В Донецкой Народной Республике 6 глава




10 КЛАСС

Учебно-тематический план курса

Название раздела, темы занятия Всего часов Теорети-ческие Практи-ческие Комбини-рованные (интегри-рованные)
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край»        
Микросфера «Я – житель Донбасса»        
Тема 1. Исторические памятки Донбасса .        
Микросфера «Природа Донбасса»        
Тема 2. Характерные особенности природы нашего края        
Микросфера «Культура Донбасса»        
Тема 3. Образование как обязательная составляющая индивидуальной культуры        
Тема 4. Выдающиеся личности Донбасса (поэты и музыканты)        
Тема 5. Нравственные основы межличностных отношений        
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»        
Микросфера «Человек и закон»        
Тема 6. Основные права и обязанности гражданина ДНР        
Микросфера «Гражданская позиция»        
Тема 7. Человек и социум. Профилактика экстремизма в молодежной среде        
Микросфера «Мои права и обязанности»        
Тема 8. Демократические ценности в жизни нашего класса        
Микросфера «Трудом славен человек»        
Тема 9. Профессиональное самоопределение, его связь с выбором пути и продолжением образования        
Микросфера «Учимся жить среди людей»        
Тема 10. Моральные отношения и нравственные ценности        
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир».        
Микросфера «Дыхание времен»        
Тема 11. Государственные символы ДНР и государственное устройство Республики        
Тема 12. Донбасс и Россия: связь времен        
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»        
Тема 13. Становление Донбасса как многонациональный региона        
Микросфера «Секреты русских мастеров»        
Тема 14. Обычаи и традиции русского народа и их влияние на культуру народа Донбасса        
Микросфера «Летопись народной мудрости»        
Тема 15. Дорога к храму: "Святыни Земли русской"        

 


Программа курса

Название раздела, темы занятия Кол-во часов Цели Содержание деятельности Форма организации образовательного процесса Ожидаемые результаты
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край»
Микросфера «Я – житель Донбасса»
Тема 1. Исторические памятки Донбасса   Расширить и обобщить знания учащихся о памятных местах Донбасса Исторические памятки. Виды, месторасположения. История становления. Архитектурные достопримечательности, мемориалы, музеи Виртуальная экскурсия Формирование любви и уважения к истории
Микросфера «Природа Донбасса»
Тема 2. Характерные особенности природы нашего края   Формировать интерес к изучению природы родного края. Экосистема Донбасса. Составляющие, показатели. Основные источники антропогенного влияния. Представление об устойчивой модели развития цивилизации Защита мини-проектов Становление экоповедения учащихся, стремление постичь законы природы
Микросфера «Культура Донбасса»
Тема 3. Образование как обязательная составляющая индивидуальной культуры   Раскрыть этический и моральный аспекты использования полученных знаний Мораль, этика. Как они связаны с конкретными знаниями и их использование в повседневной жизни. Ответственность, предусмотренная в случаях аморального использования полученных знаний Урок-беседа Формирование чувства ответственности за результаты своей деятельности
Тема 4. Выдающиеся личности Донбасса   Значение личности в истории края. Знакомство с известными людьми Донбасса Мои земляки в истории. Выдающиеся личности Донбасса. Их вклад в культурную, научную, спортивную, политическую и общественную сферы. Встреча с известным жителем города (деревни) Урок-встреча Переосмысливание жизненных приоритетов, стимулирование к саморазвитию и самосовершенствованию
Тема 5. Нравственные основы межличностных отношений   Обобщить понятия и содержание нравственных основ межличностных отношений Дружная семья – позитивный социум. Личные интересы и гражданская ответственностьЧеловек и закон: подавление или развитие Игра-дебаты Осознание учащимися необходимости руководствоваться социально значимыми моральными нормами в жизни
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Микросфера «Человек и закон»
Тема 6. Основные права и обязанности гражданина ДНР   Формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры старшеклассника Права и обязанности. Взаимосвязь и взаимообусловленность. Знание и соблюдение норм правового государства Урок-рассуждение Формирование восприятия себя как независимой личности, способной взять на себя моральную ответственность за судьбу родины
Микросфера «Гражданская позиция»
Тема 7. Человек и социум. Профилактика экстремизма в молодежной среде   Способствовать развитию критического осмысления своих социальных установок, формирование активной жизненной позиции Патриотизм как любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение отечеству. Права и обязанности дееспособного человека. Нормы жизни в обществе Проблемное занятие Определение четких представлений о роли и месте отдельной личности в социуме и сущности социальной ответственности
Микросфера «Мои права и обязанности»
Тема 8. Демократические ценности в жизни нашего класса   Конкретизировать систему демократических ценностей в конкретном классном коллективе Демократия: дисциплина или вседозволенность. Особенности нашего класса. Уважение и демократия. Демократия в классе: сущность, проявления, перспективы совершенствования психологического климата в коллективе Урок-обсуждение Воспитание нравственных социально-значимых качеств учащихся, выработка положительных привычек поведения
Микросфера «Трудом славен человек»
Тема 9. Профессиональное самоопределение, его связь с выбором пути и продолжением образования   Дать представления об основах профессионального самоопределения Проведение профессиональных проб для учащихся практикум Осознание учеником личностной триады «хочу, могу, надо»
Микросфера «Учимся жить среди людей»
Тема 10. Моральные отношения и нравственные ценности   Уточнить и осуществить коррекцию основных представлений учащихся о содержании ценностной подсистемы личности Сравнить характеристики категорий мораль-право-нравственность. Анализ педагогических ситуаций морально-нравственного выбора практикум Расширение личного пространства учащихся в русле формирования индивидуальной ценностной подсистемы
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир».
Микросфера «Дыхание времен»
Тема 11. Государственные символы ДНР и государственное устройство Республики   Воспитание уважения к государственной символике Геральдика как наука. Закономерности, геральдический язык. Толкование геральдической символики ДНР Урок-презентация Знание и понимание символики государства
Тема 12. Донбасс и Россия: связь времен   раскрыть тесную взаимосвязь славянских народов – России, Украины и Белоруссии Экономическое, политическое и культурное сотрудничество Донецкого края с братскими народами Урок-рассуждение Понимание тесной взаимосвязи нашего края со всей славянской культурой как в прошлом, так и в современности
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»
Тема 13. Становление Донбасса как многонационального региона   Формирование толерантного отношения к представителям всех национальностей, проживающих на территории Донбасса Многообразие культур и народов Донбасса. Русская культура в нашем регионе Фольклорный праздник Расширение представлений о тех национальностях, которые населяют наш край
Микросфера «Секреты русских мастеров»
Тема 14. Обычаи и традиции русского народа и их влияние на культуру народа Донбасса   Продолжить знакомство с обычаями и традициями народов нашего края путем приобщения к сокровищнице народного творчества Конкретизация имеющихся сведений о представителях разных национальностей, проживающих на территории Донбасса. Понятие национального меньшинства. Проблемы сохранения самобытности и культуры. Толерантность Круглый стол Мотивация старшеклассников на уважение к праву других народов быть собой, их мнению; умение вести аргументированную беседу
Микросфера «Летопись народной мудрости»
Тема 15. Дорога к храму: "Святыни Земли русской"   Актуализировать знания об истории и основополагающих принципах христианства. Мораль и этика. Взаимосвязь с христианской культурой. Сведения о самых почитаемых святых местах (лавры, храмы, монастыри): архитектурные особенности, значение в духовной и культурной жизни нашего народа Виртуальная экскурсия Воспитание гордости за культурное наследие нашего народа, мотивация на сохранение памятных культурно-исторических мест

 


11 КЛАСС

Учебно-тематический план курса

Название раздела, темы занятия Всего часов Теорети-ческие Практи-ческие Комбини-рованные (интегри-рованные)
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край»        
Микросфера «Я – житель Донбасса»        
Тема 1. Отражение духовных ценностей народа в культуре Донбасса        
Микросфера «Природа Донбасса»        
Тема 2. Природоохранная деятельность в условиях специфической природы Донбасса        
Микросфера «Культура Донбасса»        
Тема 3. Храмы города и района        
Тема 4. Моя гражданская позиция        
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»        
Микросфера «Человек и закон»        
Тема 5. Закон и правопорядок        
Микросфера «Гражданская позиция»        
Тема 6. Служба в армии: за и против        
Микросфера «Мои права и обязанности        
Тема 7. Государство на защите прав человека        
Тема 8. Партии и общественные движения        
Микросфера «Трудом славен человек»        
Тема 9. Век живи – век учись! (народная мудрость)        
Микросфера «Учимся жить среди людей»        
Тема 10. Этика и мораль        
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир»        
Микросфера «Дыхание времен»        
Тема 11. Государственные символы ДНР        
Тема 12. Выборы в моей жизни        
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»        
Тема 13. "Гениальный предок гениального поэта" (А.П.Ганнибал в благодарной памяти потомков)        
Микросфера «Секреты русских мастеров»        
Тема 14. Колокольный звон на Руси        
Микросфера «Летопись народной мудрости»        
Тема 15. Вознесение Господне        

 

Программа курса

Название раздела, темы занятия Кол-во часов Цели Содержание деятельности Форма организации образовательного процесса Ожидаемые результаты
Макрофера 1. «Донбасс – моя Родина»
Микросфера «Я – житель Донбасса»
Тема 1. Отражение духовных ценностей народа в культуре Донбасса   Углубить знания старшеклассников о литературном наследии писателей нашего края Творчество писателей и поэтов Донетчины разных периодов ХІХ-ХХ в.в. Творческое наследие писателей ХХІ века. Духовные ценности в художественных произведениях и их связь с жизнью народа Защита мини-проектов Закрепление морально-нравственных позиций старшеклассников
Микросфера «Природа Донбасса»
Тема 2 Природоохранная деятельность в условиях специфической природы Донбасса   Ознакомить учащихся с законодательной базой по вопросам охраны окружающей среды Человек как часть природы. Природоохранное законодательство. Международные и государственные документы об охране и защите окружающей среды. Встреча с представителями экологических организаций Урок-встреча Наметить пути решения экологических проблем с участием молодежи
Микросфера «Культура Донбасса»
Тема 3. Храмы города и района   Продолжить патриотическое и ду­ховное развитие учащихся Памятные места Донетчины. Архитектурные особенности храмов Донецка и области, их значение в духовной и культурной жизни наших сограждан Виртуальная экскурсия Расширение знаний старшеклассников об историческом и культурном наследии края
Тема 4. Моя гражданская позиция   Сформировать опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданско-патриотической позиции Перспективы развития Донетчины. Развитие культурного наследия Донбасса. Наука и образование в Донецком крае Итоговая конференция Ценностное отношение к своему народу, краю, законам государства
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Микросфера «Человек и закон»
Тема 5. Закон и правопорядок   формировать чувство ответственности за свои поступки Актуализация и расширение знаний об ответственности за правонарушения. Знакомство с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества. Анкетирование «Закон и ответственность». Беседа «Мораль и аморальные поступки». Работа с материалами прессы и электронных СМИ Комбиниро­ванное заня­тие. Понимание старшеклассниками необходимости к соблюдению закона и правил поведения как обязательной составляющей культуры индивидуума
Микросфера «Гражданская позиция»
Тема 6. Служба в армии: за и против   Развивать патриотизм, чувство ответственности и активную гражданскую позицию Дискуссия «Нужно ли молодому человеку служить в армии?» Чтение и обсуждение материалов прессы по данному вопросу. Беседа «Есть такая профессия – Родину защищать!» Обоснование мнений Урок-беседа Понимание важности выполнения своего социального долга
Микросфера «Мои права и обязанности
Тема 7. Государство на защите прав человека   Углубить и систематизировать имеющиеся у школьников сведения о государственных гарантиях и их обеспечении Актуализация и расширение знаний об основных правах и свободах человека. Структура государственного механизма гарантии и защиты прав человека. Продолжение работы над утверждением в классном коллективе системы демократических ценностей. Работа с дидактическим раздаточным материалом, с материалами прессы и электронными СМИ Урок-диалог Понимание своей защищенности и необходимости отстаивания прав законным путем
Тема 8. Партии и общественные движения   Формировать понимания необходимости активной социальной позиции Партии и общественные движения в Донецком крае. Их главные принципы, цели, направления и формы деятельности. Чтение и обсуждение материалов прессы. Размышление о том, может ли человек, не участвующий в политической жизни страны, быть полезным членом общества. Обоснование мне­ния Занятие-размышление Понимание структуры социальной и политической жизни современного демократического общества
Микросфера «Трудом славен человек»
Тема 9. Век живи – век учись! (народная мудрость)   Мотивировать к дальнейшему получению образования как обязательной составляющей будущего профессионализма Актуализация и расширение знаний о видах трудовой деятельности и рынке труда. Структура государственного непрерывного обра­зования Знакомство с городскими и республиканскими учебными заведениями. Обсуждение проблемы: нужно ли продолжать свое образование, если это не влечет увеличение трудовых доходов? Занятие-диалог Привитие дисциплины, выработка трудолюбия, понимание необходимости постоянного самообразования и самосовершенство-вания
Микросфера «Учимся жить среди людей»
Тема 10. Этика и мораль   Углубить понимание роли и места этических и моральных норм в жизни человека Этика и мораль, их значения в жизни людей и межличностных отношениях. Исторически преходящие нормы, принципы н идеалы. Просмотр фрагментов ви­деофильма. Чтение и обсуждение рассказов современных писателей на морально-этические темы. Беседа «Мораль - особый вид нравственных челове­ческих отношений». Ролевая игра «Я поступаю правильно?» Комбинированное занятие, дидактическая игра Мотивирование старшеклассников на неукоснительное соблюдение морально-этических норм в обществе

 

Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир»
Микросфера «Дыхание времен»
Тема 11. Государственные символы Донецкой Народной Республики   Воспитать патриотизм и гражданственность Значимость государственной символики как воплощения социокультурного контекста нашего края. Воспитание у старшеклассников уважительного отношения к государственным символам Республики, к Конституции – основному закону республики. Расширение представлений о современной государственной символике Урок-презентация Расширение исторических знаний о Государственном гербе, флаге и гимне ДНР; развитие познавательных способностей
Тема 12. Выборы в моей жизни   Развивать политическою культуру старшеклассника. Знакомство учащихся с формами и видами политического участия в жизни страны; формирование активной социальной и политической позиции Деловая игра «За честные выборы» Углубление понимания роли и места политических процессов в жизнедеятельности государства и ответственности граждан за свой политический выбор
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»
Тема 13. "Гениальный предок гениального поэта" (А.П. Ганнибал в благодарной памяти потомков)   Воспитать уважение к культурному наследию нашей родины Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности: чтение отрывка из романа А.С. Пушкина “Арап Петра Великого”, просмотр фрагмента фильма Митты “Как царь Петр арапа женил”, чтение стихотворений, обсуждение. Занятие-размышление Расширение знаний о выдающихся личностях и их роли в истории с точки зрения современности
Микросфера «Секреты русских мастеров»
Тема 14. Колокольный звон на Руси   Развивать духовное начало и любо­знательности школьников Истории, традиции и зна­чение колокольного звона, его разновидности (набат, благовест, перезвон). Знакомство с преданиями о ма­линовом звоне (собор Синт-Ромбаутскерк в Малине, Бельгия), Царь-колоколе, русской тройке. Работа с репродукциями картин В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», И.И.Ле­витана «Вечерний звон» Конкурс рефератов Воспитание уважения к духовным святыням, понимание места и роли духовности в жизни человека
Микросфера «Летопись народной мудрости»
Тема 15. Вознесение Господне   Ознакомить детей с великим христи­анским праздником - Вознесением Господним Актуализация знаний об истории и основополагающих принципах христианской религии. Рассказ о великом празднике - Вознесении Господнем, его зарождении и традициях. Ра­бота с репродукцией картины Н.Н. Ге «Что есть истина?» Рассуждение о духовном и культурном значении великого христианского праздника Урок-рассуждение Способствование духовному становлению личности школьников, обогащение их чувственного опыта.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Система гражданско-патриотического воспитания в схемах и таблицах

*УО – управления образования, МС – методические службы, ОО – образовательные организации


Концептуальные основы
системы гражданско-патриотического воспитания

в Донецкой Народной Республике


 

 


Рекомендуемые темы проектов, исследовательских работ
по патриотическому и духовно- нравственному воспитанию

Начальная школа

Младший школьный возраст является важным в становлении личности ребенка, потому что здесь закладываются основы личностного развития учащихся начальной школы. В нем ярко проявляются черты дошкольного детства и типичные особенности школьника. Этот возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно замечать и поддерживать. В это время закладываются и развиваются основы большинства психических качеств. Характерным для этой возрастной категории есть постоянное погружение детей в мир этических категорий, постоянное инициирование осознания ребенком связи личного «Я» с окружающим миром, способности осуществлять выбор добра в противовес злу.

Важен личностно ориентированный подход в воспитании младших школьников, так как для детей этой возрастной группы характерна особая сензитивность к морально-этическим воздействиям, особенное восприятие норм культурного поведения, общения, речевого этикета, культуры взаимоотношений. Эффективность различных видов воспитания зависит от направленности воспитательного процесса, форм и методов его организации. Приоритетными для учеников начальных классов являются активные методы, направленные на самостоятельный поиск истины, способствующие формированию критического мышления, инициативы и творчества.

Ориентировочные темы проектных работ
(1-4 классы)

Направление «Я – гражданин Республики» (краеведение)

· Старшие и младшие.

· За что я люблю свой двор.

· Природа моего города (села).

· Одноклассник, товарищ, друг.

· Мудрая старость.

· Казацкими тропами.

· Поучения Мономаха детям из «Повести минувших лет».

· Дерево моей семьи.

· Справедливость – основа права.

· Уважай отца и мать.

· Чем славен мой род.

· Очная или виртуальная экскурсия по памятным местам твоего края.

· Легенды моего края.

· Акция «Чистый родник».

· Правила поведения, присущие моему народу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: