Технология разработки учебного курса по психологии




В процессе подготовки к проведению учебного курса преподаватель может ориентироваться на следующие основные этапы:

1. Выбор учебных пособий. Преподаватели психологии используют, чаще всего, авторские учебные программы, среди которых есть прекрасные образцы методического творчества. Такие программы, имеющие, как правило, личностно-ориентированный или практико-ориентированный характер, успешно реализуются в средних учебных заведениях и приносят ощутимый развивающий результат, высоко оцениваемый и самими студентами, и педагогической общественностью, и родителями.

2. Отбор содержания курса. Содержание курса должно соответствовать требованиям, содержащимся в образовательном стандарте по дисциплине (если он имеется). Помимо этого преподаватель может включать в курс содержание, которое отражает его авторское видение курса, его творческий подход и цели, которые он ставит в процессе обучения. Творческая разработка этих вопросов делает учебный курс, проводимый преподавателем, непохожим на другие аналогичные курсы.

3. Постановка учебных целей. Исходя из целей разных образовательных программ, преподаватель ставит цели своего учебного курса, определяет его функции в структуре данной программы. Эти цели должны быть определенным образом соотнесены также с субъективными ожиданиями студентов. Формулировка соответствующих целей обычно начинается со слов: «Изучить», «Научиться», «Дать представление», «Овладеть», «Усвоить» и т. п. Разные цели предполагают использование различных обучающих методов. Существуют многочисленные виды и приемы учебной деятельности, которые могут варьировать даже в рамках относительно ограниченного объема материала.

4. Разработка рабочей программы курса. В процессе подготовки учебного курса по дисциплине преподаватель составляет его рабочую программу и тематический план проведения занятий. Это могут быть отдельные документы, или же тематический план может быть частью рабочей программы.

Рабочая программа разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта и учебного плана образовательной программы и является единой для всех форм обучения, осуществляемых в учебном заведении: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната.

Рабочая программа обычно содержит:

- титульный лист;

- объяснительную записку;

- содержание учебной дисциплины;

- список литературы,

- тематический план учебных занятий,

- систему и критерии оценки знаний и умений.

5. Подготовка тематического плана занятий. Тематический план строится на основе учебной программы и представляет собой конкретизацию форм учебной деятельности учащихся или студентов, направленной на освоение предмета, а также уточнение объема учебного времени, форм контроля и оценки успеваемости.

Тематический план:

- раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы;

- демонстрирует распределение учебных часов по разделам, темам и формам учебных занятий (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа);

- определяет сроки выполнения заданий по самостоятельному изучению материала студентами;

- определяет сроки выполнения письменных заданий студентами;

- определяет сроки и формы контроля и оценки усвоения учебного материала.

6. Разработка формата курса. Формат проведения курса в значительной степени определяется формами учебных занятий, контроля и оценки, предусмотренными учебным планом. Однако возможны различные процедуры проведения занятий и оценивания.

Основной вопрос заключается в том, как будет структурирован курс: каковы будут его организация, порядок и темп прохождения, количество, характер и временные рамки проведения тестов, использование оценивающих техник, выбор лекционных и семинарских форм проведения занятий. Все это зависит от содержания и целей курса.

7. Разработка критериев оценки знаний и умений. Разработка контрольных заданий, зачетных и экзаменационных вопросов, заданий для тестирования — важная часть работы преподавателя по разработке учебного курса. Содержание и характер этих заданий определяются программой учебного курса, целями и задачами, которые ставит преподаватель.

8. Планирование отдельных учебных занятий. Следующей задачей преподавателя является подготовка учебных занятий — лекций, семинаров, практических занятий, уроков, а также разработка заданий для самостоятельной работы. Методика проведения каждого из перечисленных видов занятий имеет свою специфику, что, естественно, отражается и на подготовке к ним.

Задачами подготовительной работы преподавателя к занятию являются:

- определение целей занятия;

- выбор знаний и умений, которые должны быть изучены в ходе занятия;

- подбор методов и приемов обучения;

- разработка методов контроля и оценки успешности занятия;

- планирование этапов занятия;

- подготовка конспекта (плана) занятия.

9. Разработка опросного листа для оценки курса студентами. Преподавателю полезно разработать опросный лист для оценки курса студентами, которая будет дана ими в конце семестра. Можно попросить студентов высказывать свои мнения также в ходе курса с помощью коротких экспресс-процедур или записок, содержащих ответы на вопросы об их отношении к содержанию и методике проведения занятий. Конечно, такая оценка должна быть анонимной. Главная задача таких опросов — получение обратной связи от студентов относительно того, насколько они удовлетворены содержанием и методикой проведения курса, какие замечания и пожелания у них есть.

 

12. Структура и содержание учебной программы по психологии

Как проект педагогического труда, любая программа по психологии должна отражать основные его компоненты, конкретизированные в собственно дидактические категории применительно к каждому конкретному учебному курсу или предмету.

Как проектный текст, определяющий профессиональную деятельность преподавателя психологии, образовательная программа по любому учебному курсу или конкретному предмету должна иметь следующую структуру или логику своей организации:

1) Пояснительная записка.

2) Содержание и тематический план.

3) Рекомендации по организации образовательного процесса (формы, методы, приемы, средства).

4) Рекомендации по организации самостоятельной работы.

5) Формы промежуточного и итогового контроля.

6) Список источников информации для преподавателя и обучающихся.

Каждый из структурных компонентов программы имеет собственное назначение и содержание.

Пояснительная записка – это своеобразная педагогическая декларация, в которой автор кратко, но внятно дает теоретико-методологическое обоснование программы, заявляет и цели и задачи, содержание, структуру и логику своей деятельности, задает не только ее ценностно-смысловые основания, но и отражает принципиальные методические решения.

Структура пояснительной записки определяется самим автором – педагогом, проектировщиком, разработчиком образовательной программы, но ее обязательными, инвариантными частями являются следующие:

· методологические принципы и теоретические концепции, реализуемые в программе;

· соответствие государственному образовательному стандарту (в тех случаях, если он имеется);

· образовательная парадигма;

· цели и задачи программы;

· направленность курса и его место в учебном плане (для образовательных программ профессионального или школьного образования);

· сроки реализации;

· объем или трудоемкость;

· основные идеи или логические линии и принципы отбора содержания;

· формы и методы преподавания и организации самостоятельной работы обучающихся;

· образовательные результаты и способы их отслеживания и оценки.

Содержание программы должно соответствовать целям и задачам, быть научно обоснованным, достоверным, современным, актуальным, практически значимым и доступным для обучающихся, хорошо структурированным.

Содержание излагается в тезисном виде по основным тематическим блокам и представляется в виде тематического плана.

Тематический план включает последовательное наименование всех тем учебного предмета или курса, количество часов на их освоение и указание на основные формы организации образовательного процесса. Для вуза – это лекции, семинары, практикумы и самостоятельная работа студентов. Для школы, где основной формой организации учебного процесса остается урок – указываются формы урока или образовательные модели (дискуссия, тренинг, лекция, ролевая игра и т. д.).

Рекомендации по организации образовательного процесса или организационно-педагогические и организационно-методические условия реализации программы должны включать указания на технологии, методики, способы, приемы работы преподавателя в соответствии с поставленными в программе целями и задачами, отобранным содержанием и логикой его структурирования, а также в соответствии с возрастными, когнитивными и личностными потенциалами обучающихся.

В хорошо структурированной программе в данном разделе содержатся указания на конкретные необходимые дидактические материалы (раздаточные, демонстрационные, исследовательские) и оборудование для организации учебного процесса, требования к средовым условиям (помещение для тренингов, для дискуссии, исследовательской или проектной работ, для лекций).

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов и школьников должны включать обоснование объема и содержания самостоятельной работы, указание на содержание и формы ее организации (индивидуальная, групповая), формы отчетности обучающихся. способы презентации ими материалов самостоятельной работы, критерии и сроки ее оценивания.

Формы, содержание и методы промежуточного и итогового контроля должны с обязательностью быть представлены в тексте образовательной программы. Промежуточный контроль, а точнее диагностика успешности освоения образовательной программы, выполняет несколько образовательных функций и является органической частью той образовательной технологии, посредством которой реализуется данная образовательная программа. Принципы промежуточной диагностики – систематичность, процессуальная ориентированность, контекстная ориентированность, психологическая обоснованность форм и методов ее организации, личностная включенность обучающихся (субъектность), открытость, полифункциональность, рефлексивный характер.

Итоговая диагностика успешности в каждой программе должна включать следующие материалы:

· уровни и критерии успешности освоения программы;

· формы текущего, промежуточного и итогового контроля;

· методы организации промежуточного, текущего и итогового контроля (устное собеседование, письменная работа, тесты, защита проектной, творческой или исследовательской работы);

· содержание выпускных испытаний (вопросы экзамена, примерные тестовые задания, требования к зачету, критерии оценки творческих, исследовательских, курсовых, дипломных, проектных работ).

Списки источников информации для преподавателя и обучающихся могут различаться. Списки источников информации для обучающихся должен включать:

· обязательные для использования учебники или учебные пособия;

· дополнительные источники.

В качестве дополнительных источников для самостоятельной работы обучающихся в психологических программах целесообразно отражать разнообразные по жанрам потенциальные источники психологического знания: научные монографии и публикации, справочники и словари, художественные тексты, хрестоматии, научно-популярные источники, интернет-источники, практические руководства и другое. Важно, чтобы все рекомендованные тексты были научно достоверными, современными, доступными для работы обучающихся.

 

Планирование учебных занятий по психологии

У некоторых преподавателей возникают затруднения при планировании учебных занятий по психологии.

План представляет собой документ, в котором отражены тема, цели и задачи, содержание и результаты конкретного учебного занятия.

Общая структура плана занятия.

1. Вступительная часть:

• название среднего учебного заведения;

• дата, время и место проведения занятия;

• номер и год обучения;

• фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;

• тема занятия, оборудование.

2. Цели и задачи.

Требования к целям и задачам:

- задачи должны быть конкретными и отражать содержание трёх взаимосвязанных процессов: обучения, воспитания и развития.

Требования к прогнозируемым результатам:

- занятие должно отражать степень достижения поставленных целей и задач.

3. Ход занятия:

• краткое содержание и продолжительность (в минутах) вводной части занятия;

• краткое содержание и продолжительность основной части занятия, с выделением теоретической и практической части;

• краткое содержание и продолжительность заключительной части занятия;

• методические указания к организации наиболее сложных видов деятельности учащихся на занятии.

4. Средства обучения - наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.

5. Прогнозируемые результаты.

Возможно, в план нужно ввести некоторые изменения при проведении занятия, т.к. нередко возникают обстоятельства, которые не могли быть учтены заранее.

Необходимо проанализировать насколько пункты плана были практически реализованы и определить причины расхождения между предполагаемым и осуществлённым в реальности.

К сожалению, в последнее время такому анализу уделяется мало внимания. Это отрицательно сказывается на качестве планирования будущих занятий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: