I. Организационный момент. ПРЕДИСЛОВИЕ




СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.....................................................................5

КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ.....................................11

Слово.....................................................1.............................14

Предложение........................................................................30

Грамматическое оформление предложения

и его распространение.......................................................45

РАБОТА НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ..........................................89

Пересказы............................................................................92

Последовательный пересказ...................................................92

Рассказы-описания...............................................................98

Краткий пересказ................................................................108

Выборочный пересказ..........................................................114

Творческие, пересказы..........................................................115

Устные сочинения...............................................................116

РАБОТА НАД СЛОГО-ЗВУКОВЫМ СОСТАВОМ....................121

Гласные первого ряда..........................................................127

Гласные второго ряда..........................................................129

Слоговой состав слова.........................................................130

Ударение............................................................................136

Согласные звуки.................................................................142

ИСПРАВЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ

2—3-х КЛАССОВ...........................................................169

Работа над словом...............................................................173

Состав слова. Образование слов............................................176

Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения...........180

Форморазличительная роль ударения...................................183

Дифференциация гласных...................................................190

Дифференциация согласных................................................204

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисграфия — нарушение письма — составляет значитель­ный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних.

Некоторые учителя считают дисграфические ошибки неле­пыми и объясняют их личностными качествами учеников: не­умением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несфор-мированность фонетико-фонематической и лексико-граммати-ческой сторон речи. Так, пропуски гласных и согласных букв или слогов, например «о» вместо он, «красны» вместо красный, «многи» вместо многие, «сине» вместо синеет; появление лиш­них букв или слогов, например «тарава» вместо трава, «мото-цикил», «монотоцикил» вместо мотоцикл; перестановки букв или слогов, например «тко» вместо кто, «онко» вместо окно, «на девере» вместо на дереве и т. п. обусловлены несформиро-ванностью фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа и синтеза слова.

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем родного языка, поэто­му на письме смешивают гласные первого и второго ряда: «ожик» вместо ёжик, «отка» вместо утка, «ола» вместо юла, «моет» вместо моют; звонкие и глухие согласные: «трупочка»

вместо трубочка, «корький» вместо горький и т. п.; свистящие и шипящие: «суски» вместо сушки, «сустрый» вместо шуст­рый и т. п.; свистящие, шипящие и аффрикаты: «тяйка» вмес­то чайка, «шулки» вместо чулки, «куриса» вместо курица, «чепки» вместо щепки и т. п.

Нередко учащиеся не различают твердое и мягкое звуча­ние согласных, поэтому на письме появляются ошибки типа «патка» вместо пятка, «тортая» вместо тёртая. Логопеду не следует смешивать ошибки типа «пьятка», «мьата» вмес­то пятка, мята с ранее указанными. В данном случае ребе­нок понимает и различает твердое и мягкое звучание соглас­ного, но неправильно обозначает мягкость согласного на письме.

Как показала практика, у учащихся с нарушением слухо­вого восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребенок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а следовательно, и в правильном подборе провероч­ного слова, например пишет «трова», проверяя «тровинка», или «рика» проверяя «ричушка». Ученики не улавливают разницы в звучании согласных н и нн, с и ее, отсюда ошибки: «вана» вместо ванна, «каса» вместо касса, «сыпал» вместо ссыпал, не видят различия в звуковых сочетаниях: тятья, рярья и поэтому пишут «деревя» вместо деревья, «листя» вместо листья.

На письме учащиеся нередко делают ошибки на смешение элементов букв Это можно объяснить тем, что в строчных

буквах русского алфавита (о, р, и,. Щ, у, Р>/*)> элемент, опуска­ющийся ниже строчки д. встречается чаще, чем верхний эле­мент буквы » (г), а изначально написание букв б и д одина­ково, а поэтому рука автоматически опускается вниз и завершается элементом буквы в (/)•

Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи затрудняет работу в структурном построении фразы (предложения). Ученики недописывают, переставляют, про­пускают слова в предложении, например: «Мой папа тоже... (работает) водителем», «На полянках, пригорках уже зазеле­нела... (трава)», «Черепаха дает золотой Буратино ключик» вместо «... дает золотой ключик Буратино». Во всех трех слу­чаях нарушилась структура предложения, что повлияло на их смысл.

Неумение правильно пользоваться грамматическими связя­ми слов в предложении: управлением и согласованием — при­водит к аграмматизму. На письме это выражается в виде не­правильного согласования и управления различных частей речи. Ученики не умеют правильно согласовывать прилага­тельные с существительными в роде, числе и падеже, существи­тельные с числительными в числе, например: «у меня нет крас­ный платье» или «у меня нет красная платий», «пять белый грибы»; неправильно выбирают падежные формы существи­тельных в словосочетаниях глагол + существительное, напри­мер: «пошли с корзинки», «катались на санки». Много оши­бок встречается в написании предлогов, союзов и других служебных частей речи..

Ученики не чувствуют интонационной и смысловой закон­ченности предложения, поэтому не могут правильно обозна­чить на письме границу предложения, в результате не приме­няются правила постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.

Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание связей в тексте, а отсюда неумение последовательно переда­вать содержание услышанного увиденного или пережитого, приводят к тому, что ученики на более поздних этапах обу­чения не владеют навыками написания изложения и сочи­нения.

Одна из главных задач логопеда — правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависит и продолжительность коррекционной рабо­ты. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения.

Логопед не дублер учителя и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов письменной речи, логопед должен создать базу для понимания и правильного применения грамматических правил, и закре­пить учебный материал, связанный с коррекционным процес­сом, который даст учитель. Например, логопед вводит поня­тие «звонкие и глухие согласные» и осуществляет работу по дифференциации звонких и глухих согласных. Параллельно он включает задания на оглушение звонких согласных в кон­це и середине слова. Работая над слоговой структурой слова, логопед дает понятие о слогообразующей роли гласных. Раз­вивая у детей умение слышать ударный гласный, логопед не может игнорировать тему «Безударные гласные», а для того чтобы ученики слышали безударный гласный в корне слова, необходимо вспомнить темы «Ударение», «Состав слова», «Род­ственные слова».

Логопеду следует помнить, что параллельно с коррекцион-ными задачами важно выявлять зону ближайшего развития детей, воспитывать у них чувство языка и при планировании занятий учитывать эти задачи.

Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом. Учитывая то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают в овладении письмом, в уме­нии применять на письме грамматические правила, необхо­димо с первого класса начинать работу по предупреждению дисграфии.

Данное практическое пособие предназначено логопедам, ра­ботающим на школьных логопедических пунктах с детьми, у которых выражено общее недоразвитие речи, а также в шко­лах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Его могут ис­пользовать учителя классов выравнивания и учителя началь­ных классов массовой школы.

Пособие состоит из двух разделов. В первом разделе изло­жены методический материал по предупреждению дисграфии и исправлению устной и письменной речи у учащихся началь­ных классов с общим недоразвитием речи или элементами об­щего недоразвития речи.

Большая часть этого раздела представлена в виде конспек­тов занятий. Эффективность усвоения детьми данного матери­ала будет зависеть от количества проведенных занятий, пра­вильности их построения, умелого сочетания упражнений и заданий, направленных не только на коррекцию и развитие речевой функции, но и на развитие других психических функ­ций. Определенную нагрузку несет организационный момент, который является связующим звеном между занятиями. Пе­ред началом занятия логопед дает ученикам короткое задание, цель которого — повторить, закрепить или вспомнить матери­ал предыдущего занятия.

Во втором разделе предлагается методический материал для работы с учениками-дисграфиками второго и третьего классов. В этом разделе конспекты занятий приводятся как примеры.

Предлагаемая методика апробирована в работе с учениками начальных классов с общим недоразвитием речи и элементами общего недоразвития речи в школах №№ 242, 605, 604, 651, 672, 920 г. Москвы.

К пособию прилагается «Дидактический материал по кор­рекции устной и письменной речи», адресованный учащимся начальных классов для индивидуального использования.

Материал, представленный в пособии, излагается в соответ­ствии с Государственной Программой по русскому языку для начальных классов общеобразовательной школы.

КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ

И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

Для учащихся первых классов с выраженным недоразвити­ем речи характерна несформированность лексико-граммати-ческого строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, неумении правильно строить предложение, грамматически правильно оформлять его, последовательно передавать содержание рас­сказа, выполнять анализ и синтез слов.

Учитывая, что первоклассники в течение года еще не овла­девают в достаточной степени техникой чтения и письма, целе­сообразно начинать коррекционную работу с формирования фра­зы и связной речи. Эта работа начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассмат­ривается с точки зрения его лексического, грамматического и синтаксического значения. Ученики усваивают понятия «пред­мет» и «слово», которым назван «предмет», «действие» и «сло­во», которым оно «названо», «признак» и «слово», «которым назван признак», после чего у детей формируются понятия «слов, обозначающих предмет», «слов, обозначающих действия предмета», «слов, означающие признак предмета».

Затем логопед подводит детей к понятию о предложении и проводит работу над его структурой, грамматическим и инто­национным оформлением. Сначала усвоенные ранее слова, ко­торые обозначают предметы и действия предметов, соединяют в простое нераспространенное предложение, поскольку эти слова грамматической основой предложения, т. е. подлежащим и сказуемым. Таким образом закладывается основа для того, чтобы учащиеся успешно овладели в дальнейшем синтаксичес­ким разбором предложения.

Отработав структуру простого двусоставного нераспространен­ного предложения, переходим к работе над распространением предложения путем введения второстепенных членов (дополне­ние, определение, обстоятельство) и его грамматическим оформ­лением (согласование и управление различных частей речи).

Следующий этап работы — формирование связной речи. Вна­чале детей учат разным видам пересказа (подробный, выбороч­ный, краткий, творческий). Затем ученики осваивают умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картин­ке, по опорным словам, по предложенному плану.

Дальнейшая работа направлена на развитие фонематичес­кого восприятия. Уточняется представление ребенка о том, что слово состоит из звуков, а звуки сливаются в слоги. Важно, что­бы на начальном этапе данной работы дети усвоили, что такое звук речи, как он образуется, научились различать гласные и согласные звуки. После этого можно переходить к слоговому составу слова. Учеников знакомят со словами разной слоговой структуры, сначала с опорой на ритмический рисунок слова, потом на слогообразующую роль гласного. На данном этапе основное значение логопед придает выделению гласных зву­ков (букв) из слова. С этой целью проводятся структурные диктанты (логопед называет слово, например рыба, учени­ки изображают это слово графически и над соответствующим слогом пишут гласные —_ы, _д), кроме того, используется послоговое письмо с соотнесением количества гласных и ко­личеством слогов в слове. Такие методические приемы спо­собствуют устранению некоторых дисграфических ошибок: пропуска гласных, пропуска или добавления слогов в слове.

Опираясь на гласные буквы второго ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов обозначения мягкости согласных на письме.

Первый год коррекционной работы завершается развитием навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Учитывая, что у детей с общим недоразвитием (элементами недоразвития) речи остаются несформированными неречевые процессы, такие, как мышление, слуховое и зрительное вни­мание и память, на протяжении всего первого года коррекци­онной работы в содержание занятий включают задания, на­правленные на их развитие.

СЛОВО

Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается

не только как лексическая единица языка, но и как граммати­ческая и, синтаксическая единица предложения.

Знакомя детей со словами, обозначающими предмет, дей­ствие и признак предмета, мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.

Работу над словом необходимо сочетать с развитием образ­ного мышления, зрительного и слухового восприятия, внима­ния и памяти.

Конспекты занятий

Занятие 1

Тема. Слово.

Цель. Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения; практическое усвоение слов, обо­значающих живые и неживые предметы; развитие зрительно­го внимания и памяти.

Оборудование. Картинки, изображающие одушевлен­ные и неодушевленные предметы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед знакомит учеников с кабинетом, говорит, кто и где будет сидеть во время занятий, объясняет цель занятий.

П. Работа с предложением.

Логопед называет предложение из двух слов: «Дети насы­пали». Затем задает вопросы: «Про кого это предложение? (Про детей.) Что вы узнали про детей? (Дети насыпали.) А вы узна­ли, что дети насыпали? (Нет.) Добавим еще слово в предложе­ние: Дети насыпали корм. Что теперь вы узнали? (Что дети насыпали корм.) А вы узнали, кому дети насыпали корм? (Нет.) Добавим еще слово: Дети насыпали корм птицам. Что теперь вы узнали? (Что они насыпали корм птицам.) Еще до­бавим одно слово: Зимой дети насыпали корм птицам. Что еще вы узнали? (Что дети насыпали корм птицам зимой.) Мы до­бавляли в предложение по одному слову и каждый раз узнава­ли все больше и больше. Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем. А теперь ответьте мне: из чего состоит пред­ложение? (Из слов.) Для того чтобы научиться составлять пол­ные предложения, надо знать много разных слов. Этим мы бу­дем заниматься сегодня на занятии».

III. Работа со словом.

Логопед предлагает ученикам вспомнить, какие звуки из­дают корова, собака; лягушка и т. д. Дети воспроизводят зву­коподражания. Логопед выясняет, понятен ли им смысл этих звукоподражаний» затем называет ряд слов: гулять, писать, пить. «А теперь вам понятно, что я сказала? (Понятно.) В пер­вом случае я назвала сочетание звуков, поэтому вам было не­понятно, а во втором случае вы услышали слова и поняли их, потому что каждое слово имеет определенный смысл».

Различие слов и звукосочетаний.

Игра «Определи слово». Ученикам раздают картинки, изоб­ражающие различных животных и предметы, например кота, корову, сапоги. Логопед вперемежку называет слова и соответ­ствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово (кот, сапоги, бакуса и т. д.), ученики должны поднять соответ­ствующую картину и объяснить, почему на слово кот они под­няли картинку, а на звукосочетание (пул, бакуса) — не подня­ли (котэто слово, а пулэто не слово, а набор звуков).

Слова, обозначающие предметы.

Логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете, и задает вопрос: что? Ученики должны ответить одним сло­вом, например: стол, доска, стул и т. п.

Вопросы. Кто спрашивал? (Вы.) Кто отвечал? (Мы.)

Как я спрашивала? (Что?) «Слово что? — вопрос. Какой вопрос я задавала? (Что?) Этот вопрос мы ставим к словам, которые обозначают предметы».

Слова обозначающие живые и неживые предметы.

Логопед выставляет на доску в первый ряд картинки, изоб­ражающие неживые предметы, во второй ряд — картинки, изображающие живые объекты. Затем он ставит вопрос к кар­тинкам первого ряда: что? Ученики должны ответить одним словом: куст, чашка, дом и др. К картинкам второго ряда ста­вится вопрос: кто? (Коза, собака, кошка и др.)

Вопросы:

Какой вопрос я задавала сначала? (Что?) Какой вопрос я задавала потом? (Кто?) Почему к одним предметам я ставила вопрос что?, а к другим — кто? (Потому что одни предметы неживые, а другиеживые.)

Если ученики затруднятся в правильном ответе, необходи­мо дать им представление о живом объекте и неживом предме­те. Логопед предлагает ученикам сравнить девочку Лену с кук­лой Леной. При этом выясняется сходство и различие (девочка Лена и кукла Лена похожи, но девочка отличается от куклы тем, что может самостоятельно ходить, прыгать, обслуживать себя и т. п., а кукла этого не может.) Вопрос почему? ориенти­рует детей на самостоятельный вывод (девочка живая, а кукла неживаяигрушка).

Далее логопед спрашивает, сначала указывая не девочку: кто? (Девочка.), затем, указывая на куклу: что? (Кукла.) и просит де­тей повторить, как он спрашивал про девочку и как про куклу.

«К каким предметам мы будем ставить вопрос: кто?, к ка­ким — что? » (К живым и неживым.)

Дифференциация слов, обозначающих живые и неживые предметы.

Логопед ставит на доску вперемежку картинки, изобража-V* ющие живые предметы, и предлагает ученикам разложить их ч?^ на две группы: живые объекты и неживые — и поставить соот-"ч ветствующие вопросы.

IV. Упражнения для развития зрительного внимания и па­мяти.

Логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки, изоб­ражающие живые и неживые предметы, назвать сначала толь­ко первые, затем вторые. Например, предлагаются картинки с изображениями стола, коровы, листа, козы. (Постепенно ко­личество картинок в ряду увеличивают.)

V. Итог занятия.

«Сегодня на занятии вы узнали, что слова могут обозначать различные предметы, — говорит логопед. — Какие предметы могут обозначать слова? (Живые и неживые.) Какие вопросы вы научились ставить к словам-предметам? (Кто? Что?) К каким словам-Предметам мы ставим вопрос кто? К каким ста­вим вопрос что?».

Занятие 2

Тема. Слово.

Ц е л ь. Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы; развивать зрительное и слуховое внимание и память; учить графически изображать слова, обозначающие предметы.

Оборудование. Картинки, изображающие живые и неживые предметы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед говорит ученикам, что на занятии надо вниматель­но слушать, смотреть и запоминать.

П. Закрепление пройденного материала. Работа со слова­ми, обозначающими предметы.

Логопед предлагает ученикам придумать и назвать сначала слово, обозначающее живой предмет, затем неживой, и к каж­дому слову поставить вопрос. Далее они должны назвать два слова, из которых одно обозначает живой предмет, а другое — неживой, и поставить к ним вопросы. Например, кошкалам­па (кто? что?), птичкастол (кто? что?). Потом учащиеся объясняют, почему поставили тот или иной вопрос.

Логопед предлагает рассмотреть картинки и отобрать те, ко­торые обозначают: а) живые предметы, б) неживые предметы. Поставить вопросы.

III. Упражнения для развития зрительного и слухового вни­мания и памяти

1. Рассмотрите картинки (картинки закрываются). Назвать сначала только те, которые обозначают неживые предметы, за­тем те, которые обозначают живые предметы. (Картинки под­бирает логопед по своему усмотрению.)

2. Прослушать слова. Назвать только те, которые обознача­ют неживые предметы, затем слова, обозначающие живые предметы (медведь, лягушка, диван, певец, скрипка, ветка) (ло­гопед называет ряд слов только один раз).

IV. Графическое изображение слов, обозначающих пред­меты. Логопед объясняет ученикам, что слова-предметы мож­но записать, но не буквами, а условно, графически, например

одной прямой линией. Дает образец на доске:----------. Далее

предлагает изобразить графически следующие слова: доска, рыба, рука, человек, машина, птица, река, трава. После этого подсчитывается количество слов, линий. «Что помогло вам со­считать количество слов? — спрашивает логопед. — (Линии.) А чтобы одинаковые линии не слились, между ними мы поста­вим значок, запятую. Как мы теперь будем записывать слова-предметы? (Одной прямой линией.) Что обозначают слова ко­торые вы изображали одной прямой линией? (Предметы.)»

V. Итог занятия.

«Что нового вы узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось?» — заканчивает занятие логопед.

Занятие 3

Тема. Слово.

Цель. Учить различать слова, обозначающие действие предмета; развивать слуховое внимание и память.

Оборудование. Предметные картинки, на которых изображены объекты в действии; карточки с графическим изоб­ражением слов-предметов, слов-действий.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед начинает фразу, ученики ее заканчивают: «На заня­тии наши глаза внимательно смотрят и все... (видят), уши внима­тельно слушают и все... (слышат), голова хорошо... (думает)».

П. Повторение пройденного материала.

Логопед показывает ученикам карточку с графическим-изображением слова-предмета и спрашивает: «Что мы так изоб­ражаем? (Слова-предметы.)»

Логопед дает задание ученикам назвать по два слова, обо­значающих живой и неживой предметы, изобразить их графи­чески и к каждому слову поставить вопрос.

III. Слова, обозначающие действие предмета.

Логопед дает шепотом задание одному из учеников, например: «Попрыгай... помаши... побегай» и т. п. Обращает внимание де­тей на то, что мальчик показывал разные действия, и предлагает называть действия словами, отвечая на вопрос: «Что делает Саша?» Мальчик повторяет действия, а учащиеся их называют.

В о п росы.

Кто показывает действия? (Саша.)

Кто ставил вопросы к действиям? (Вы.)

Кто называл действия словами? (Мы.)

Логопед делает вывод: «Мы узнали, что кроме слов-предме­тов, есть слова-действия. Мы так и будем их называть — сло­ва-действия».

Логопед спрашивает учеников: «Что может делать чело­век?» И просит ответить одним словом (работать, читать, пи­сать, варить, строиЩь, говорить и т. д.). Логопед уточняет: «Человек может производить различные действия. Что дела­ют ученики на логопедических занятиях, на уроке? (Отвеча­ют, думают, говорят, сидят, слушают, рисуют и т. д.) Сло­ва, которые вы называли, обозначают действия».

Логопед выставляет на доску картинки, изображающие пред­меты в действии, например мальчик идет, стоит, бежит, затем задает вопрос: «Что делает?» {Идет, стоит, бежит и т. д.).

Логопед обращается к детям: «Какой я задала вопрос? (Что делает?) Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос что делает? (Действия.) Какой вопрос мы будем ставить к словам, обозначающим действия? (Что делает?)*. Можно предложить ученикам ряд вопросов: «Какие действия может производить пче­ла? Корова? Собака? Что обозначают эти слова? На какой вопрос они отвечают? » Затем ученики сами придумывают и называют сло­ва, обозначающие действия предмета, и ставят к ним вопросы.

IV. Графическое изображение слов, обозначающих дей­ствие предмета.

Логопед объясняет ученикам, что слова-действия обознача­ются двумя прямыми линиями. Логопед на доске дает образец графического изображения слова-действия ==в=== и предла­гает изобразить слова (например, летает, жужжит, мычит, ходит, жует, рычит) графически.

Вопросы.

Как вы изображали слова-действия?

Какие слова будем изображать двумя линиями?

Работа с карточками.

Логопед раздает ученикам по две карточки с графическим изображением слов, обозначающих предмет и действие, затем называет вперемешку слова-предметы и слова-действия и пред­лагает поднимать соответствующую карточку.

Приблизительный перечень слов, называемых логопедом: летает, пчела, жалит, строит, дерево, лестница, шьет, шу­мит, лист.

V. Упражнения для развития слухового внимания и памяти. Логопед предлагает детям прослушать слова и назвать только

те, которые обозначают действия: танцует, куст, стакан, мост, растет, моет, стирает, сестра, — и поставить к ним вопрос.

VI. Итог занятия.

«Что нового вы узнали на занятии? Чему научились?» — спрашивает логопед.

Занятие 4

Тема. Слово.

Цель. Закрепить тему «Слова, обозначающие действия»; развивать слуховое внимание и память.

Оборудование. Картинки, изображающие предметы в действии.

Ход занятия

 

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам вспомнить и сказать, что они узнали на прошлом занятии.

II. Работа со словами, обозначающими действие предмета.

Логопед называет слова смотрят, слушают, работают, поют, шьют, предлагает поставить к ним вопрос и спрашива­ет что обозначают эти слова. Затем дети рассматривают пооче­редно картинки, выставленные на доске, и отвечают на вопрос что делает? одним словом. Например, бежит, сидит и др.

Далее детям предлагается запомнить и повторить близкие по смыслу слова: бежит, мчится, несется; беспокоится, вол­нуется, тревожится, переживает; вертится, кружится, кру­тится, вращается, вьется — и сказать, что обозначают эти слова, на какие вопросы они отвечают.

После чего логопед предлагает ученикам вспомнить и назвать слова-действия, близкие по смыслу следующим словам враща­ется —..., мчится —..., беспокоится —....

Затем дети выполняют задание. Сказать, какие действия мо­жет производить портниха... (шить, метать, подшивать); по­вар... (варить, солить, мешать, жарить,резать); столяр... (ско­лачивать, строгать, прибивать, забивать, фуговать); уборщица... (подметать, протирать, мыть, вытирать, убирать).

III. Итог занятия.

«Чему вы научились на занятии?» — подводит итог логопед.

Занятие 5

Тема. Слово.

Цель. Учить детей различать слова, обозначающие пред­меты и действия предметов;развивать слуховое внимание и па­мять.

Оборудование. Картинки, изображающие статичные предметы и предметы в действии, карточки с графическим изображением слов-предметов и слов-действий.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам вспомнить, что они узнали на прошлом занятии.

П. Работа со словами, обозначающими предмет и действие.

Логопед выставляет на доске картинки, изображающие пред­меты в действии, просит поставить к картинкам вопросы кто? что делает? Например: Мальчик сидит. Кто? (Мальчик.) Что делает? (Сидит.) Затем логопед спрашивает, что обозначает пер­вое и второе слово. (Предмет и действие.)

Аналогично ведется работа с другими картинками.

Ученики выполняют следующие задания:

1) Назвать предмет по его действию, скажите, на какой воп­рос отвечают эти слова, что они обозначают:

мычит..., хрюкает..., мяукает..., лает..., ржет..., кудах­чет..., шипит..., чирикает..., кукует..., квакает..., рычит..., курлыкает....

2) Сказать, как кто передвигается:

корова..., белка..., заяц..., змея..., человек..., лягушка....

3) Сказать, как кто подает голос:

лягушка..., воробей..., свинья..., коза..., собака.... кошка..., лошадь....

На какие вопросы отвечают названные слова? Что они обо­значают?

III. Упражнения на развитие слухового внимания и памяти.

1) Из ряда слов назвать только те, которые обозначают предме­ты: свистит, соловей, крутит, идет, ручка, сумка, несет, лодка.

2) Из того же ряда слов назвать только те, которые обозна­чают действия.

IV. Итог занятия.

Логопед спрашивает: «Какие слова вы учились сегодня раз­личать? На какие вопросы отвечают эти слова?»

Занятие в

Тема. Слово.

Цель. Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы и действия; учить выделять слова из простого нерас-пространеного предложения; развивать слуховое внимание и память..

Оборудование. Картинки, изображающие предметы, карточки с графическим изображением слов-предметов и слов-действий.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать два слова, из которых первое обозначает предмет, второе — действие предмета, и к

каждому из них правильно поставить вопрос, после чего учени­ки занимают свои места.

П. Закрепление материала предыдущего занятия.

Ученикам даются следующие задания.

1) Поднять соответствующую карточку (даются слова, обо­значающие предмет и действие предмета вперемежку, ученики поднимают карточку с графическими изображениями слов):

дождь, говорит, льет, солнце, сияет, человек, ходит, обла­ка, град, уходит, гремит, приближается, умывается.

2) Записать слова графически в две колонки: в первую — слова, обозначающие предметы, во вторую — слова, обознача­ющие действия. (Можно использовать словарный материал предыдущего занятия.)

III. Выделение слов из предложения.

Логопед читает предложение. К каждому слову в предложе­нии дети ставят вопрос и объясняют, что означает каждое слово.

Рыба плавает. Солнце светит. Ветер свищет. Коля чита­ет. Рисует Маша. Идёт дождь.

Затем логопед предлагает послушать стихотворение:

Тает снежок. Солнце печет.

Ожил лужок. Липа цветет.

День прибывает. Рожь поспевает.

Когда это бывает? Когда это бывает?

(Назвать сначала слова, обозначающие предметы, затем сло­ва, обозначающие действие, поставить вопросы).

«Вы научились правильно ставить вопросы к словам в предложении. В дальнейшем вопросы помогут нам правильно составлять предложения».

ГУ. Итог занятия.

Логопед обращается к детям: «Чему вы научились на за­нятии? »

Занятие 7

Тема. Слово.

Цель. Познакомить учащихся со словами, обозначающи­ми признак предмета; учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки, по родам; развивать слуховое внима­ние и память.

Оборудование. Картинки, изображающие огурец, репу, яблоко; карточки с графическим изображением слов-при­знаков.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать по два слова, обозна­чающих предмет и действие предмета, и к каждому слову по­ставить вопрос, после чего они занимают свои места.

II. Повторение материала предыдущих занятий.

Логопед предлагает: «Отгадайте загадки, поставьте вопро­сы к отгадкам и словам в загадках, объясните, что обозначает каждое слово».

Летит, жужжит —.... Мычит, жует —.... Скачет, ржет —.... Лакает, мяукает —.... Сторожит, лает.... Плавает, молчит —.... Блеет, жует —.... Хрюкает, чавкает —....

III. Работа со словами, обозначающими признак предмета.

Логопед предлагает ученикам рассмотреть огурец, репу, яб­локо. Поочередно указывая на огурец, репу, яблоко, спраши­вает детей: «Какой по форме, по цвету, на вкус? (Овальный, зеленый, вкусный.)

Какая по форме, по цвету, на вкус? (Круглая, желтая, вкусная.)

Какое по форме, по цвету, на вкус? (Круглое, красное, вкус­ное.)»

Логопед следит за правильным проговариванием окончаний имен прилагательных.

«Вы назвали много слов, и все они обозначают признак пред­мета, а теперь повторите слова-признаки, подходящие к сло­вам огурец, репа, яблоко. Вспомните, какой я ставила воп­рос к словам круглая, желтая, овальный, зеленый, круглое, красное», — говорит логопед.

Затем ученикам даются следующие задания.

1) Поставьте вопросы к словам зеленый, свежий, желтая, хрустящая, красивое, ароматное. (Поочередно логопед спра­шивает каждого ученика.)

2) Придумайте и назовите по одному слову, обозначающему признак предмета. Поставьте вопрос к этому слову. (Следит, чтобы ответы учеников не повторялись.)

3) Подумайте и ответьте, что обозначают слова, которые от­вечают на вопросы какой? какая? какое?

IV. Графическое изображение слов.

Логопед предлагает ученикам вспомнить, как изображали графически слова, обозначающие предметы, и слова, и обо­значающие действия. Потом объясняет, что слова, обозначаю­щие признаки, изображают волнистой линией \ЛЛ/. Затем ученики изображают графически слова: большой, новый, умелый,

смелый, железный, маленькая, старая, ленивая, деревянная, круглое, синее, любимое, большое, голубое.

Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.

Из услышанного ряда слов назовите только те, которые обо­значают признаки предмета: смелый, трава, добрый, радуга, красивый, карандаш; вышивает, умелый, помогает, младший, строит, послушный. К каждому слову поставьте вопрос.

У. Итог занятия.

«С какими новыми словами вы познакомились? Что вы о них узнали?» — спрашивает логопед.

Занятие 8

Тема. Слово.

Цель. Закрепить у учеников представление о словах, обозначающих признак предмета.

Оборудов а н и е. Предметные картинки. Схема.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам придумать и назвать по одно­му слову, обозначающему признак предмета.

II. Работа со словами, обозначающими признак предмета. Ученикам даются следующие задания.

1) Придумать и назвать слово, которое обозначало бы при­знак предмета и отвечало на вопрос: а) к а к а я? б) к а к о й? в) к а к о е?

2) К словам-предметам ландыш, березка, настроение, подо­брать подходящие по смыслу слова-признаки.

3) Рассмотреть предмет, дать его описание в следующей пос­ледовательности:

форма, цвет, каков предмет на вкус, на ощупь. Образец: помидоркруглый, красный, сладкий, мягкий. (Предметы подбирает логопед по своему усмотрению.)

4) Из данных слов-признаков назвать слова, обозначающие а) форму, б) цвет, в) каков предмет на ощупь, г) на вкус, д) ма­териал, из которого сделан предмет.

Горький, круглый, треугольный, твердый, оранжев<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: