Программа
образовательно-воспитательного курса
Классы
Донецк
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.......................................................................................... 4
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ..................................................................................... 20
Начальное общее образование 1-4 классы.................................................. 20
1 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 20
2 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 26
3 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 32
4 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 38
Основное общее образование 5-9 классы..................................................... 45
5 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 45
6 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 50
7 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 56
8 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 61
9 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 67
Среднее общее образование 10-11 классы................................................... 72
10 КЛАСС............................................................................................................................................................................ 72
11 КЛАСС............................................................................................................................................................................ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................................................ 84
|
Система гражданско-патриотического воспитания
в схемах и таблицах..................................................................................................... 84
Рекомендуемые темы проектов, исследовательских работ
по патриотическому и духовно- нравственному воспитанию......... 87
Примерный перечень воспитательных мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию в общеобразовательных школах 92
Диагностические материалы................................................................................ 97
Рекомендации по проведению социологического опроса.............. 105
Глоссарий........................................................................................................................ 112
Медиатека к курсу «Уроки гражданственности Донбасса»............ 122
Патриотические песни для детей
среднего и старшего школьного возраста................................................. 125
Художники Донецкого края................................................................................ 130
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................. 133
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность, педагогическая целесообразность курса
Современный мир развивается очень быстро. Постоянно изменяющиеся политические, социально – экономические отношения в обществе, государстве требуют от подрастающего поколения быстрой адаптации к новым условиям существования. Возникает проблема: как в условиях смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам достатка, жестокой рыночной конкуренции сохранить лучшие нравственные качества детей и молодежи.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики. Духовно-нравственное развитие гражданина ДНР – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
|
Донецкая Народная Республика устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скреплённый общими ценностями духовными смыслами, общностью исторической судьбы.
В соответствии с этим должен определяться и современный идеал личности, воспитанной в новой образовательной среде – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях своего народа.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий ее социально-экономического, политического и культурного роста. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, необходимо, прежде всего, видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
|
Сегодня гражданско-патриотическое воспитание – одна из главных задач, конечной целью которой должно стать формирование личности гражданина, патриота, труженика, семьянина. В связи с этим, данное направление требует постоянного развития в образовательной организации системы идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование духовно-нравственной, социально ответственной личности учащегося.
Задача педагогов – создать такие условия, которые бы позволили учащимся на практике проявить свои патриотические чувства и гражданскую позицию, формировали готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, способствовали бы воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких, свою собственную, дали возможность почувствовать себя нужным своей стране, своему городу, своей школе.
В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле.
Быть полезным для всего общества, быть добрым, щедрым для людей, быть коллективистом – это то главное, что необходимо воспитать в детях.
В условиях многонациональной и поликонфессиональной Республики осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном уровне имеет особую значимость.
Обеспечение гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития гражданина Донецкой Народной Республики является ключевой задачей современной государственной политики. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Таким образом, актуальность разработки курса «Уроки гражданственности Донбасса» обусловлена:
· необходимостью организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;
· поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, дискредитировавший понятия общего блага и социальной справедливости, обусловивший упадок общественной морали, и консолидировать общество;
· необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях;
· потребностью в обеспечении активного участия граждан Республики в поддержании ее безопасности от внешних и внутренних угроз в условиях борьбы с международным терроризмом.
Всё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение целого комплекса проблем воспитания и развития гражданина Донецкой Народной Республики, как человека достойного жить в своей стране, решать её современные проблемы и строить будущее.
Именно поэтому существует необходимость в разработке новых школьных курсов воспитательной направленности, которые сочетают в себе информативность, научность, активно-деятельностный подход, метапредметность, в доступной форме объясняют молодому поколению необходимость помнить «кто мы и какого рода», чтить свои корни, родителей, родную землю.
Именно эту задачу и призван выполнить новый образовательно-воспитательный курс «Уроки гражданственности Донбасса», направленный на становление ученика как гражданина, патриота своей малой и большой родины. Содержательные линии, входящие в состав курса, должны способствовать пониманию ответов на такие вопросы, как «Кто я?», «Что представляет собой окружающий меня мир?», «Что я знаю о своем роде?», «Что я знаю о своей Родине?», «Каковы мои права и обязанности?», «Что я могу сделать для блага Отечества?».
Курс объединяет в себе 4 содержательные линии: историко-краеведческую, природоведческую, культурологическую и обществоведческую, которые реализуются через микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса» и «Культура Донбасса», «Дыхание времен», «След в истории», «Человек и закон», «Гражданская позиция», которые, в свою очередь, объединяются в три макросферы: «Донбасс и Русский мир», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс – моя Родина».
Обществоведческая составляющая (человек как личность; человек и общество; человек среди людей; культура) охватывает знания о человеке как нравственном и самоценном субъекте; знания об обществе, окружающей среде, в которой живет обучающийся, способствует поэтапному осознанию единства компонентов «Я – семья – школа – родной город (село) – Донецкая Народная Республика», раскрывает взаимодействие людей в семье, коллективе, обществе; предполагает активное общение детей с природным и социальным окружением, накоплением опыта личностного отношения к системе общественных ценностей, в частности этнических, общенациональных, общечеловеческих.
Природоведческая составляющая знакомит учащихся с разнообразием природы, хозяйственной деятельностью населения Донецкой народной Республики, охраной и сохранением природы родного края, с системой ценностей в отношении к природе, к людям, к самому себе; направляет практическую деятельность подрастающего поколения, связанную с охраной и сохранением природных богатств.
Историко-краеведческая составляющая (города и села родного края; исторические памятники) предусматривает воспитание уважительного отношения к родному краю, его истории; утверждение в учащихся патриотических взглядов.
Культурологическая составляющая направлена на ознакомление с культурным наследием, традициями, верованиями нашего народа, воспитание уважительного отношения к ним и развитие внутренней потребности в сохранении и приумножении культурных достижений республики.
Курс носит межпредметный характер, обеспечивая реализацию учебных задач через интеграцию базовых дисциплин. Одновременно он является ядром воспитательного воздействия на личность ребенка и органически связан с системой знаний, которые предусмотрены программой внеклассной деятельности, что обеспечит разносторонность и перспективность обучения, воспитания и развития школьников.
Развивающий аспект курса заключается в формировании универсальных учебных действий, опыта творческой деятельности учащихся, овладении обобщенными способами действий; моделировании культурных и ролевых стандартов поведения в различных ситуациях; развитии активного познавательного отношения к природе и социальному окружению; познании школьниками своих возможностей.
Важнейшим воспитательным направлением содержания является формирование у учащихся наиболее значимых для нашего народа ценностей: патриотизма, социальной справедливости, первичности духовного относительно материального, уважительного отношения к человеку и его труду; воспитание у ребенка своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самого себя, других людей, понимать значение жизни как наивысшей ценности
2. Нормативно-правовое обеспечение курса
Нормативно-правовым обеспечением курса гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Уроки гражданственности Донбасса» являются:
· Конвенция о правах ребенка;
· Конституция Донецкой Народной Республики;
· Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 07.07.2015, N 55-IНС;
· Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике;
· Локальные акты Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, управлений (отделов) образования.
Курс открыт для внесения корректив в ходе реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения макросфер (разделов) и микросфер программы с учётом новых реалий образовательного процесса.
3. Цели и задачи курса
Цели:
· развитие и воспитание у граждан Донецкой Народной Республики патриотического самосознания, безграничной любви к Родине, к своему народу, стремления добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности;
· подготовка функционально грамотного, высоконравственного, культурного, деятельного гражданина-созидателя, усвоившего общечеловеческие ценности, стремящегося к сохранению и приумножению духовных, культурных, материальных богатств своего народа и своего Отечества.
Задачи:
· модернизация системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи, создание условий для её успешной реализации;
· информационно-мировоззренческая подготовка детей и молодежи, оказание помощи в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований, формирование самосознания, ценностного отношения к социально значимым идеям и ценностям, особенно связанным с любовью к Отечеству и необходимостью обеспечения его безопасности;
· воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейших характеристик молодежи, проявляющихся в активной жизненной позиции, стремлении лично участвовать в процессах строительства и развития общества и государства;
· утверждение в сознании личности своей значимости как гражданина для государства;
· формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;
· привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики – Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества; обеспечение роста уровня значимости патриотизма у подрастающего поколения,
· формирование положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как важнейшим ценностям в жизни;
· развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
· уважение культурных достижений и исторического прошлого, традиций;
· формирование желания учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы развивать науку и культуру родного края.
4. Принципы построения курса
· Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей обучающихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
· Принцип систематичности и последовательности в обучении требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
· Принцип преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи реализуется через сквозные идеологические концепты и макросферы курса, которые изучаются на каждой ступени образования (от дошкольника до выпускника общеобразовательной организации) с постепенным усложнением и углублением содержания.
· Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющего органическую связь этих составляющих.
· Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечении творческого характера деятельности.
· Принцип универсальности основных направлений гражданско-патриотического воспитания предполагает целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
· Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных средств визуализации (иллюстраций, плакатов, карточек, видео, киноматериалов, слайдов и др.), а также посещение тематических экскурсий, выставок и др.
· Принцип системно-организованного подхода предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех подструктур образовательной организации, учреждений культуры и дополнительного образования, управлений образования, общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан Донецкой Народной Республики;
· Принцип адресного подхода в формировании патриотизма предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;
· Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общего патриотизма, но и местного (регионального), характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, школе, предприятию, спортивной команде и т.д.
5. Структурная схема курса
Макрофера 1. «Донбасс – мой родной край» Мы воспитываемся в духе традиций Донецкого края. У нас общее наследие! | |||||||||
Микросфера «Я – житель Донбасса» | Микросфера «Природа Донбасса» | Микросфера «Культура Донбасса» | |||||||
Содержательные линии: - Я и моя семья. - Мой род. - Я и мое окружение. - Я и общество. - Мой город (село) – моя Донетчина. - Труд и хозяйственная деятельность. | Содержательные линии: - Я и природа. - Природа вокруг меня. - Характерные особенности природы нашего края. - Природоохранная деятельность. | Содержательные линии: - Народная мудрость. - Образование. - Исторические памятки Донбасса. - Духовные жемчужины Донбасса. - Искусство Донбасса. - Выдающиеся деятели Донбасса. | |||||||
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» Мы воспитываемся в духе гражданской и общечеловеческой культуры. У нас общая культура! | |||||||||
Микросфера «Человек и закон» | Микросфера «Гражданская позиция» | Микросфера «Мои права и обязанности» | Микросфера «Трудом славен человек» | Микросфера «Учимся жить среди людей» | |||||
Содержательные линии: - Конституция Донецкой Народной Республики – основной закон государства; - Законодательная база Донецкой Народной Республики; - Государственные символы Донецкой Народной Республики; - Как устроена государственная власть; - Правонарушение и преступление; - Государственная система правовых отношений; - Донецкая Народная Республика в мировом сообществе. | Содержательные линии: - Человек и гражданин; - Что значит быть гражданином; - Правовое государство; - Что такое демократия; - Человек и средства массовой информации; - Что такое местное самоуправление; - политическая жизнь общества. | Содержательные линии: - Общественное и государственно-территориальное устройство ДНР; - Права, свободы и обязанности гражданина ДНР; - Права ребенка; - Как государство защищает мои права; - Социальные права человека; | Содержательные линии: - Все профессии важны; - Для чего человеку работа; - Труд шахтеров; - Право человека на труд; - Профессиональное самоопределение. | Содержательные линии: - Школа вежливости; - Культура общения; - Правила поведения в общественных местах; - Мерило нравственности – совесть; - Учимся быть толерантными; - В единстве и солидарности наша сила; - Партии и общественные движения; - Свобода – выбор разумной личности. - Мы – граждане мира. | |||||
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» Мы воспитываемся в духе исторической памяти Донецкого края. У нас общая историческая судьба | |||||||||
Микросфера «Дыхание времен» | Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности» | Микросфера «Секреты русских мастеров» | Микросфера «Летопись народной мудрости» | ||||||
Содержательные линии: - Исторический путь русского народа. - Идея Русского мира. - Государственные символы России. - Россия на политической карте мира. | Содержательные линии: - Героические страницы истории России. - Выдающиеся исторические деятели. | Содержательные линии: - Традиционные народные промыслы. - История русского костюма. | Содержательные линии: - Народный месяцеслов. - Обряды. - Традиционные верования. - Народные песни. - Праздники. - Поликультурный мир. | ||||||
6. Ценностные установки гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания
Программа курса гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Уроки гражданственности Донбасса» опирается на традиционные источники нравственности, такие как:
· патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
· социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
· гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
· история – исторический путь народа, исторически значимые события, историческое развитие народа;
· культура – культурное наследие народа, народные традиции, общечеловеческие и национальные ценности;
· равноправие – равенство перед законом, социальное равенство;
· семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
· совесть – потребность человека нести ответственность за свои действия; способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль;
· солидарность – единство целей, задач, интересов, взаимоподдержка, взаимодействие;
· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
· наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
· традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
· искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
· природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
· человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
7. Основные направления деятельности по реализации курса
1. Содержательное направление:
· отбор учебного материала, способствующего формированию гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциала детей и подростков;
· разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов;
· интеграция в образовательном процессе, реализация метапредметного подхода;
· развитие деятельности ученического самоуправления в школе.
2. Социально-педагогическое направление:
· реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных обучающимся, родителям, педагогам;
· социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии обучающихся;
3. Управленческое направление:
· изучение и обобщение передового социально-педагогического опыта в рамках реализации курса;
· создание условий для реализации основных направлений программы курса в урочной и внеурочной деятельности;
· привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с обучающимися и их родителями по вопросам гражданско-патриотического, правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.
8. Механизм реализации курса
Механизм реализации курса основывается на совершенствовании методов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, координации деятельности всех школьных служб в целях обеспечения положительного влияния на процесс воспитания и развития личности гражданина Донецкой Народной Республики, налаживания тесных связей с социальными партнёрами, выстраивания эффективного взаимодействия с семьями обучающихся.
Система гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников, реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
Задачи гражданского образования решаются через изучение истории, права, географии, экономики, литературы, начальной военной подготовки и других учебных дисциплин, а также через специальные учебные курсы, например, «Уроки гражданственности Донбасса». При этом базовые учебные предметы и специальные курсы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, поскольку в первых акцент делается на знаниевом компоненте, во втором – на воспитательном, что позволяет добиться наибольшего результата в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной организации.
Социализация детей и учащейся молодежи в системе гражданско-патриотического воспитания может базироваться на деятельности школьной общественной организации, ученическом самоуправлении, сотрудничестве с государственными органами власти и общественными организациями, учреждениями культуры и дополнительного образования.
В процессе взаимодействия названых компонентов социализации учащихся формируется не только нравственно устойчивая цельная личность, обладающая такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, дисциплинированность, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу, но и позитивное отношение к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье.