Понятие и классификация государственного долга




Введение

государственный долг федеральный заем

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.

С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Специфика долговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций на принципах: добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговых обязательств заключается в том, что государство в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и / или гаранта.

В общем объёме государственного долга примерно одну третью часть составляет внутренний долг. Наибольший удельный вес в структуре внутреннего долга занимают кредиты Центрального банка России и займы, реализованные путём выпуска ценных бумаг. Именно за счёт этих (исключительно добровольных) федеральных займов величина государственного долга стала увеличиваться. Выпуск государственных ценных бумаг используется всеми развитыми странами, этот способ является цивилизованным. Россия в свою очередь начала выпуск ценных бумаг лишь в 1994 году и с каждым годом он увеличивался.

Необходимо рассмотреть вопросы эффективного управления государственным долгом. Но одного управления недостаточно, чтобы гарантировать надежную защиту страны от экономических и финансовых потрясений. Следует подчеркнуть необходимость надежной основы макроэкономической политики, характеризующейся адекватным режимом валютного курса; основ денежно-кредитной политики, надежно ориентированной на достижение стабильности цен; экономически приемлемых уровней государственного долга; устойчивой внешней позиции, а также финансовой системы, за которой осуществляется надлежащий надзор. Такая основа представляет собой важный фактор, способствующий появлению у участников финансового рынка уверенности в том, что они могут вкладывать средства в государственные ценные бумаги с минимальным уровнем неопределенности.

Таким образом, наличие этих основ является важным предварительным условием в создании такой структуры долга, которая отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и классификации, видов, системы управления государственным долгом Российской Федерации, а также неотъемлемой части внутреннего государственного долга - федеральных займов.

Для этой цели были использованы Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральные законы и Постановления Правительства РФ, периодическая и учебная литература, а для дополнительных сведений официальные сайты глобальной сети - Интернет.

 


Понятие и классификация государственного долга

 

В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации Государственный или муниципальный долг - это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Государственный долг России возникает, прежде всего, в результате государственных заимствований России. В настоящее время государственные заимствования и их непогашенная часть в виде государственного долга, формирование умеренного дефицита бюджетов и покрытие его за счёт внутренних и внешних займов являются реальностью любой экономики, в том числе и российской.

Другой составляющей частью государственного долга России являются долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Государственные гарантии и поручительства выступают особой формой заимствования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами. В БК РФ под государственными гарантиями признаётся способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых РФ, её субъект или муниципальное образование, выступая гарантом, даёт письменное обязательство отвечать за исполнение лицом - получателем гарантии - своих обязательств перед третьими лицами полностью или частично.

Третьей составляющей государственного долга России являются долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса. Речь идет, наряду с прочим, об обязательствах бывшего СССР, принятых на себя Россией.

Ключевую роль в формировании склонности к государственным заимствованиям принадлежит дефициту государственного бюджета. Как правило, он возникает при чрезвычайных экономических ситуациях (неурожаи, стихийные бедствия, войны, революции, экономические кризисы, неудачные реформы). В нашей истории всё это бывало.

Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

¾ кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;

¾ государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

¾ договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;

¾ переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;

¾ соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Итак, Государственный долг - это долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.

Поскольку, государственный долг представляет собой сумму непогашенных обязательств, оценка государственного долга производится по номинальной стоимости в национальной валюте и отражает сумму, подлежащую к выплате при наступлении сроков. Задолженность в иностранной валюте пересчитывается в национальную.

Для оценки, анализа, выявления влияния на развитие экономики и управления долгом органов государственной власти необходима систематизированная информация об имеющейся задолженности. Эта информация должна включать данные о видах задолженности, владельцах долговых обязательств, методах стоимостной оценки и др., соответствующие общим принципам формирования государственных финансов. Существует разные принципы классификации государственного долга, например, по валюте обязательства, по типу кредитора и т.д., но государственный долг не однороден, поэтому требует определённой классификации. В настоящее время в бюджетном законодательстве не существует классификации долга, что расходится с общепризнанной мировой практикой.

Полный отказ от классификации долга по мнению многих авторов, не совсем оправдан. Представляется, что возможная классификация государственного долга могла бы выглядеть следующим образом:

1. Вид долга:

¾ внешний долг (в иностранной валюте);

¾ внутренний долг (в национальной валюте).

2. Заёмщик:

¾ Российская Федерация (обеспечивается федеральной собственностью);

¾ субъект РФ (обеспечивается региональным имуществом);

¾ муниципальное образование.

3. Вид долгового обязательства в соответствии с пунктом 2 ст. 98 БК РФ:

¾ кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

¾ государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

¾ бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

¾ государственные гарантии РФ;

¾ иные долговые обязательства, ранее отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг РФ.

4. Подвид долгового обязательства, например:

¾ облигации федерального займа;

¾ государственные сберегательные облигации;

¾ и т.д.

5. Вид долгового обязательства по срокам в соответствии с пунктом 3 ст. 98 БК РФ:

¾ краткосрочные (менее 1 года);

¾ среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

¾ долгосрочные (от 5 до 30 лет включительно на федеральном и региональном уровнях и до 10 лет на муниципальном уровне).

6. Вид государственного долга по экономическому признаку:

¾ капитальный долг - общая сумма выпущенных и не погашенных органами публичной власти долговых обязательств, включая гарантии по обязательствам третьих лиц, с процентами;

¾ основной долг - номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных обязательств, в том числе гарантий;

¾ текущий долг - предстоящие выплаты кредиторам по погашению с процентами долговых обязательств органов публичной власти.

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ. Приказом Министерства Финансов России от 23 августа 2006 года №107-ФЗ утвержден Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации, который разработан с целью определения процедуры ведения Государственной долговой книги РФ, обеспечения контроля за полнотой учета, своевременностью обслуживания, исполнения долговых обязательств и устанавливает требования по структуре Долговой книги, а также по порядку ведения и хранения Долговой книги.

Как видно из классификации, государственный долг с учётом сферы размещения займов подразделяется на внутренний и внешний. Так как это главные составляющие долга рассмотрим их подробнее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: