-Сегодня мы научимся сравнивать сосуды тремя способами.
-Работаем в парах. Посмотрите на стол. (на столе у детей лежат две картинки одинакового размера: ведро и стакан). Посовещайтесь друг с другом и скажите мне, как сравнить объёмы этих сосудов.
-Какой сосуд больше? (ведро) Как вы это определили? (на глаз)
-Поработаем в группе. На доске вы видите предметы. Для чего они служат? (Эти сосуды нужны для хранения жидкостей.)
-Попробуйте определить, какой из двух сосудов обладает большей вместимостью.
(дети должны определить на глаз)
-Предположите, какой сосуд вмещает жидкости больше? Меньше?(1-жёлтый больше, так как он выше. 2-синий больше, так как он шире. 3-они одинаковые)
-Как же нам проверить, кто прав? (перелить) (учитель объясняет детям, что перелив жидкости из этих сосудов в другие, в них будет одинаковый объём жидкости)
-Итак, сделаем вывод, что не всегда разная ширина и высота сосудов определяют их вместимость.
- Теперь выполним с вами следующее задание.
- Благодаря меркам (стакану) мы смогли определить сколько стаканов воды вмещает в себя таз.
Вопрос 2. Какие задания целесообразно предложить учащимся с целью формирования у них представления об объеме как свойстве трехмерной фигуры? Какие задания из различных учебников математики можно использовать для этого?
Чтобы помочь детям выделить массу среди других свойств следует предлагать им для сравнения предметы, имеющие одинаковую форму, но разные массы, одинаковую форму и размеры, но равные массы и т.д. Сюда следует включать и цвет, и материал, из которых сделаны предметы, и добиваться, чтобы дети различали размеры, форму, массу.
|
Так как в начальных классах не вводится понятие объема и не изучаются единицы измерения объема, то следует ограничиться ознакомлением учащихся с процессом измерения вместимости некоторых предметов (банка, кастрюля, металлическая кружка, стакан). Целесообразно показать сравнение емкостей, выявить, какая из них больше и показать необходимость использования единой меры – литра.
М1М часть 2
М1Демидова часть 3
М1Петерсон Часть 3
М4 Чекин Часть 1
Вопрос 3. Составьте вариант беседы ознакомления учащихся с понятием «Объём фигуры» при изучении трёхмерных геометрических фигур по программам Н.Б.Истоминой или И.И. Аргинской(М4И ч.2 с.32; М4А ч.2 с.16).
-Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите на ней? (квадрат и прямоугольный параллелепипед)
-Чем они схожи и чем отличаются? (квадрат-это одна грань параллелепипеда, парал.состоит из нескольких квадратов)
-Верно. В математике принято так: квадрат-это плоская фигура, которая находится в одной плоскости. А парал. Объёмная фигура. Также, например, круг и шар. В чем отличие? (круг плоский, шар объёмный) для наглядности можно показать детям настоящий шар, паралл., квадрат и круг, дать им потрогать.
-Откроем 306 номер и ответим на первый вопрос. Давайте подумаем какими же единицами удобнее измерять объём.
-Плоские фигуры (квадрат) мы измеряем в квадратных сантиметрах, а объёмные а кубических. В плоскости мы перемнождаем только две стороны квадрата, так как у нас есть только верх-низ или бока, поэтому и коифициет 2. 1 квадратный сантиметр. А у куба мы измеряем сразу три стороны, высота и 2 ширины. Прочитайте правило в рамочке.
|
-Посмотрим вопрос 3. Какую единицу объёма изображает куб на рисунке? (1 сантиметр кубический.)
-Определите, какие фигуры плоские, а какие объёмные.
Вопрос 4. С какими единицами измерения объема фигуры знакомят учащихся по этим и другим программам. Какие методические приемы используют для этого? Приведите примеры различных заданий из учебников математики.
Детей знакомят с кубическими сантиметрами, метрами, дециметрами. Анализируя куб и прямоугольный параллелепипед, говорят о единицах измерения объема. Например, по программе Истоминой Н.Б. это 1 см3, 1 дм3.
М4И ч.2 с.32-33-34