Общий объем дисциплины в зачетных единицах согласно учебному плану составляет – 2,0 зачетные единицы.
Виды контактной и внеаудиторной работы | Всего часов | |
очная форма обучения | очно/заочная форма обучения | |
Общий объем дисциплины | ||
Аудиторная работа | ||
в том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Зачет |
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Планы и задания к практическим занятиям по учебной дисциплине "Юридическая психология и педагогика" для студентов 1 курса (2 семестра) юридического факультета являются составной частью программы курса. Цель планов и заданий - оказать помощь студентам по обеспечению более глубокого усвоения теоретического материала, полученного ими в ходе прослушивания лекций, при самостоятельном изучении ими нормативного материала и рекомендованной литературы.
Сами планы практических занятий и заданий к ним по своему содержанию соответствуют потребностям практической деятельности органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры, адвокатуры, суда. Указанные виды учебных занятий охватывают весь курс дисциплины и по своей методике позволяют преподавателю и студентам, по выбору более гибко с учетом максимальных возможностей использовать учебное время для закрепления теоретических знаний в ходе и практических занятий.
Практическое занятие - хорошая школа обучения не только соответствующей учебной дисциплине, но и правовой социализации, профессиональной подготовленности, деловой коммуникации, умению дискутировать, уверенности достойно держаться в кругу умных и любознательных сверстников, правоведов, а также разрешать практические задания по рассматриваемой тематике. И часы, которые отведены студенту для этого, необходимо использовать с максимальной пользой.
Не стоит забывать известное правило: при подготовке к ответу на каждый вопрос, поставленный в плане семинарского занятия, необходимо составлять план ответа, а затем – формулировать сам ответ. Это - не просто формальность, а возможность четче структурировать знания, приводить их в систему. Изложение систематизированных таким образом знаний на практическом занятии еще больше закрепит эти знания в сознании студента. Кстати, чтобы поставить вопрос докладчику, надо помнить о том, что в этом заключается маленькое искусство. В вопросе нужно сформулировать такую мысль, которая побуждала бы докладчика к воспроизведению дополнительных знаний, а присутствующих - к дискуссии. И вопрос рекомендуется продумать заранее, хотя в процессе работы на семинаре, вопросы обычно возникают всегда. Не всегда только студент решается задать его или высказать собственное мнение. От такой нерешительности следует избавляться, и чем раньше, тем лучше.
Настоятельно рекомендуется готовить доклады, сообщения и рефераты, ссылаясь при этом на те источники, которые либо предлагает преподаватель, либо подбирает сам студент. а практическое решение задач составленных на основании материалов конкретных уголовных дел способствует выработке у студентов приемов и навыков работы с текущим законодательством и материалами судебной практики
При изучении той или иной темы в обязательном порядке применяется проблемный метод, ориентирующий студента на дискуссию.
Проблема - это вопрос, требующий ответа. На его поиск и ориентирована работа участников семинарского занятия. Обязательно высказываемые положения должны быть иллюстрированы примерами из юридической практики. Связь теоретического материала с практикой - непременное условие изучения юридической психологии и педагогики как прикладной науки.
Программа курса для студентов ТНУ им. В. И. Вернадского преследует цель раскрыть основные положения таких наук, как юридическая психология и педагогика. Поэтому "Юридическая психология и педагогика" как учебная дисциплина, излагается в вузах системы Министерства образования и науки РФ, охватывает изучение не только общих вопросов теории этих наук, но и специфических аспектов, касающихся непосредственно деятельности работника юридического труда.
Сейчас в рамках учебного процесса по Юридической психологии и педагогики все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Это объясняется, прежде всего, тем, что постоянно растет количество учебного и научно-теоретического материала, которым необходимо овладеть студенту в процессе изучения курса. В ходе проведения аудиторных занятий по Юридической психологии и педагогике возникает проблема нехватки времени на углубленное изучение определенных вопросов, включенных в программу курса. Основная роль при решении этой проблемы отводится самостоятельной работе студентов в рамках учебного процесса. Основной целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, которые нужны для углубленного изучения курса Юридическая психология и педагогика.
Семинар № 1
Тема: Предмет и задачи юридической психологии. Социализация личности.
Время: 2 часа.
Цель: Определить понятие и предмет юридической психологии. Определить место юридической психологии в системе юридических наук. Определить понятие социализации, дать характеристику ее основных агентов.
Учебные вопросы:
1. Предмет, задачи и система юридической психологии.
2. Методы юридической психологии.
3. Исторический очерк развития юридической психологии.
4. Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания.
5. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.
6. Понятие правовой социализации, ее основные агенты.
7. Личность и социальная группа.
8. Сознание, ответственность, правосознание.
9. Дефекты правовой социализации.
10. Криминогенность в подростковой среде.
11. Психологические предпосылки эффективности правовых норм.
Темы рефератов:
1. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки.
2. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.
3. Криминогенность дефектов правовой социализации в семье.
4. Стихийные неформальные группы подростков и дефекты правовой социализации.
Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления в ее развитии.
Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией; ее роль в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.
Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания. Ее методологические, естественнонаучные и правовые основы. Междисциплинарные связи юридической психологии с философией, с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.
Понятие личности в психологии и правовой науке. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Этапы формирования личности. Мировоззренческая основа, ценностные ориентации, направленность, мотивационная сфера личности. Неосознаваемое в структуре личности, в побуждениях человека. Цели изучения личности в профессиональной деятельности юриста.
Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Методы психологической диагностики. Место и роль психолога при изучении психологических особенностей участников уголовного, гражданского процесса. Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.
Система психологических процессов и их роль в деятельности юриста. Ощущение, восприятие, понятие и виды памяти, мышления, воображение и внимание. Эмоции, чувства и воля. Состояние тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникновения. Соотношение понятий аффекта и внезапно возникшего сильного душевного волнения. Психические, физические, нравственные страдания. Понятие, признаки страданий как особой формы переживаний человека. Темперамент и характер.
Семинар № 2