Процесс обучения психологии в средних учебных заведениях




Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

ФГОС направлены на обеспечение:

- формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

- единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;

- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

- равных возможностей получения качественного среднего (полного) общего образования;

- реализации бесплатного образования на ступени среднего (полного) общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;

- воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;

- преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;

- развития государственно-общественного управления в образовании;

- формирования основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений;

- создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;

- государственных гарантий по соответствующему финансированию основной образовательной программы, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность.

 

 

Процесс обучения психологии в средних учебных заведениях

Одной из заметных тенденций последнего десятилетия во многих странах стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных заведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но школьники выбирают его достаточно часто. Связано это прежде всего с распространением научно-популярной психологической литературы и возрастанием интереса учащихся к психологическим знаниям.

В 90-х гг. в России значительно возросло количество факультативных курсов по психологии в школах. Однако статистических данных, характеризующих этот процесс, к сожалению, не существует. Нет и единых требований к разработке программ обучения психологии в средней школе. В результате каждый учитель ведет предмет в силу собственных представлений, ориентируясь на собственные пристрастия и интересы школьников. Поскольку практическая психология вызывает особенно большой интерес учащихся, то именно эта тематика обычно является преобладающей.

В последние годы в отечественной литературе появилась первая систематизация психологических знаний для преподавания психологии в средних учебных заведениях; выпускаются соответствующие учебные пособия (Немов, Климов, Никольская и Бардиер, Цукерман, Психология, Попова).

Таким образом, одной из новых тенденций преподавания психологии в последнее десятилетие становится то, что психология уже часто преподается не только в старших классах, но также в среднем и начальном звене школы. Это, по всей видимости, является следствием практической ориентированности школьного психологического образования, в силу чего многие вопросы психологии на наглядном и практическом материале в доступной форме могут изучаться как подростками, так и младшими школьниками.

Разрабатываются программы, в рамках которых психология преподается на разных ступенях общего образования.

В настоящее время существует два основных типа программ обучения психологии в российских школах и средних учебных заведениях:

1) предметно-ориентированные;

2) личностно-ориентированные.

В программах предметно-ориентированного типа психология выступает как предмет обучения. Этот предмет имеет программу, определяющую перечень знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся в результате его изучения. Содержание программы составляют научно-психологические знания, а также умения их практического использования. Программа может быть научно- или практически-ориентированной. Знания и умения, которые усваиваются, допускают поурочное планирование и предполагают изучение определенного учебного материала (знаний и умений) на каждом уроке. Основные методы обучения: рассказ, обсуждение, практические упражнения. Усвоение знаний и умений, перечисленных в программе, может быть оценено и оценивается. Развивающий аспект таких уроков поощряется, как и при изучении других предметов.

В программах личностно-ориентированного типа уроки психологии выступают как система занятий, направленных на развитие учащихся. Задача обучения теоретическим психологическим знаниям непосредственно не ставится (хотя может подразумеваться). Формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся составляют основную задачу такой программы. Программа задает некоторые общие перспективы и ориентиры занятий. Строгое поурочное планирование затруднено, поскольку виды активности на занятии в значительной степени определяются интересами учащихся, стадией развития, на которой они в данный момент находятся, а также ситуацией, которая складывается в группе на данный момент. Учитель должен уметь пользоваться благоприятными ситуациями, которые складываются в те или иные моменты уроков, и использовать их для достижения развивающего эффекта. Поэтому план и содержание урока могут быть изменены уже по его ходу. На занятиях используются практические методы обучения: обсуждение, практические упражнения и игры. Психологический тренинг — распространенная форма проведения таких уроков. Оценка и отметка не используются, поскольку задача усвоения определенных знаний и умений не ставится. Развивающий аспект на таких уроках является центральным, а объективная оценка уровня развития чрезвычайно затруднена. Такие уроки выступают как психологическое сопровождение естественного развития учащихся, направленное на оказание помощи в их личностном развитии.

Уроки психологии предметно-ориентированного типа по содержанию и методам проведения являются обычными уроками, как и уроки по всем другим предметам, которые изучаются в школе. Они могут быть обязательными или факультативными, но всегда ставятся в сетку учебного расписания школы и средних учебных заведений. Обязательной является проверка учителем знаний и умений учащихся, так же как и посещение уроков.

Уроки психологии личностно-ориентированного типа по содержанию и методам проведения похожи на внеклассные мероприятия развивающего характера. Такие занятия ставятся обычно вне учебного расписания, а участие в них является добровольным. Формы добровольного участия могут быть разными. В одних случаях предполагается полная свобода: можно приходить (или не приходить) на любое занятие. В других — добровольным является включение в группу, но в этом случае посещение занятий этой группы в течение определенного времени является обязательным (как и во многих психологических тренингах).

Как видно из приведенного выше анализа, рассмотренные типы уроков имеют существенные различия. Порой в психологической литературе можно встретить дискуссии о том, какими должны быть уроки психологии в школе, какое содержание они должны включать, какие методы проведения занятий следует использовать. При этом часто приоритет отдается практическим урокам развивающего характера и отвергаются уроки психологии традиционного типа.

Уроки предметно-ориентированного и личностно-ориентированного типа различаются по своим целям и задачам. Но и те и другие имеют ценность для расширения психологического образования и повышения психологической культуры школьников и могут использоваться в системе учебно-воспитательной работы школы: уроки предметно-ориентированного типа в качестве классических уроков, уроки личностно-ориентированного типа в качестве внеклассных занятий. Таким образом, расширятся обучающие и развивающие возможности психологии.

Обучение психологическим знаниям и умениям возможно не только в рамках уроков психологии, но и на уроках по другим предметам. Опыт методики обучения естествознанию, общественным наукам, литературе, истории, математике, а также методики начального обучения показывает, что использование знаний научной и Практической психологии в качестве элементов содержания уроков по этим предметам делает их интересными, а также способствует лучшему пониманию учащимися учебного материала. В этом случае психологические знания являются прежде всего основой для изучения соответствующего предмета. Помимо этого, они выполняют развивающую функцию.

Психологические знания нередко используются на уроках человековедения и человекознания, которые стали появляться в некоторых школах в 90-х гг. XX в.

В целом можно сказать, что обучение психологическим знаниям и умениям, психологическое просвещение, повышение психологической культуры школьников может осуществляться в разных формах образовательной деятельности школы:

1) уроки психологии предметно-ориентированного типа;

2) уроки по другим школьным предметам;

3) внеклассные занятия личностно-ориентированного типа.

В заключение необходимо отметить, что интерес студентов к психологическому образованию в течение последних десятилетий возрастает и в США, и в большинстве стран Европы.

 

9. Принципы планирования учебной деятельности

К основным принципам планирования можно отнести следующие:

1. Принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в образовательном учреждении должно иметь системный характер.

Элементами планирования в образовательном учреждении являются отдельные подразделения, входящие в него, и отдельные части процесса планирования. Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на основе координации на горизонтальном уровне, то есть на уровне функциональных подразделений (отделения образовательного учреждения, бухгалтерия, библиотека, информационно-издательский отдел и т.д.).

Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов образовательного учреждения становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческой иерархии, например: образовательное учреждение в целом - отделение образовательного учреждения - учебная часть), их интеграции.

Координация плановой деятельности отдельных функциональных подразделений выражается в том, что:

- деятельность ни одной части образовательного учреждения нельзя планировать эффективно, если такое планирование не связано с плановой деятельностью отдельных единиц данного уровня;

- всякие изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений.

Таким образом, взаимосвязь и одновременность, - главные черты координации планирования в образовательном учреждении.

Интеграция плановой деятельности предполагает, что в образовательном учреждении существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и частных планов подразделений, то есть разнообразие подсистем планирования, но каждая из подсистем действует исходя из общей стратегии образовательного учреждения, а каждый отдельный план является частью плана более высокого подразделения и образовательного учреждения в целом. Все планы, созданные в образовательном учреждении, - это не просто совокупность, набор документов, это их взаимосвязанная система.

2. Принцип участия - тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждый сотрудник образовательного учреждения становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. Другими словами, процесс планирования должен привлекать к себе всех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

Выгоды от реализации принципа участия:

- каждый из сотрудников образовательного учреждения получает более глубокое понимание образовательного учреждения, знание различных сторон его жизни.

- личное участие сотрудников образовательного учреждения в процессе планирования приводит к тому, что планы образовательного учреждения становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей приносит удовлетворение собственным потребностям сотрудников. У каждого из сотрудников появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух в образовательном учреждении.

- применение принципа участия способствует тому, что сотрудники образовательного учреждения, занимаясь планированием, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, образовательное учреждение приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих задач.

- партисипативное планирование объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом: оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители подразделений сами привлекаются к их составлению.

Практическое участие коллектива образовательного учреждения в планировании может быть организовано в рамках такой структуры, как методическая (цикловая) комиссия по специальности или группе дисциплин.

Методическая комиссия представляет собой группу преподавателей одного цикла дисциплин, которые осуществляют анализ проблем, связанных с их работой. Обычно методические комиссии собираются 1 раз в месяц, а также по мере необходимости. На заседаниях методических комиссий решаются следующие вопросы:

- организация образовательного процесса и обсуждение учебных планов;

- содержание образовательного процесса (обсуждение рабочих программ и их утверждение, обсуждение уроков, использование интерактивных методов обучения), методическое обеспечение учебного процесса;

- обсуждение и утверждение программы итоговой аттестации, экзаменационных вопросов, методических пособий, указаний;

- воспитательная работа (успеваемость студентов, проведение предметных недель, внеклассная работа по дисциплинам);

- планирующая работа (составление и корректировка планов работы и отчетной документации).

Также преподаватели привлекаются к коллективному анализу инновационных, технологических, образовательных проблем, что создает атмосферу новаторского и творческого поиска в решении основных задач деятельности образовательного учреждения.

3. Принцип непрерывности - заключен в том, что:

- процесс планирования в образовательном учреждении должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;

- разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй - на смену первому, третий - на смену второму и т.д.).

4. Принцип гибкости - взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат так называемые резервы, иначе называемые "надбавками безопасности", или "подушками".

Однако существуют определенные пределы резервов планирования:

- резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;

- слишком разные пределы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности образовательного учреждения.

5. Принцип точности - планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности образовательного учреждения. Стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений деятельности, потому что количество достоверной информации о будущем очень невелико, а диапазон и скорость изменений постоянно растут. В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделений образовательного учреждения, конкретность и проработка деталей должны стать обязательными чертами, поскольку такие планы являются инструкциями, определяющими действия людей и коллективов, реализующих эти планы.

Весь процесс планирования в организации можно разделить на 2 основные стадии: разработка стратегии деятельности образовательного учреждения (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное или тактическое планирование).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: