Семья как элемент социальной структуры общества




Введение

 

Социология семьи — отрасль социологии, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. В отличие от ряда других отраслей социологии, в 70-х — начале 90-х годов социология семьи в Украине развивалась довольно успешно. Ведь семья призвана, с одной стороны, обеспечить физическое и духовное воспроизводство населения, то есть выполнить такую социальную функцию, которая не под силу ни одному социальному институту, а с другой,— семья выполняет хозяйственно-бытовые и другие социальные функции, выступает фактором формирования, переоценок ценностей и установок взрослого человека в процессе его жизнедеятельности. Учеными Украины, России, Белоруссии и др. изучается ряд важнейших проблем, связанных с репродуктивным поведением семьи, проблемами совмещения профессиональных ролей работающих женщин, распределением власти и обязанностей в обществе и т. д.


Семья как элемент социальной структуры общества

 

Что такое семья? Каковы ее признаки? Какую роль семья играет в обществе? Вопросы пытались решить мыслители всех эпох, начиная с самой древности. Семью, ее происхождение, сущность изучают многие науки: социология, политическая социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие, в литературе можно найти разные определения семьи. Любое определение семьи, с точки зрения какой-либо отдельной науки, будет неполным. Не претендуя на абсолютную точность и исчерпывающую достаточность, скажем, что семья — это социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию. Ее основные признаки: а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами; б) совместное проживание в одном помещении; в) общий семейный бюджет. Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием. Да и другие признаки не так уж четки: сколько времени нужно, проживать совместно — одну неделю или несколько лет; какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает весь семейный бюджет и т д. И это при том, что такие признаки, казалось бы, наиболее объективны, фиксируемы.[1]

Что же тогда говорить о той тонкой системе отношений, которая превращает семью в особое духовное образование, как их измерить? Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет тот самый стержень семьи, без которого семья не семья. Хорошая семья — один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой, здоровой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, все же ведущее место в нем принадлежит морали. Надо отметить, что многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей. Удачен лишь разумный брак, увлекателен—лишь безрассудный. Любой другой брак построен на низменном расчете.

Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству, родителям. Иными словами брак—это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества.

Своеобразным социальным ориентиром для совести вступающих в брак есть нравственные нормы, обобщенные в практике современной семьи:

— регистрация брака соответствующими государственными органами есть не только юридический акт, но и форма принятия моральных обязательств, вытекающих из брака. В Украине, в России, Белоруссии и др. государствах есть сотни тысяч семей, не зарегистрированных в органах ЗАГСа. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен подчиняться законам брака;

— морально оправданным есть лишь тот брак, который заключается по взаимное любви Как говорит пословица: «Без солнышка нельзя пробыть, без любви нельзя прожить»;

— решение о вступлении в брак должно принадлежать только вступающим в него; советы родителей и друзей могут быть учтены, но не должны иметь решающего значения;

— необходимо быть социально и психологически подготовленным к вступлению в брак (готовность к полезному труду, к воспитанию детей и самообслуживанию). Жениться—это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое, увеличить свои обязанности.

Нравственно регулируется не только вступление в брак, но и развод. Если между супругами исчезли взаимные уважение, дружба и любовь и семья не может больше выполнять свои функции, то расторжение брака есть нравственным Здесь развод лишь официально фиксирует то, что уже произошло,— распад семьи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: