ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5. 2 вопрос.«Бытие» как философская категория и проблема




1 вопрос. Сократ, Платон, Аристотель как вершины античной философии

(20 баллов)

 

2 вопрос. «Бытие» как философская категория и проблема

(20 баллов)

 

3 вопрос. Определите ключевую проблему отрывка работы И. Канта.

«Сферу философии в этом всемирно-гражданском значении можно подвести под следующие вопросы:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я смею надеяться?

4. Что такое человек?

На первый вопрос отвечает метафизика, на второй – мораль, на третий

религия и на четвертый – антропология. Но в сущности все это можно
было бы свести к антропологии, ибо три первых вопроса относятся к
последнему».

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

1 вопрос. Особенности древнеиндийской философии

(20 баллов)

 

2 вопрос. Этика и метафизика как два начала философии.

(20 баллов)

 

3 вопрос. Какова основная идея данного отрывка из работы А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление»?

«Поистине, страх смерти не зависит ни от какого знания: ведь животное испытывает этот страх, хотя оно и не знает о смерти. Всё, что рождается, уже приносит его с собою на землю. Но страх смерти [говоря] априори нечто иное, как оборотная сторона воли к жизни, которую представляем все мы. Оттого всякому живому одинаково прирождена как забота о самосохранении, так и страх гибели; именно последний, а не простое стремление избежать градаций, оказывается в той боязливой осмотрительности, с какою животное старается оградить себя, а еще более свое потомство, – от всякого, кто только может быть ему опасен. Почему убегает, дрожит и хочет скрыться? Потому что оно – всецело воля к жизни, а в качестве таком подвержено смерти и желает выиграть время. Таков же точно по своей природе и человек. Величайшее из зол, худшее из всего, что только может грозить ему, это – смерть; величайший страх – это страх смерти. Ничто столь неодолимо не побуждает нас к живейшему участию, как если другой подвергается смертельной опасности; нет ничего ужаснее, чем смертная казнь. Раскрывающаяся во всем этом безграничная привязанность к жизни ни в каком случае не могла возникнуть из познания и размышлений: напротив, для последних она, скорее, представляется нелепой, потому что с объективной ценностью жизни дело обстоит весьма скверно и во всяком случае остается под большим сомнением, следует ли жизнь предпочитать небытию; можно сказать даже так, что если бы предоставить свободу слова опыту и рассуждению, то небытие, наверное, взяло бы верх».

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7

1 вопрос. Характерные черты древневосточной философии

(20 баллов)

 

2 вопрос. Проблема человека в философии

(20 баллов)

 

3 вопрос. Прочитайте отрывок из книги Августина «Исповедь», определите основную идею.

«Я понимал, что сам являюсь доказательством того, о чем читал, как «тело замышляет против духа, а дух против тела». Я жил и тем и другим, но больше жил в том, что в себе одобрял, чем в том, чего в себе не одобрял. Тут меня скорее не было, ибо по большей части я терпел против воли, а не действовал по собственному желанию. И, однако, привычка, мною созданная, упрямо восставала на меня: по своей воле пришел я туда, куда не хотел. Кто по праву может противиться справедливой каре, настигающей грешника?… Греховный же закон – это власть и сила привычки, которая влечет и удерживает душу даже против ее воли, но заслуженно, ибо в эту привычку соскользнула она добровольно».

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

1 вопрос. Особенности древнекитайской философии

(20 баллов)

 

2 вопрос. Владимир Соловьев и русская философия ХХ века: покажите преемственность идей

(20 баллов)

 

3 вопрос. Сформулируете основную проблему отрывка из эссе А. Камю «Миф о Сизифе»:

«В неуловимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она была сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца, слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень. Я оставляю Сизифа у подножия горы! Ноша всегда найдется. Но Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни. Он тоже считает, что все хорошо. Эта вселенная, отныне лишенная властелина, не кажется ему ни бесплодной, ни ничтожной. Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на полночной горе составляет для него целый мир. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: