в нашей стране в 1977 г., отпала необходимость делать первую ступень обучения завершенной, Поэтому на первом этапе изучения физики вовсе не рассматриваются оптические явления, колебательные, а также ядерные процессы.

Вторая ступень обучения физике представляет собой систематический курс, построенный в порядке усложнения форм движения материи: механика, молекулярная физика, электродина­мика, оптика, физика атома и атомного ядра.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: