Внешний государственный долг




 

В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

¾ номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

¾ объем основного долга по кредитам, которые получены РФ, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

¾ объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Видовой состав государственного внешнего долга определяется исходя из следующей классификации:

1. В официальной статистике внешнего долга Банка России выделяет четыре категории заёмщиков: задолженность органов государственного управления (включающие органы федерального и субъектов федерации) и органов денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России);

2. По видам долговой деятельности (формам долговых обязательств): займы, кредиты, гарантии, выраженные в иностранной валюте;

. По видам внешних кредитов, привлекаемых РФ: выраженные в валюте кредиты правительств иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и других организаций, кредиты международных финансовых организаций, кредиты Банка;

. По видам внешних займов РФ: еврооблигационные займы, внутренний государственный валютный заём (облигации последнего займа впервые отнесены на внешний долг 1 января 1999 года).

Федеральным законом установлен верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 63,3 млрд. долларов США, или 45,2 млрд. евро; на 1 января 2012 года в сумме 83,4 млрд. долларов США, или 59,6 млрд. евро, и на 1 января 2013 года в сумме 104,3 млрд. долларов США, или 74,5 млрд. евро.

Внешний долг РФ в 2010 году составил 2 трлн. 97,5 млрд. руб. против 1 трлн. 360,9 млрд. руб. годом ранее, то есть в 2009году. Это значит, что рост государственного долга один из важнейших показателей развития экономики в России. Большая часть долга идёт для погашения долга унаследованного от СССР после его распада, когда РФ приняла на себя долг в размере 58,1 млрд. долларов США (см. Приложение 2), в дальнейшем к этим обязательствам быстро стали прибавляться новые долги, сделанные Российской Федерацией уже в качестве независимого государства.

В структуре внешнего долга уменьшилась доля государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО (Международной Финансовой Организацией), увеличивается доля государственных гарантий. По заключению Счетной палаты РФ тенденция увеличения абсолютных размеров государственного внешнего долга не соответствует Основным направлениям долговой политики на 2008-2010 годы, одобренным Правительством Российской Федерации 22 марта 2007 года.

В целом из-за новых кредитов и займов внешний долг России к концу 2012 года увеличится где-то в 3,5 раза. Его объём превысит 65% от уровня 1998 года и вновь станет одним из самых больших в мире. Надо отметить, что в развитых странах ярко выражена тенденция к росту внутреннего долга, а внешний обычно невелик. В России же в 2010-2012 годах. внешний государственный долг будет расти гораздо быстрее внутреннего и почти сравняется с ним.

 


1.2 Внутренний государственный долг

 

Согласно определению, данному в ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг - это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Государственный внутренний долг Российской Федерации обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

¾ номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

¾ объем основного долга по кредитам, которые получены РФ, и обязательства по которым выражены в национальной валюте;

¾ объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

¾ объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в национальной валюте;

¾ объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

Видовой состав государственного внутреннего долга классифицируется следующим образом:

1. По видам займов: целевые займы, государственные внутренние займы центрального правительства, государственные сберегательные займы;

2. По видам ценных бумаг: казначейские обязательства, государственные краткосрочные облигации, государственные казначейские билеты и другие виды долго;

. В зависимости от типов недофинансирования из бюджета 9на примере России): задолженность предприятиям военно-промышленного комплекса, агропромышленного комплекса и другим отраслям, задолженность по финансированию расходов на формирование мобилизационного резерва, задолженность, переоформленная в векселя Минфина России, и др.;

. В зависимости от вида деятельности: займы, кредиты, гарантии, другие обязательства, выраженные в национальной валюте.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 02.12.09 г. №308-ФЗ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 3 301 795 464,0 тыс. рублей; на 1 января 2012 года в сумме 4 109 716 387,0 тыс. рублей и на 1 января 2013 года в сумме 4 344 326 657,7 тыс. рублей.

Таким образом, отметим, что в последнее время усиливается тенденция роста внутреннего государственного долга, так его размер в 2010 году увеличился до 3 трлн. 591,8 млрд. руб., против 2 трлн. 698,3 млрд. руб. в 2009 году. В 2011 году государственный долг будет составлять 3 301,8 млрд. рублей, или 7,6 % ВВП, что превышает на 31,3%, показатель, утвержденный на 1 января 2010 года.

Уже в 2012 году государственный долг возрастёт по сравнению с 2008 годом в 2,4 раза и составит 8,1 % ВВП. Этот рост будет осуществляться, прежде всего, за счёт выпуска государственных ценных бумаг на внутреннем рынке, которых в 2011году предусмотрено разместить на сумму 957,5 млрд. рублей. Это около 60% от ёмкости сегодняшнего рынка ценных бумаг. В плановом периоде внутренний долг будет увеличиваться и на 1 января 2013 года составит 4 344,3 млрд. рублей, или 8,1 % ВВП, что превысит показатель на начало 2010 года на 1 829,0 млрд. рублей, или на 72,7 %.

В целом государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации в 2002-2008 годах снизился с 42,2 до 6,5% ВВП. Однако кризис внёс изменения в эту динамику. Уже в 2009 году он вырос до 10,1% ВВП. В соответствии с федеральным бюджетом на 2010-2012 годах государственный и внешний долг России превысит 15%ВВП (см. Приложение 1). Это существенно ниже пороговых значений, установленных Маастрихтскими соглашениями по госдолгу - 60% к ВВП. Но если такие темпы будут сохранятся, то в 2012 году этот порог будет превышен.

Доля расходов на обслуживание и погашение государственного долга в общих расходах федерального бюджета увеличится к 2012 году в 1,9 раза. До 2009 года эта доля снижалась. В 2010-2012 годах она будет быстро расти.

Российский внутренний долг формирует относительно небольшое число инструментов, состоящих из государственных займов. За последние десятилетия большое внимание уделяется изучению проблем экономической значимости целей, на которые привлекаются заимствований и воздействию их на экономику. При этом финансирование государственных расходов за счёт займов (внутренних и внешних), как правило, не только одобряется, но и рекомендуется, так как кредитное финансирование позволяет достичь оптимального распределения нагрузки на государство и избежать повышения налогов для обеспечения государственной деятельности.

 

2.
Федеральные займы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: