ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

1 вопрос. Специфика философского знания. Отличие философии от мифа, науки и религии

(20 баллов)

 

2 вопрос. Особенности средневековой философии

(20 баллов)

 

Вопрос

Определите основную идею фрагмента из работы Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека»:

«И установил, наконец, лучший творец, чтобы для того, кому не смог дать ничего собственного, стало общим все то, что было присуще отдельным творениям. Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2

1 вопрос. Истоки философского мышления

(20 баллов)

 

2 вопрос. Глобальные проблемы современной цивилизации

(20 баллов)

 

3 вопрос. Проанализируйте фрагмент из работы И. Канта «Критика практического разума», определите основную проблему.

«Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя, чтобы побудить волю, и не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение в душе и пугало бы; ты только устанавливаешь закон, который сам собой проникает в душу и даже против воли может снискать уважение к себе (хотя и не всегда исполнение); перед тобой замолкают все склонности, хотя бы они тебе втайне и противодействовали, — где же твой достойный тебя источник и где корни твоего благородного происхождения, гордо отвергающего всякое родство со склонностями, и откуда возникают необходимые условия того достоинства, которое только люди могут дать себе?»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3

1 вопрос. Общее и особенное в философии общества и государства Аристотеля и Платона. Аристотель как создатель логики и этики.

(20 баллов)

 

2 вопрос. Достоевский и Толстой: философские идеи в литературе

(20 баллов)

 

3 вопрос. Определите тему следующего рассуждения Фомы Аквинского из трактата «Сумма теологии»:

«Священное учение есть наука. Следует, однако, знать, что природа наук бывает двоякой. Одни из них таковы, что зиждутся на основоположениях непосредственно отысканных естественной познавательной способностью, как то: арифметика, геометрия и другие в этом же роде. Другие таковы, что зиждутся на основоположениях, отысканных при посредстве иной, и притом высшей, дисциплины; так теория перспективы зиждется на основоположениях, выясненных геометрией, а теория музыки – на основоположениях, выясненных арифметикой. Священное учение есть такая наука, которая относится ко второму роду, ибо она зиждется на основоположениях, выясненных иной, высшей наукой; последняя есть то знание, которым обладает Бог, а также те, кто удостоен блаженства. Итак, подобно тому, как теория музыки принимает на веру основоположения, переданные ей арифметикой, совершенно также священное учение принимает на веру основоположения, переданные ей Богом».

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4

1 вопрос. Космоцентрический характер древнегреческой философии

(20 баллов)

 

2 вопрос. Сравните идеи славянофилов и западников

(20 баллов)

 

3 вопрос. Прочитайте отрывок из текста Эпикура. Как древний философ обосновывает правильное отношение к смерти?

«Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения. Поэтому правильное знание того, что смерть не имеет к нам никакого отношения, делает смертность жизни усладительной, – не потому, чтобы оно прибавляло к ней безграничное количество времени, но потому, что отнимает жажду бессмертия. И действительно, нет ничего страшного в жизни тому, кто всем сердцем постиг [вполне убежден], что вне жизни нет ничего страшного. Таким образом, глуп тот, кто говорит, что он боится смерти не потому, что она причинит страдание, когда придет, но потому, что она причиняет страдание тем, что придет: ведь если что не тревожит присутствия, то напрасно печалиться, когда оно только еще ожидается. Таким образом, самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем. Таким образом, смерть не имеет отношения ни к живущим, ни к умершим, так как для одних она не существует, а другие уже не существуют».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: