10 КЛАСС
Учебно-тематический план курса
Название раздела, темы занятия | Всего часов | Теорети-ческие | Практи-ческие | Комбини-рованные (интегри-рованные) |
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» | ||||
Микросфера «Я – житель Донбасса» | ||||
Тема 1. Исторические памятки Донбасса . | ||||
Микросфера «Природа Донбасса» | ||||
Тема 2. Характерные особенности природы нашего края | ||||
Микросфера «Культура Донбасса» | ||||
Тема 3. Образование как обязательная составляющая индивидуальной культуры | ||||
Тема 4. Выдающиеся личности Донбасса (поэты и музыканты) | ||||
Тема 5. Нравственные основы межличностных отношений | ||||
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» | ||||
Микросфера «Человек и закон» | ||||
Тема 6. Основные права и обязанности гражданина ДНР | ||||
Микросфера «Гражданская позиция» | ||||
Тема 7. Человек и социум. Профилактика экстремизма в молодежной среде | ||||
Микросфера «Мои права и обязанности» | ||||
Тема 8. Демократические ценности в жизни нашего класса | ||||
Микросфера «Трудом славен человек» | ||||
Тема 9. Профессиональное самоопределение, его связь с выбором пути и продолжением образования | ||||
Микросфера «Учимся жить среди людей» | ||||
Тема 10. Моральные отношения и нравственные ценности | ||||
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир». | ||||
Микросфера «Дыхание времен» | ||||
Тема 11. Государственные символы ДНР и государственное устройство Республики | ||||
Тема 12. Донбасс и Россия: связь времен | ||||
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности» | ||||
Тема 13. Становление Донбасса как многонациональный региона | ||||
Микросфера «Секреты русских мастеров» | ||||
Тема 14. Обычаи и традиции русского народа и их влияние на культуру народа Донбасса | ||||
Микросфера «Летопись народной мудрости» | ||||
Тема 15. Дорога к храму: "Святыни Земли русской" |
Программа курса
Название раздела, темы занятия | Кол-во часов | Цели | Содержание деятельности | Форма организации образовательного процесса | Ожидаемые результаты |
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» | |||||
Микросфера «Я – житель Донбасса» | |||||
Тема 1. Исторические памятки Донбасса | Расширить и обобщить знания учащихся о памятных местах Донбасса | Исторические памятки. Виды, месторасположения. История становления. Архитектурные достопримечательности, мемориалы, музеи | Виртуальная экскурсия | Формирование любви и уважения к истории | |
Микросфера «Природа Донбасса» | |||||
Тема 2. Характерные особенности природы нашего края | Формировать интерес к изучению природы родного края. | Экосистема Донбасса. Составляющие, показатели. Основные источники антропогенного влияния. Представление об устойчивой модели развития цивилизации | Защита мини-проектов | Становление экоповедения учащихся, стремление постичь законы природы | |
Микросфера «Культура Донбасса» | |||||
Тема 3. Образование как обязательная составляющая индивидуальной культуры | Раскрыть этический и моральный аспекты использования полученных знаний | Мораль, этика. Как они связаны с конкретными знаниями и их использование в повседневной жизни. Ответственность, предусмотренная в случаях аморального использования полученных знаний | Урок-беседа | Формирование чувства ответственности за результаты своей деятельности | |
Тема 4. Выдающиеся личности Донбасса | Значение личности в истории края. Знакомство с известными людьми Донбасса | Мои земляки в истории. Выдающиеся личности Донбасса. Их вклад в культурную, научную, спортивную, политическую и общественную сферы. Встреча с известным жителем города (деревни) | Урок-встреча | Переосмысливание жизненных приоритетов, стимулирование к саморазвитию и самосовершенствованию | |
Тема 5. Нравственные основы межличностных отношений | Обобщить понятия и содержание нравственных основ межличностных отношений | Дружная семья – позитивный социум. Личные интересы и гражданская ответственностьЧеловек и закон: подавление или развитие | Игра-дебаты | Осознание учащимися необходимости руководствоваться социально значимыми моральными нормами в жизни | |
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» | |||||
Микросфера «Человек и закон» | |||||
Тема 6. Основные права и обязанности гражданина ДНР | Формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры старшеклассника | Права и обязанности. Взаимосвязь и взаимообусловленность. Знание и соблюдение норм правового государства | Урок-рассуждение | Формирование восприятия себя как независимой личности, способной взять на себя моральную ответственность за судьбу родины | |
Микросфера «Гражданская позиция» | |||||
Тема 7. Человек и социум. Профилактика экстремизма в молодежной среде | Способствовать развитию критического осмысления своих социальных установок, формирование активной жизненной позиции | Патриотизм как любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение отечеству. Права и обязанности дееспособного человека. Нормы жизни в обществе | Проблемное занятие | Определение четких представлений о роли и месте отдельной личности в социуме и сущности социальной ответственности | |
Микросфера «Мои права и обязанности» | |||||
Тема 8. Демократические ценности в жизни нашего класса | Конкретизировать систему демократических ценностей в конкретном классном коллективе | Демократия: дисциплина или вседозволенность. Особенности нашего класса. Уважение и демократия. Демократия в классе: сущность, проявления, перспективы совершенствования психологического климата в коллективе | Урок-обсуждение | Воспитание нравственных социально-значимых качеств учащихся, выработка положительных привычек поведения | |
Микросфера «Трудом славен человек» | |||||
Тема 9. Профессиональное самоопределение, его связь с выбором пути и продолжением образования | Дать представления об основах профессионального самоопределения | Проведение профессиональных проб для учащихся | практикум | Осознание учеником личностной триады «хочу, могу, надо» | |
Микросфера «Учимся жить среди людей» | |||||
Тема 10. Моральные отношения и нравственные ценности | Уточнить и осуществить коррекцию основных представлений учащихся о содержании ценностной подсистемы личности | Сравнить характеристики категорий мораль-право-нравственность. Анализ педагогических ситуаций морально-нравственного выбора | практикум | Расширение личного пространства учащихся в русле формирования индивидуальной ценностной подсистемы | |
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир». | |||||
Микросфера «Дыхание времен» | |||||
Тема 11. Государственные символы ДНР и государственное устройство Республики | Воспитание уважения к государственной символике | Геральдика как наука. Закономерности, геральдический язык. Толкование геральдической символики ДНР | Урок-презентация | Знание и понимание символики государства | |
Тема 12. Донбасс и Россия: связь времен | раскрыть тесную взаимосвязь славянских народов – России, Украины и Белоруссии | Экономическое, политическое и культурное сотрудничество Донецкого края с братскими народами | Урок-рассуждение | Понимание тесной взаимосвязи нашего края со всей славянской культурой как в прошлом, так и в современности | |
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности» | |||||
Тема 13. Становление Донбасса как многонационального региона | Формирование толерантного отношения к представителям всех национальностей, проживающих на территории Донбасса | Многообразие культур и народов Донбасса. Русская культура в нашем регионе | Фольклорный праздник | Расширение представлений о тех национальностях, которые населяют наш край | |
Микросфера «Секреты русских мастеров» | |||||
Тема 14. Обычаи и традиции русского народа и их влияние на культуру народа Донбасса | Продолжить знакомство с обычаями и традициями народов нашего края путем приобщения к сокровищнице народного творчества | Конкретизация имеющихся сведений о представителях разных национальностей, проживающих на территории Донбасса. Понятие национального меньшинства. Проблемы сохранения самобытности и культуры. Толерантность | Круглый стол | Мотивация старшеклассников на уважение к праву других народов быть собой, их мнению; умение вести аргументированную беседу | |
Микросфера «Летопись народной мудрости» | |||||
Тема 15. Дорога к храму: "Святыни Земли русской" | Актуализировать знания об истории и основополагающих принципах христианства. | Мораль и этика. Взаимосвязь с христианской культурой. Сведения о самых почитаемых святых местах (лавры, храмы, монастыри): архитектурные особенности, значение в духовной и культурной жизни нашего народа | Виртуальная экскурсия | Воспитание гордости за культурное наследие нашего народа, мотивация на сохранение памятных культурно-исторических мест |
11 КЛАСС
Учебно-тематический план курса
Название раздела, темы занятия | Всего часов | Теорети-ческие | Практи-ческие | Комбини-рованные (интегри-рованные) |
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» | ||||
Микросфера «Я – житель Донбасса» | ||||
Тема 1. Отражение духовных ценностей народа в культуре Донбасса | ||||
Микросфера «Природа Донбасса» | ||||
Тема 2. Природоохранная деятельность в условиях специфической природы Донбасса | ||||
Микросфера «Культура Донбасса» | ||||
Тема 3. Храмы города и района | ||||
Тема 4. Моя гражданская позиция | ||||
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» | ||||
Микросфера «Человек и закон» | ||||
Тема 5. Закон и правопорядок | ||||
Микросфера «Гражданская позиция» | ||||
Тема 6. Служба в армии: за и против | ||||
Микросфера «Мои права и обязанности | ||||
Тема 7. Государство на защите прав человека | ||||
Тема 8. Партии и общественные движения | ||||
Микросфера «Трудом славен человек» | ||||
Тема 9. Век живи – век учись! (народная мудрость) | ||||
Микросфера «Учимся жить среди людей» | ||||
Тема 10. Этика и мораль | ||||
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» | ||||
Микросфера «Дыхание времен» | ||||
Тема 11. Государственные символы ДНР | ||||
Тема 12. Выборы в моей жизни | ||||
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности» | ||||
Тема 13. "Гениальный предок гениального поэта" (А.П.Ганнибал в благодарной памяти потомков) | ||||
Микросфера «Секреты русских мастеров» | ||||
Тема 14. Колокольный звон на Руси | ||||
Микросфера «Летопись народной мудрости» | ||||
Тема 15. Вознесение Господне |
Программа курса
Название раздела, темы занятия | Кол-во часов | Цели | Содержание деятельности | Форма организации образовательного процесса | Ожидаемые результаты |
Макрофера 1. «Донбасс – моя Родина» | |||||
Микросфера «Я – житель Донбасса» | |||||
Тема 1. Отражение духовных ценностей народа в культуре Донбасса | Углубить знания старшеклассников о литературном наследии писателей нашего края | Творчество писателей и поэтов Донетчины разных периодов ХІХ-ХХ в.в. Творческое наследие писателей ХХІ века. Духовные ценности в художественных произведениях и их связь с жизнью народа | Защита мини-проектов | Закрепление морально-нравственных позиций старшеклассников | |
Микросфера «Природа Донбасса» | |||||
Тема 2 Природоохранная деятельность в условиях специфической природы Донбасса | Ознакомить учащихся с законодательной базой по вопросам охраны окружающей среды | Человек как часть природы. Природоохранное законодательство. Международные и государственные документы об охране и защите окружающей среды. Встреча с представителями экологических организаций | Урок-встреча | Наметить пути решения экологических проблем с участием молодежи | |
Микросфера «Культура Донбасса» | |||||
Тема 3. Храмы города и района | Продолжить патриотическое и духовное развитие учащихся | Памятные места Донетчины. Архитектурные особенности храмов Донецка и области, их значение в духовной и культурной жизни наших сограждан | Виртуальная экскурсия | Расширение знаний старшеклассников об историческом и культурном наследии края | |
Тема 4. Моя гражданская позиция | Сформировать опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданско-патриотической позиции | Перспективы развития Донетчины. Развитие культурного наследия Донбасса. Наука и образование в Донецком крае | Итоговая конференция | Ценностное отношение к своему народу, краю, законам государства | |
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» | |||||
Микросфера «Человек и закон» | |||||
Тема 5. Закон и правопорядок | формировать чувство ответственности за свои поступки | Актуализация и расширение знаний об ответственности за правонарушения. Знакомство с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества. Анкетирование «Закон и ответственность». Беседа «Мораль и аморальные поступки». Работа с материалами прессы и электронных СМИ | Комбинированное занятие. | Понимание старшеклассниками необходимости к соблюдению закона и правил поведения как обязательной составляющей культуры индивидуума | |
Микросфера «Гражданская позиция» | |||||
Тема 6. Служба в армии: за и против | Развивать патриотизм, чувство ответственности и активную гражданскую позицию | Дискуссия «Нужно ли молодому человеку служить в армии?» Чтение и обсуждение материалов прессы по данному вопросу. Беседа «Есть такая профессия – Родину защищать!» Обоснование мнений | Урок-беседа | Понимание важности выполнения своего социального долга | |
Микросфера «Мои права и обязанности | |||||
Тема 7. Государство на защите прав человека | Углубить и систематизировать имеющиеся у школьников сведения о государственных гарантиях и их обеспечении | Актуализация и расширение знаний об основных правах и свободах человека. Структура государственного механизма гарантии и защиты прав человека. Продолжение работы над утверждением в классном коллективе системы демократических ценностей. Работа с дидактическим раздаточным материалом, с материалами прессы и электронными СМИ | Урок-диалог | Понимание своей защищенности и необходимости отстаивания прав законным путем | |
Тема 8. Партии и общественные движения | Формировать понимания необходимости активной социальной позиции | Партии и общественные движения в Донецком крае. Их главные принципы, цели, направления и формы деятельности. Чтение и обсуждение материалов прессы. Размышление о том, может ли человек, не участвующий в политической жизни страны, быть полезным членом общества. Обоснование мнения | Занятие-размышление | Понимание структуры социальной и политической жизни современного демократического общества | |
Микросфера «Трудом славен человек» | |||||
Тема 9. Век живи – век учись! (народная мудрость) | Мотивировать к дальнейшему получению образования как обязательной составляющей будущего профессионализма | Актуализация и расширение знаний о видах трудовой деятельности и рынке труда. Структура государственного непрерывного образования Знакомство с городскими и республиканскими учебными заведениями. Обсуждение проблемы: нужно ли продолжать свое образование, если это не влечет увеличение трудовых доходов? | Занятие-диалог | Привитие дисциплины, выработка трудолюбия, понимание необходимости постоянного самообразования и самосовершенство-вания | |
Микросфера «Учимся жить среди людей» | |||||
Тема 10. Этика и мораль | Углубить понимание роли и места этических и моральных норм в жизни человека | Этика и мораль, их значения в жизни людей и межличностных отношениях. Исторически преходящие нормы, принципы н идеалы. Просмотр фрагментов видеофильма. Чтение и обсуждение рассказов современных писателей на морально-этические темы. Беседа «Мораль - особый вид нравственных человеческих отношений». Ролевая игра «Я поступаю правильно?» | Комбинированное занятие, дидактическая игра | Мотивирование старшеклассников на неукоснительное соблюдение морально-этических норм в обществе |
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» | |||||
Микросфера «Дыхание времен» | |||||
Тема 11. Государственные символы Донецкой Народной Республики | Воспитать патриотизм и гражданственность | Значимость государственной символики как воплощения социокультурного контекста нашего края. Воспитание у старшеклассников уважительного отношения к государственным символам Республики, к Конституции – основному закону республики. Расширение представлений о современной государственной символике | Урок-презентация | Расширение исторических знаний о Государственном гербе, флаге и гимне ДНР; развитие познавательных способностей | |
Тема 12. Выборы в моей жизни | Развивать политическою культуру старшеклассника. | Знакомство учащихся с формами и видами политического участия в жизни страны; формирование активной социальной и политической позиции | Деловая игра «За честные выборы» | Углубление понимания роли и места политических процессов в жизнедеятельности государства и ответственности граждан за свой политический выбор | |
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности» | |||||
Тема 13. "Гениальный предок гениального поэта" (А.П. Ганнибал в благодарной памяти потомков) | Воспитать уважение к культурному наследию нашей родины | Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности: чтение отрывка из романа А.С. Пушкина “Арап Петра Великого”, просмотр фрагмента фильма Митты “Как царь Петр арапа женил”, чтение стихотворений, обсуждение. | Занятие-размышление | Расширение знаний о выдающихся личностях и их роли в истории с точки зрения современности | |
Микросфера «Секреты русских мастеров» | |||||
Тема 14. Колокольный звон на Руси | Развивать духовное начало и любознательности школьников | Истории, традиции и значение колокольного звона, его разновидности (набат, благовест, перезвон). Знакомство с преданиями о малиновом звоне (собор Синт-Ромбаутскерк в Малине, Бельгия), Царь-колоколе, русской тройке. Работа с репродукциями картин В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», И.И.Левитана «Вечерний звон» | Конкурс рефератов | Воспитание уважения к духовным святыням, понимание места и роли духовности в жизни человека | |
Микросфера «Летопись народной мудрости» | |||||
Тема 15. Вознесение Господне | Ознакомить детей с великим христианским праздником - Вознесением Господним | Актуализация знаний об истории и основополагающих принципах христианской религии. Рассказ о великом празднике - Вознесении Господнем, его зарождении и традициях. Работа с репродукцией картины Н.Н. Ге «Что есть истина?» Рассуждение о духовном и культурном значении великого христианского праздника | Урок-рассуждение | Способствование духовному становлению личности школьников, обогащение их чувственного опыта. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Система гражданско-патриотического воспитания в схемах и таблицах
*УО – управления образования, МС – методические службы, ОО – образовательные организации
Концептуальные основы
системы гражданско-патриотического воспитания
в Донецкой Народной Республике
Рекомендуемые темы проектов, исследовательских работ
по патриотическому и духовно- нравственному воспитанию
Начальная школа
Младший школьный возраст является важным в становлении личности ребенка, потому что здесь закладываются основы личностного развития учащихся начальной школы. В нем ярко проявляются черты дошкольного детства и типичные особенности школьника. Этот возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно замечать и поддерживать. В это время закладываются и развиваются основы большинства психических качеств. Характерным для этой возрастной категории есть постоянное погружение детей в мир этических категорий, постоянное инициирование осознания ребенком связи личного «Я» с окружающим миром, способности осуществлять выбор добра в противовес злу.
Важен личностно ориентированный подход в воспитании младших школьников, так как для детей этой возрастной группы характерна особая сензитивность к морально-этическим воздействиям, особенное восприятие норм культурного поведения, общения, речевого этикета, культуры взаимоотношений. Эффективность различных видов воспитания зависит от направленности воспитательного процесса, форм и методов его организации. Приоритетными для учеников начальных классов являются активные методы, направленные на самостоятельный поиск истины, способствующие формированию критического мышления, инициативы и творчества.
Ориентировочные темы проектных работ
(1-4 классы)
Направление «Я – гражданин Республики» (краеведение)
· Старшие и младшие.
· За что я люблю свой двор.
· Природа моего города (села).
· Одноклассник, товарищ, друг.
· Мудрая старость.
· Казацкими тропами.
· Поучения Мономаха детям из «Повести минувших лет».
· Дерево моей семьи.
· Справедливость – основа права.
· Уважай отца и мать.
· Чем славен мой род.
· Очная или виртуальная экскурсия по памятным местам твоего края.
· Легенды моего края.
· Акция «Чистый родник».
· Правила поведения, присущие моему народу.