УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
__________________
“______”_______________20___ г.
ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Б3. В. ОД. 6 Юридическая психология и педагогика
по направлению подготовки
40.03.01 Юриспруденция
(код и наименование направления подготовки по ФГОС)
профиль_______________________________________
квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Симферополь, 2019
© Губанова Е.В., 2017 | |
© ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2019 |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОПОП ВО
Цель изучения дисциплины
«Юридическая психология и педагогика» является изучение психологических проблем согласования человека и права как элементов системы «человек-право» и разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности этой системы.
Результаты изучения дисциплины:
По результатам изучения учебной дисциплины «Юридическая психология и педагогика» бакалавр по направлению подготовки 40.03.01. Юриспруденция (международное право) должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста.
Приведенный перечень не является исчерпывающим, иные виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, могут определяться образовательным учреждением высшего образования совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками образовательным учреждением высшего образования и объединениями работодателей.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего образования.
Психологические и педагогические знания в настоящее время являются обязательной составной частью юридического образования. Знание психологии и педагогики, применение в процессе юридической деятельности современных рекомендаций в этих областях знаний облегчает труд юриста, помогает ему строить и регулировать взаимоотношения с другими людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практике. Кроме того, задача юриста – воспитание общества в духе уважения к праву и закону, противодействие правовому нигилизму и противоправным проявлениям. В этой деятельности результатов можно добиться, только обладая основами педагогических знаний, инструментами педагогического воздействия. Если психология изучает законы функционирования психики человека, то предметом педагогики являются закономерности целенаправленного изменения этой психики педагогическими средствами. Очевидно, что без учета психологии педагогическая деятельность не может быть результативной.
Междисциплинарные связи: Юридическая психология и педагогика возникла в ответ на запросы практики борьбы с преступность юна стыке нескольких наук. Поэтому она носит комплексный, междисциплинарный характер. Она связана с общей психологией и педагогикой, и по отношению к ним находится в ряду аналогичных ей научных дисциплин (возрастная психология и педагогика, педагогика для обучающихся вузов различных специальностей, патопсихология, психология труда, инженерная и др.). Общая психология и педагогика являются для данной дисциплины теоретической базой, так как используется основной понятийный и категориальный аппарат, знания об общих закономерностях психической деятельности человека и методах педагогического воздействия. Именно общая психология, как научно-практический комплекс, разрабатывает вопросы обучения и воспитания, и особенно – исследует генезис противоправного поведения, в том числе несовершеннолетних. Имеет место и обратная связь, поскольку развитие юридической психологии и педагогики обогащает общую психологию и общую педагогику новыми эмпирическими и отраслевыми знаниями.
Тесные связи данная дисциплина поддерживает социальной психологией. Таки ее разделы, как социально-психологические проблемы личности, являются базовыми в изучении психологических аспектов деятельности следователя, состава суда, психологии преступной группы и другие вопросы. Эта связь позволяет использовать данные о функционировании общественных групп, статус личности в них, возрастные, культурные, материальные противоречия между группами и среди них, действие групповых традиций и установок на правомерное или неправомерное поведение ее членов. Проблема трудновоспитуемых подростков является одновременно объектом исследования педагогики, криминологии и юридической психологии. Тесная интеграционная связь юридической психологии и педагогики с наукой уголовного процесса. Доказательство истины в уголовном процессе есть не что иное, как разновидность общего процесса познания со всеми присущими ему закономерностями и особенностями. Ряд принципиально важных положений уголовно-процессуального закона, таких как независимость судей, с подчинением их только закону, гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства, вырабатывались в течение длительного периода под влиянием практики уголовного судопроизводства, которая показала, в которой огромной степени психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на объективность установления истины и принятия судебных решений. Аналогичным образом можно проследить связь юридической психологии и гражданского процесса. Междисциплинарные связи также имеют место между юридической психологией и педагогикой и наукой уголовного права. Это вопросы, связанные с субъектом, субъективной стороной преступления психологические особенности личности преступника, его эмоционально-волевая, мотивационная сфера, уровень интеллекта, актуальные психические состояния, которые сопутствуют совершению некоторых преступлений, влияют на то, в какой мере субъект преступления руководит своими действиями и отдает отчет своим поступкам.
Подобные связи можно проследить и с такой наукой как гражданское право. Так, проблема компенсации морального вреда в случае причинения гражданину «этических страданий», не может быть всесторонне исследована без учета психологического фактора. Не менее актуальной в гражданском праве относится проблема признания сделок недействительными в следствие необычного состояния психики гражданина, дефектов его волеизъявления, а также ошибок восприятия, связанных с пониженным уровнем чувствительности тех или иных анализаторов (зрительных, слуховых и др.), с повышенной внушаемостью, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятии им решений правового характера. Тесная связь юридической психологии установилась с криминалистикой, особенно ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений. Связана юридическая психология и психология и с криминологией. Важнейшие разделы науки криминологии просто не могли бы развиваться без опоры на ее разделы, касающиеся психологии личности. Особое внимание криминологию привлекают именно те особенности личности преступника, которые тесно связаны с его преступным деянием, объясняющего осуществления» (направленность, ценностные ориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания, психические и психофизиологические особенности). И, конечно, нельзя говорить о виктимологии и о противодействии преступности, о профилактических мероприятиях, без учета применения юристом педагогических знаний. Традиционная связь с судебной психиатрией, особенно в пограничных областях знаний человеческой психики, находящейся между психической нормой и психической патологией, о чем свидетельствует развитие такого междисциплинарного вида совместных исследований, которое определилось как комплексная психолого-психиатрической экспертиза.
Успешное освоение учебной дисциплины «Юридическая психология и педагогика» требует наличия у обучающихся знаний, умений, навыков и компетенций, полученные в результате вышеуказанных дисциплин профессионального цикла. Помимо всего прочего, компетенции, сформированные у обучающихся в процессе изучения дисциплины «Юридическая психология и педагогика», являются необходимой предпосылкой для освоения других дисциплин.
Дисциплина изучается: на 2 курсе в 4 семестре обучения (общий профиль); на 1 курсе во 2 семестре обучения (МП профиль).
Коды компетенций | Результаты освоения основной образовательной программы (компетенция или содержание достигнутого уровня освоения компетенции) | Результаты обучения |
Общекультурные компетенции | ||
ОК – 3 ОК - 5 | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе | Знать:основы профессиональной солидарности и корпоративности, понимание долга и чести Уметь:решать производственные вопросы на профессиональном уровне, найти контакт со всеми членами коллектива Владеть: знаниями профессиональной этики в объеме, позволяющем вести организационно-управленческую работу в коллективе на высоком современном уровне |
Общепрофессиональные компетенции | ||
ОПК–3 | Способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Знать:основные обязанности и принципы этики в юридической деятельности. Уметь:применять и соблюдать в практической деятельности юриста. Владеть: навыками организации своей профессиональной деятельности при соблюдении профессиональных обязанностей и минимальных принципов этики юриста. |