Связь преподавания физики с другими учебными предметами





Методологи­ческой основой методики обучения физике являются марксистско - ленинская философия и марксистско-ленинское учение об обучении и воспитании подрастающего поколения. Анализ задач методики физики указывает как на тесную связь ее с физикой и дидактикой, так и на существенные отличия от них.

Физика как наука о самых простых и самых общих свойствах и законах движения материи не ставит и не решает проблем преподавания открытых ею законов природы, у нее иной, чем у методики, объект изучения, другие методы исследования; таким образом, есть существенные различия между познанием природы и учебным познанием — процессом передачи уже добытых знаний подрастающему поколению.

Физика — неисчерпаемая сокровищница человеческих знаний о природе, которая постоянно обогащается. Достаточно вспомнить, что в начале 70-х годов нашего столетия в физике ежедневно совершалось в среднем около трех открытий разного рода. В школьном же курсе может быть отражена лишь небольшая часть этих знаний. В самой науке нет указаний на принципы отбора содержания обучения. Методика физики разрабатывает такого рода критерии: содержание обучения должно быть доступно для учащихся разных возрастных категорий, составлять систему физических знаний, которая дает представление о современной физике и одновременно составляет основу для развития мышления учащихся, формирования у них научного мировоззрения и развития их творческих способностей, выработки ряда умений и навыков, необходимых и важных для повседневной практики и дальнейшего обучения.

Научно обоснованные отбор и систематизация физических зна­ний могут быть выполнены лишь при глубоком анализе логики нау­ки (физики), истории ее развития, а также принципов дидактики данных возрастной физиологии и педагогической психологии. Вме­сте с тем такая задача не свойственна ни одной из этих отдельно взятых наук; она может быть решена лишь методикой обучения фи­зике, которая определенным образом синтезирует основные прин­ципы этих наук. Так, в конце 60-х — начале 70-х годов нашего сто­летия на основе теоретического анализа физического содержания учебного материала, дидактических принципов и данных психоло­гии советскими методистами-физиками было определено, что в со­временном школьном курсе нерационально разделять физику на классическую и новую, они должны составлять единое целое.

В школе преподавание должно быть неразрывно связано с вос­питанием, повышением общего культурного и образовательного уров­ня учащихся, развитием их творческих способностей. Поэтому при обучении физике широко используется воспитательное влияние как содержания, так и методологии науки. Содержание, методы и история физики в руках учителя служат могучим средством развития интеллектуальных и нравственных сил и качеств подрастающего поколе­ния. Такое использование содержания науки выполняется не физи­кой, а методикой ее преподавания.

Необходимым (но недостаточным) условием обучения физике является глубокое знание учителем своего предмета. Такое же необ­ходимое условие успешного преподавания физики — знание и использование учителем в повседневной практике наиболее эффек­тивных методов и приемов обучения. Этими знаниями вооружает учителя тоже методика физики, которая призвана создать не толь­ко теорию учебно-воспитательного процесса, но и педагогическую «технологию», обеспечивающую осуществление этого процесса с наибольшей результативностью.

Кроме физики и педагогики с методикой преподавания тесно связаны педагогическая психология, физиология человека, неко­торые технические науки, логика» Педагогическая психология рас­крывает закономерности психической деятельности учащихся в процессе обучения, показывает, как они воспринимают внешний мир, мыслят, овладевают знаниями, умениями и навыками, как формируются у них интересы и наклонности. Ее данные учитывают­ся как при построении курса физики, так и при выборе методов для каждого этапа обучения, при определении места и соотношений эксперимента, теории и др. Физиология, в частности учение Павлова о высшей нервной деятельности человека, позволяет правильно строить учебный процесс по физике, учитывая особенности детского организма. На основе законов логики в методике преподавания физики разрабатываются рекомендации относительно определений (дефиниций) и классификации понятий, форм суждений о явлениях природы, вопросы развития логического мышления учащихся. Не­которые сведения из ряда технических наук — машиноведения, теплотехники, электро- и радиотехники, электроники, приборо­строения — используются в преподавании для осуществления за­дач политехнического образования, а также при конструировании учебных приборов и оборудования.





Читайте также:
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.017 с.