Глава 4. Село Щитниково. Храм Дмитрия Солунского




Село Щитниково расположилось четко вдоль Стромынского тракта.

В разные годы им владели и приказ Большого дворца, Главная дворцовая канцелярия, приказ Тайных дел Измайловской волости.

К началу 18 века село насчитывало 22 двора и в это время возникла необходимость строительства собственного храма, так в 1702 году здесь построили деревянную церковь во имя великомученика Дмитрия Солунского, но в 1766 году храм отстраивают заново и делают это на деньги прихожан. Вот как описывается церковь в историческом архиве Москвы:

«Храм был деревянным, но крепким, покрытым железом, на каменном фундаменте, с деревянной колокольней и одним пределов в честь Дмитрия Солунского».

В тех же летописных документах, но уже за 19 век читаем: «в 1838 году церкви было отмежёвано земли усадебной и пашенной и сенокосной 33 десятины. Дома у священника и дьячка деревянные собственные на церковной земле, пономарь дома не имел. На содержание священно и церковно служителей жалованья и постоянного оклада не имелось, а пользовались от прихода и земли, отчего содержание имели бедное».

Спустя 90 лет в 1852 году в Щитникове было уже 95 дворов, в которых жило 650 человек, при церкви открылась приходская школа, а для заезжего люда работали трактир и питейный дом.

Близость села к Стромынскому тракту и Москве диктовали хорошие условия для торговли, поэтому в середине 19 века многие жители бросили хлебопашество и подались за заработком на многочисленные фабрики в ближайших деревнях.

В это же время старостой села становится Михаил Григорьевич Бородин родом из купцов и меценатов. В 1875 году ему митрополитом Московским и Коломенским было разрешено построить новый каменный трехпрестольный храм.

Проект архитектора Петрова был одобрен строительным отделением Московского губернского правления. Во время строительства храма богослужения не прекращались. По окончании строительства старый деревянный храм был разобран.

После революции начались нападки на церковь и священнослужителей. Так указом Московской Чрезвычайной комиссии из храма Дмитрия Солунского в Щитникове были исключены серебряные ризы, лампады, оклады с Евангелий, золоченный крест, а в начале 30-х был репрессирован и выслан на три года в Казахстан настоятель храма протоирей Николай Воздвиженский, вот что произнес протоирей в последней своей проповеди:

«Товарищи сами теперь не знают, что с нами делают, они сами загубили Россию, а теперь обвиняют нас, духовенство и вас крестьян. Православные христиане, нам не надо бросать святую веру, и только тогда мы не погибнем, когда сплотимся вокруг храма.

Пусть товарищи с нами что хотят то и делают, пусть нас давят налогами, но когда мы будем вместе мы дело своё сделаем».

В 1938 году за неуплату непомерно большого налога церковь была закрыта, частично разобрана, снят купол, колокола, делалось это путем коммунистических субботников, кладбище находящееся рядом выровняли, сбросив с могил кресты, на оскверненном месте разбили парк.

По воспоминаниям жителей последний священник церкви иеромонах Уриил скончался от горя.

В это же время рядом с селом Щитниковым начал строиться поселок Восточный водопроводной станции.

Для строительства станции в Щитникове был организован исправительно – трудовой лагерь, подчиненный ГУЛАГу, сюда свозили зеков со всей округи.

Это первая станция столицы, которая использовала Волжскую воду и снабжала водой восточные и юго- восточные районы столицы.

В поселке было построено 7 кирпичных трехэтажных домов на 166 квартир, 7 деревянных строений, 67 бараков, детский сад, ясли, больницу, библиотеку, баню, магазин, пожарную часть, а в 1939 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок был официально назван «Сталинский».

После Великой Отечественной войны в 1947 году руины храма Дмитрия Солунского превратились в клуб Сталинской, ныне Восточной водопроводной станции, теперь это клуб «Восток».

В 1993 году правительством Москвы было принято решение о строительстве нового храма, а спустя три года храм Дмитрия Солунского был освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексеем II.

 

Заключение

Экскурсия – это наиболее актуальный вид познания, который позволяет развить кругозор, снимает физическую усталость, психологическое напряжение. Развивает коммуникабельность, самодисциплину, прививает навыки культурного поведения.

Обучение и воспитание с помощью экскурсии активизирует школьников, мобилизирует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к знаниям. Позволяет развить наблюдательность, исследовательские навыки, терпеливость, усидчивость, сообразительность, рассудительность, внимательность.

Экскурсионная работа носит ряд других задач: патриотическое, эстетическое, культурологичекое воспитание и ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения нравственности и духовности.

 

Список литературы:

 

1. Архитектура Москвы шести веков. Е.Н. Чернявская. Белый ветер. М.-2015г.

2. Государственные и духовные лидеры. В.В. Артемьев. Олма Медиа Групп. М.-2013г

3. Балашиха в очерках и рассказах. Научно-популярное издание.- М: Современные тетради,2003 г

4. Москва незнакомая. Я.М. Белицкий, Г.Н. Глезер. Стройиздат. М.-1993г

5. Москва у нас одна. Л,Е, Колодный. Политиздат. М.- 1991 г.

6. Путешествия по Москве. Л.Е. Кульчинская. ОАО «Московские учебники». М.-1997 г

7. Чтения и рассказы по истории России. С.М. Соловьёв. Изд. Правда. М.-1989г

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: