1 вопрос. Особенности современной западной философии
(20 баллов)
2 вопрос. Истина, добро и красота как философские ценности
(20 баллов)
3 вопрос. Что Гегель говорит о связи познания и зла в данном отрывке из «Философии религии»?
«В этой истории выступает Адам, или человек вообще; то, о чем здесь рассказывается, касается самой природы человека, и речь идет не о формальной, детской заповеди, которую Бог дает человеку, – древо, от которого Адам не должен вкушать, есть древо познания добра и зла, – и здесь отпадает внешность и форма какого-то древа. Человек вкушает от древа и приходит к познанию добра и зла. Трудность, однако, состоит в том, что Бог будто бы запретил человеку достигнуть такого познания, ибо это познание как раз и составляет характер духа: дух есть дух только благодаря сознанию, а высшее сознание как раз и заключается в познании добра и зла. Как же это можно было запретить? Познание, знание есть двусторонний, опасный дар: дух свободен; этой свободе открыто как добро, так и зло, в ней равным образом есть произвол делать зло; в этом состоит отрицательная сторона утвердительной стороны свободы. Человек, сказано, был в состоянии невинности – это вообще состояние естественного сознания, оно должно быть снято, как только возникает сознание духа. Это вечная история, и в этом – природа человека».
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20
1 вопрос. Споры вокруг русской философии. Проблема начала русской философии
(20 баллов)
2 вопрос. Диалектический и исторический материализм К. Маркса.
(20 баллов)
3 вопрос. Каковая основная мысль Л.Н. Толстого из данного отрывка его «Исповеди»?
«По жизни человека, по делам его как теперь, так и тогда никак нельзя узнать, верующий он или нет. Если и есть различие между явно исповедующими православие и отрицающими его, то не в пользу первых. Как теперь, так и тогда явное признание и исповедание православия большею участию встречалось в людях тупых, жестоких и безнравственных и считающих себя очень важными. Ум же, честность, прямота, добродушие и нравственность большею частью встречались в людях, признающих себя неверующими».
|
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21
1 вопрос. Проблема самобытности русской философии
(20 баллов)
2 вопрос. Искусственный интеллект. Основные подходы и перспективы
(20 баллов)
3 вопрос. Проанализируйте высказывание Декарта из его работы «Рассуждение о методе»:
«И подобно тому как обилие законов нередко дает повод к оправданию пороков и государство лучше управляется, если законов немного, но они строго соблюдаются, так и вместо большого числа правил, составляющих логику, я заключил, что было бы достаточно четырех следующих, лишь бы только я принял твердое решение постоянно соблюдать их без единого отступления.
Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
|
И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22
1 вопрос. Взаимоотношение литературы и философии в русской философской традиции
(20 баллов)
2 вопрос. Феномен науки. Критерии научности
(20 баллов)
3 вопрос. Каков смысл данного высказывания К. Ясперса из его работы «Философская вера»?
«Если вся философия современна, то ей ведомо ее бытие в настоящем как явление истоков, ведома непреложность универсальной традиции, то воспоминание, без которого мы погрузились бы в ничтожность мгновения без прошлого и будущего. В переходном бытии временного ей ведомы настоящее и одновременность существенно истинного, постоянно преодолевающей время philosophia perennis. Путь мыслящего человека – это жизнь в философствовании. Поэтому философствование присуще человеку как таковому. Человек – единственное существо в мире, которому в его наличном бытии открывается бытие».