СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.....................................................................5
КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ.....................................11
Слово.....................................................1.............................14
Предложение........................................................................30
Грамматическое оформление предложения
и его распространение.......................................................45
РАБОТА НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ..........................................89
Пересказы............................................................................92
Последовательный пересказ...................................................92
Рассказы-описания...............................................................98
Краткий пересказ................................................................108
Выборочный пересказ..........................................................114
Творческие, пересказы..........................................................115
Устные сочинения...............................................................116
РАБОТА НАД СЛОГО-ЗВУКОВЫМ СОСТАВОМ....................121
Гласные первого ряда..........................................................127
Гласные второго ряда..........................................................129
Слоговой состав слова.........................................................130
Ударение............................................................................136
Согласные звуки.................................................................142
ИСПРАВЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ
2—3-х КЛАССОВ...........................................................169
Работа над словом...............................................................173
Состав слова. Образование слов............................................176
Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения...........180
Форморазличительная роль ударения...................................183
Дифференциация гласных...................................................190
Дифференциация согласных................................................204
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дисграфия — нарушение письма — составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних.
Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несфор-мированность фонетико-фонематической и лексико-граммати-ческой сторон речи. Так, пропуски гласных и согласных букв или слогов, например «о» вместо он, «красны» вместо красный, «многи» вместо многие, «сине» вместо синеет; появление лишних букв или слогов, например «тарава» вместо трава, «мото-цикил», «монотоцикил» вместо мотоцикл; перестановки букв или слогов, например «тко» вместо кто, «онко» вместо окно, «на девере» вместо на дереве и т. п. обусловлены несформиро-ванностью фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа и синтеза слова.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем родного языка, поэтому на письме смешивают гласные первого и второго ряда: «ожик» вместо ёжик, «отка» вместо утка, «ола» вместо юла, «моет» вместо моют; звонкие и глухие согласные: «трупочка»
вместо трубочка, «корький» вместо горький и т. п.; свистящие и шипящие: «суски» вместо сушки, «сустрый» вместо шустрый и т. п.; свистящие, шипящие и аффрикаты: «тяйка» вместо чайка, «шулки» вместо чулки, «куриса» вместо курица, «чепки» вместо щепки и т. п.
Нередко учащиеся не различают твердое и мягкое звучание согласных, поэтому на письме появляются ошибки типа «патка» вместо пятка, «тортая» вместо тёртая. Логопеду не следует смешивать ошибки типа «пьятка», «мьата» вместо пятка, мята с ранее указанными. В данном случае ребенок понимает и различает твердое и мягкое звучание согласного, но неправильно обозначает мягкость согласного на письме.
Как показала практика, у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребенок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а следовательно, и в правильном подборе проверочного слова, например пишет «трова», проверяя «тровинка», или «рика» проверяя «ричушка». Ученики не улавливают разницы в звучании согласных н и нн, с и ее, отсюда ошибки: «вана» вместо ванна, «каса» вместо касса, «сыпал» вместо ссыпал, не видят различия в звуковых сочетаниях: тя — тья, ря — рья и поэтому пишут «деревя» вместо деревья, «листя» вместо листья.
На письме учащиеся нередко делают ошибки на смешение элементов букв Это можно объяснить тем, что в строчных
буквах русского алфавита (о, р, и,. Щ, у, Р>/*)> элемент, опускающийся ниже строчки д. встречается чаще, чем верхний элемент буквы » (г), а изначально написание букв б и д одинаково, а поэтому рука автоматически опускается вниз и завершается элементом буквы в (/)•
Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи затрудняет работу в структурном построении фразы (предложения). Ученики недописывают, переставляют, пропускают слова в предложении, например: «Мой папа тоже... (работает) водителем», «На полянках, пригорках уже зазеленела... (трава)», «Черепаха дает золотой Буратино ключик» вместо «... дает золотой ключик Буратино». Во всех трех случаях нарушилась структура предложения, что повлияло на их смысл.
Неумение правильно пользоваться грамматическими связями слов в предложении: управлением и согласованием — приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Ученики не умеют правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, существительные с числительными в числе, например: «у меня нет красный платье» или «у меня нет красная платий», «пять белый грибы»; неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол + существительное, например: «пошли с корзинки», «катались на санки». Много ошибок встречается в написании предлогов, союзов и других служебных частей речи..
Ученики не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно обозначить на письме границу предложения, в результате не применяются правила постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.
Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание связей в тексте, а отсюда неумение последовательно передавать содержание услышанного увиденного или пережитого, приводят к тому, что ученики на более поздних этапах обучения не владеют навыками написания изложения и сочинения.
Одна из главных задач логопеда — правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависит и продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения.
Логопед не дублер учителя и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов письменной речи, логопед должен создать базу для понимания и правильного применения грамматических правил, и закрепить учебный материал, связанный с коррекционным процессом, который даст учитель. Например, логопед вводит понятие «звонкие и глухие согласные» и осуществляет работу по дифференциации звонких и глухих согласных. Параллельно он включает задания на оглушение звонких согласных в конце и середине слова. Работая над слоговой структурой слова, логопед дает понятие о слогообразующей роли гласных. Развивая у детей умение слышать ударный гласный, логопед не может игнорировать тему «Безударные гласные», а для того чтобы ученики слышали безударный гласный в корне слова, необходимо вспомнить темы «Ударение», «Состав слова», «Родственные слова».
Логопеду следует помнить, что параллельно с коррекцион-ными задачами важно выявлять зону ближайшего развития детей, воспитывать у них чувство языка и при планировании занятий учитывать эти задачи.
Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом. Учитывая то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают в овладении письмом, в умении применять на письме грамматические правила, необходимо с первого класса начинать работу по предупреждению дисграфии.
Данное практическое пособие предназначено логопедам, работающим на школьных логопедических пунктах с детьми, у которых выражено общее недоразвитие речи, а также в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Его могут использовать учителя классов выравнивания и учителя начальных классов массовой школы.
Пособие состоит из двух разделов. В первом разделе изложены методический материал по предупреждению дисграфии и исправлению устной и письменной речи у учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи или элементами общего недоразвития речи.
Большая часть этого раздела представлена в виде конспектов занятий. Эффективность усвоения детьми данного материала будет зависеть от количества проведенных занятий, правильности их построения, умелого сочетания упражнений и заданий, направленных не только на коррекцию и развитие речевой функции, но и на развитие других психических функций. Определенную нагрузку несет организационный момент, который является связующим звеном между занятиями. Перед началом занятия логопед дает ученикам короткое задание, цель которого — повторить, закрепить или вспомнить материал предыдущего занятия.
Во втором разделе предлагается методический материал для работы с учениками-дисграфиками второго и третьего классов. В этом разделе конспекты занятий приводятся как примеры.
Предлагаемая методика апробирована в работе с учениками начальных классов с общим недоразвитием речи и элементами общего недоразвития речи в школах №№ 242, 605, 604, 651, 672, 920 г. Москвы.
К пособию прилагается «Дидактический материал по коррекции устной и письменной речи», адресованный учащимся начальных классов для индивидуального использования.
Материал, представленный в пособии, излагается в соответствии с Государственной Программой по русскому языку для начальных классов общеобразовательной школы.
КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ
И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ
Для учащихся первых классов с выраженным недоразвитием речи характерна несформированность лексико-граммати-ческого строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, неумении правильно строить предложение, грамматически правильно оформлять его, последовательно передавать содержание рассказа, выполнять анализ и синтез слов.
Учитывая, что первоклассники в течение года еще не овладевают в достаточной степени техникой чтения и письма, целесообразно начинать коррекционную работу с формирования фразы и связной речи. Эта работа начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического, грамматического и синтаксического значения. Ученики усваивают понятия «предмет» и «слово», которым назван «предмет», «действие» и «слово», которым оно «названо», «признак» и «слово», «которым назван признак», после чего у детей формируются понятия «слов, обозначающих предмет», «слов, обозначающих действия предмета», «слов, означающие признак предмета».
Затем логопед подводит детей к понятию о предложении и проводит работу над его структурой, грамматическим и интонационным оформлением. Сначала усвоенные ранее слова, которые обозначают предметы и действия предметов, соединяют в простое нераспространенное предложение, поскольку эти слова грамматической основой предложения, т. е. подлежащим и сказуемым. Таким образом закладывается основа для того, чтобы учащиеся успешно овладели в дальнейшем синтаксическим разбором предложения.
Отработав структуру простого двусоставного нераспространенного предложения, переходим к работе над распространением предложения путем введения второстепенных членов (дополнение, определение, обстоятельство) и его грамматическим оформлением (согласование и управление различных частей речи).
Следующий этап работы — формирование связной речи. Вначале детей учат разным видам пересказа (подробный, выборочный, краткий, творческий). Затем ученики осваивают умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, по опорным словам, по предложенному плану.
Дальнейшая работа направлена на развитие фонематического восприятия. Уточняется представление ребенка о том, что слово состоит из звуков, а звуки сливаются в слоги. Важно, чтобы на начальном этапе данной работы дети усвоили, что такое звук речи, как он образуется, научились различать гласные и согласные звуки. После этого можно переходить к слоговому составу слова. Учеников знакомят со словами разной слоговой структуры, сначала с опорой на ритмический рисунок слова, потом на слогообразующую роль гласного. На данном этапе основное значение логопед придает выделению гласных звуков (букв) из слова. С этой целью проводятся структурные диктанты (логопед называет слово, например рыба, ученики изображают это слово графически и над соответствующим слогом пишут гласные —_ы, _д), кроме того, используется послоговое письмо с соотнесением количества гласных и количеством слогов в слове. Такие методические приемы способствуют устранению некоторых дисграфических ошибок: пропуска гласных, пропуска или добавления слогов в слове.
Опираясь на гласные буквы второго ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов обозначения мягкости согласных на письме.
Первый год коррекционной работы завершается развитием навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Учитывая, что у детей с общим недоразвитием (элементами недоразвития) речи остаются несформированными неречевые процессы, такие, как мышление, слуховое и зрительное внимание и память, на протяжении всего первого года коррекционной работы в содержание занятий включают задания, направленные на их развитие.
СЛОВО
Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается
не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и, синтаксическая единица предложения.
Знакомя детей со словами, обозначающими предмет, действие и признак предмета, мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.
Работу над словом необходимо сочетать с развитием образного мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.
Конспекты занятий
Занятие 1
Тема. Слово.
Цель. Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения; практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы; развитие зрительного внимания и памяти.
Оборудование. Картинки, изображающие одушевленные и неодушевленные предметы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед знакомит учеников с кабинетом, говорит, кто и где будет сидеть во время занятий, объясняет цель занятий.
П. Работа с предложением.
Логопед называет предложение из двух слов: «Дети насыпали». Затем задает вопросы: «Про кого это предложение? (Про детей.) Что вы узнали про детей? (Дети насыпали.) А вы узнали, что дети насыпали? (Нет.) Добавим еще слово в предложение: Дети насыпали корм. Что теперь вы узнали? (Что дети насыпали корм.) А вы узнали, кому дети насыпали корм? (Нет.) Добавим еще слово: Дети насыпали корм птицам. Что теперь вы узнали? (Что они насыпали корм птицам.) Еще добавим одно слово: Зимой дети насыпали корм птицам. Что еще вы узнали? (Что дети насыпали корм птицам зимой.) Мы добавляли в предложение по одному слову и каждый раз узнавали все больше и больше. Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем. А теперь ответьте мне: из чего состоит предложение? (Из слов.) Для того чтобы научиться составлять полные предложения, надо знать много разных слов. Этим мы будем заниматься сегодня на занятии».
III. Работа со словом.
Логопед предлагает ученикам вспомнить, какие звуки издают корова, собака; лягушка и т. д. Дети воспроизводят звукоподражания. Логопед выясняет, понятен ли им смысл этих звукоподражаний» затем называет ряд слов: гулять, писать, пить. «А теперь вам понятно, что я сказала? (Понятно.) В первом случае я назвала сочетание звуков, поэтому вам было непонятно, а во втором случае вы услышали слова и поняли их, потому что каждое слово имеет определенный смысл».
Различие слов и звукосочетаний.
Игра «Определи слово». Ученикам раздают картинки, изображающие различных животных и предметы, например кота, корову, сапоги. Логопед вперемежку называет слова и соответствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово (кот, сапоги, бакуса и т. д.), ученики должны поднять соответствующую картину и объяснить, почему на слово кот они подняли картинку, а на звукосочетание (пул, бакуса) — не подняли (кот — это слово, а пул — это не слово, а набор звуков).
Слова, обозначающие предметы.
Логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете, и задает вопрос: что? Ученики должны ответить одним словом, например: стол, доска, стул и т. п.
Вопросы. Кто спрашивал? (Вы.) Кто отвечал? (Мы.)
Как я спрашивала? (Что?) «Слово что? — вопрос. Какой вопрос я задавала? (Что?) Этот вопрос мы ставим к словам, которые обозначают предметы».
Слова обозначающие живые и неживые предметы.
Логопед выставляет на доску в первый ряд картинки, изображающие неживые предметы, во второй ряд — картинки, изображающие живые объекты. Затем он ставит вопрос к картинкам первого ряда: что? Ученики должны ответить одним словом: куст, чашка, дом и др. К картинкам второго ряда ставится вопрос: кто? (Коза, собака, кошка и др.)
Вопросы:
Какой вопрос я задавала сначала? (Что?) Какой вопрос я задавала потом? (Кто?) Почему к одним предметам я ставила вопрос что?, а к другим — кто? (Потому что одни предметы неживые, а другие — живые.)
Если ученики затруднятся в правильном ответе, необходимо дать им представление о живом объекте и неживом предмете. Логопед предлагает ученикам сравнить девочку Лену с куклой Леной. При этом выясняется сходство и различие (девочка Лена и кукла Лена похожи, но девочка отличается от куклы тем, что может самостоятельно ходить, прыгать, обслуживать себя и т. п., а кукла этого не может.) Вопрос почему? ориентирует детей на самостоятельный вывод (девочка живая, а кукла неживая — игрушка).
Далее логопед спрашивает, сначала указывая не девочку: кто? (Девочка.), затем, указывая на куклу: что? (Кукла.) и просит детей повторить, как он спрашивал про девочку и как про куклу.
«К каким предметам мы будем ставить вопрос: кто?, к каким — что? » (К живым и неживым.)
Дифференциация слов, обозначающих живые и неживые предметы.
Логопед ставит на доску вперемежку картинки, изобража-V* ющие живые предметы, и предлагает ученикам разложить их ч?^ на две группы: живые объекты и неживые — и поставить соот-"ч ветствующие вопросы.
IV. Упражнения для развития зрительного внимания и памяти.
Логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки, изображающие живые и неживые предметы, назвать сначала только первые, затем вторые. Например, предлагаются картинки с изображениями стола, коровы, листа, козы. (Постепенно количество картинок в ряду увеличивают.)
V. Итог занятия.
«Сегодня на занятии вы узнали, что слова могут обозначать различные предметы, — говорит логопед. — Какие предметы могут обозначать слова? (Живые и неживые.) Какие вопросы вы научились ставить к словам-предметам? (Кто? Что?) К каким словам-Предметам мы ставим вопрос кто? К каким ставим вопрос что?».
Занятие 2
Тема. Слово.
Ц е л ь. Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы; развивать зрительное и слуховое внимание и память; учить графически изображать слова, обозначающие предметы.
Оборудование. Картинки, изображающие живые и неживые предметы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед говорит ученикам, что на занятии надо внимательно слушать, смотреть и запоминать.
П. Закрепление пройденного материала. Работа со словами, обозначающими предметы.
Логопед предлагает ученикам придумать и назвать сначала слово, обозначающее живой предмет, затем неживой, и к каждому слову поставить вопрос. Далее они должны назвать два слова, из которых одно обозначает живой предмет, а другое — неживой, и поставить к ним вопросы. Например, кошка — лампа (кто? что?), птичка — стол (кто? что?). Потом учащиеся объясняют, почему поставили тот или иной вопрос.
Логопед предлагает рассмотреть картинки и отобрать те, которые обозначают: а) живые предметы, б) неживые предметы. Поставить вопросы.
III. Упражнения для развития зрительного и слухового внимания и памяти
1. Рассмотрите картинки (картинки закрываются). Назвать сначала только те, которые обозначают неживые предметы, затем те, которые обозначают живые предметы. (Картинки подбирает логопед по своему усмотрению.)
2. Прослушать слова. Назвать только те, которые обозначают неживые предметы, затем слова, обозначающие живые предметы (медведь, лягушка, диван, певец, скрипка, ветка) (логопед называет ряд слов только один раз).
IV. Графическое изображение слов, обозначающих предметы. Логопед объясняет ученикам, что слова-предметы можно записать, но не буквами, а условно, графически, например
одной прямой линией. Дает образец на доске:----------. Далее
предлагает изобразить графически следующие слова: доска, рыба, рука, человек, машина, птица, река, трава. После этого подсчитывается количество слов, линий. «Что помогло вам сосчитать количество слов? — спрашивает логопед. — (Линии.) А чтобы одинаковые линии не слились, между ними мы поставим значок, запятую. Как мы теперь будем записывать слова-предметы? (Одной прямой линией.) Что обозначают слова которые вы изображали одной прямой линией? (Предметы.)»
V. Итог занятия.
«Что нового вы узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось?» — заканчивает занятие логопед.
Занятие 3
Тема. Слово.
Цель. Учить различать слова, обозначающие действие предмета; развивать слуховое внимание и память.
Оборудование. Предметные картинки, на которых изображены объекты в действии; карточки с графическим изображением слов-предметов, слов-действий.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед начинает фразу, ученики ее заканчивают: «На занятии наши глаза внимательно смотрят и все... (видят), уши внимательно слушают и все... (слышат), голова хорошо... (думает)».
П. Повторение пройденного материала.
Логопед показывает ученикам карточку с графическим-изображением слова-предмета и спрашивает: «Что мы так изображаем? (Слова-предметы.)»
Логопед дает задание ученикам назвать по два слова, обозначающих живой и неживой предметы, изобразить их графически и к каждому слову поставить вопрос.
III. Слова, обозначающие действие предмета.
Логопед дает шепотом задание одному из учеников, например: «Попрыгай... помаши... побегай» и т. п. Обращает внимание детей на то, что мальчик показывал разные действия, и предлагает называть действия словами, отвечая на вопрос: «Что делает Саша?» Мальчик повторяет действия, а учащиеся их называют.
В о п росы.
Кто показывает действия? (Саша.)
Кто ставил вопросы к действиям? (Вы.)
Кто называл действия словами? (Мы.)
Логопед делает вывод: «Мы узнали, что кроме слов-предметов, есть слова-действия. Мы так и будем их называть — слова-действия».
Логопед спрашивает учеников: «Что может делать человек?» И просит ответить одним словом (работать, читать, писать, варить, строиЩь, говорить и т. д.). Логопед уточняет: «Человек может производить различные действия. Что делают ученики на логопедических занятиях, на уроке? (Отвечают, думают, говорят, сидят, слушают, рисуют и т. д.) Слова, которые вы называли, обозначают действия».
Логопед выставляет на доску картинки, изображающие предметы в действии, например мальчик идет, стоит, бежит, затем задает вопрос: «Что делает?» {Идет, стоит, бежит и т. д.).
Логопед обращается к детям: «Какой я задала вопрос? (Что делает?) Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос что делает? (Действия.) Какой вопрос мы будем ставить к словам, обозначающим действия? (Что делает?)*. Можно предложить ученикам ряд вопросов: «Какие действия может производить пчела? Корова? Собака? Что обозначают эти слова? На какой вопрос они отвечают? » Затем ученики сами придумывают и называют слова, обозначающие действия предмета, и ставят к ним вопросы.
IV. Графическое изображение слов, обозначающих действие предмета.
Логопед объясняет ученикам, что слова-действия обозначаются двумя прямыми линиями. Логопед на доске дает образец графического изображения слова-действия ==в=== и предлагает изобразить слова (например, летает, жужжит, мычит, ходит, жует, рычит) графически.
Вопросы.
Как вы изображали слова-действия?
Какие слова будем изображать двумя линиями?
Работа с карточками.
Логопед раздает ученикам по две карточки с графическим изображением слов, обозначающих предмет и действие, затем называет вперемешку слова-предметы и слова-действия и предлагает поднимать соответствующую карточку.
Приблизительный перечень слов, называемых логопедом: летает, пчела, жалит, строит, дерево, лестница, шьет, шумит, лист.
V. Упражнения для развития слухового внимания и памяти. Логопед предлагает детям прослушать слова и назвать только
те, которые обозначают действия: танцует, куст, стакан, мост, растет, моет, стирает, сестра, — и поставить к ним вопрос.
VI. Итог занятия.
«Что нового вы узнали на занятии? Чему научились?» — спрашивает логопед.
Занятие 4
Тема. Слово.
Цель. Закрепить тему «Слова, обозначающие действия»; развивать слуховое внимание и память.
Оборудование. Картинки, изображающие предметы в действии.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам вспомнить и сказать, что они узнали на прошлом занятии.
II. Работа со словами, обозначающими действие предмета.
Логопед называет слова смотрят, слушают, работают, поют, шьют, предлагает поставить к ним вопрос и спрашивает что обозначают эти слова. Затем дети рассматривают поочередно картинки, выставленные на доске, и отвечают на вопрос что делает? одним словом. Например, бежит, сидит и др.
Далее детям предлагается запомнить и повторить близкие по смыслу слова: бежит, мчится, несется; беспокоится, волнуется, тревожится, переживает; вертится, кружится, крутится, вращается, вьется — и сказать, что обозначают эти слова, на какие вопросы они отвечают.
После чего логопед предлагает ученикам вспомнить и назвать слова-действия, близкие по смыслу следующим словам вращается —..., мчится —..., беспокоится —....
Затем дети выполняют задание. Сказать, какие действия может производить портниха... (шить, метать, подшивать); повар... (варить, солить, мешать, жарить,резать); столяр... (сколачивать, строгать, прибивать, забивать, фуговать); уборщица... (подметать, протирать, мыть, вытирать, убирать).
III. Итог занятия.
«Чему вы научились на занятии?» — подводит итог логопед.
Занятие 5
Тема. Слово.
Цель. Учить детей различать слова, обозначающие предметы и действия предметов;развивать слуховое внимание и память.
Оборудование. Картинки, изображающие статичные предметы и предметы в действии, карточки с графическим изображением слов-предметов и слов-действий.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам вспомнить, что они узнали на прошлом занятии.
П. Работа со словами, обозначающими предмет и действие.
Логопед выставляет на доске картинки, изображающие предметы в действии, просит поставить к картинкам вопросы кто? что делает? Например: Мальчик сидит. Кто? (Мальчик.) Что делает? (Сидит.) Затем логопед спрашивает, что обозначает первое и второе слово. (Предмет и действие.)
Аналогично ведется работа с другими картинками.
Ученики выполняют следующие задания:
1) Назвать предмет по его действию, скажите, на какой вопрос отвечают эти слова, что они обозначают:
мычит..., хрюкает..., мяукает..., лает..., ржет..., кудахчет..., шипит..., чирикает..., кукует..., квакает..., рычит..., курлыкает....
2) Сказать, как кто передвигается:
корова..., белка..., заяц..., змея..., человек..., лягушка....
3) Сказать, как кто подает голос:
лягушка..., воробей..., свинья..., коза..., собака.... кошка..., лошадь....
На какие вопросы отвечают названные слова? Что они обозначают?
III. Упражнения на развитие слухового внимания и памяти.
1) Из ряда слов назвать только те, которые обозначают предметы: свистит, соловей, крутит, идет, ручка, сумка, несет, лодка.
2) Из того же ряда слов назвать только те, которые обозначают действия.
IV. Итог занятия.
Логопед спрашивает: «Какие слова вы учились сегодня различать? На какие вопросы отвечают эти слова?»
Занятие в
Тема. Слово.
Цель. Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы и действия; учить выделять слова из простого нерас-пространеного предложения; развивать слуховое внимание и память..
Оборудование. Картинки, изображающие предметы, карточки с графическим изображением слов-предметов и слов-действий.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам назвать два слова, из которых первое обозначает предмет, второе — действие предмета, и к
каждому из них правильно поставить вопрос, после чего ученики занимают свои места.
П. Закрепление материала предыдущего занятия.
Ученикам даются следующие задания.
1) Поднять соответствующую карточку (даются слова, обозначающие предмет и действие предмета вперемежку, ученики поднимают карточку с графическими изображениями слов):
дождь, говорит, льет, солнце, сияет, человек, ходит, облака, град, уходит, гремит, приближается, умывается.
2) Записать слова графически в две колонки: в первую — слова, обозначающие предметы, во вторую — слова, обозначающие действия. (Можно использовать словарный материал предыдущего занятия.)
III. Выделение слов из предложения.
Логопед читает предложение. К каждому слову в предложении дети ставят вопрос и объясняют, что означает каждое слово.
Рыба плавает. Солнце светит. Ветер свищет. Коля читает. Рисует Маша. Идёт дождь.
Затем логопед предлагает послушать стихотворение:
Тает снежок. Солнце печет.
Ожил лужок. Липа цветет.
День прибывает. Рожь поспевает.
Когда это бывает? Когда это бывает?
(Назвать сначала слова, обозначающие предметы, затем слова, обозначающие действие, поставить вопросы).
«Вы научились правильно ставить вопросы к словам в предложении. В дальнейшем вопросы помогут нам правильно составлять предложения».
ГУ. Итог занятия.
Логопед обращается к детям: «Чему вы научились на занятии? »
Занятие 7
Тема. Слово.
Цель. Познакомить учащихся со словами, обозначающими признак предмета; учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки, по родам; развивать слуховое внимание и память.
Оборудование. Картинки, изображающие огурец, репу, яблоко; карточки с графическим изображением слов-признаков.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам назвать по два слова, обозначающих предмет и действие предмета, и к каждому слову поставить вопрос, после чего они занимают свои места.
II. Повторение материала предыдущих занятий.
Логопед предлагает: «Отгадайте загадки, поставьте вопросы к отгадкам и словам в загадках, объясните, что обозначает каждое слово».
Летит, жужжит —.... Мычит, жует —.... Скачет, ржет —.... Лакает, мяукает —.... Сторожит, лает.... Плавает, молчит —.... Блеет, жует —.... Хрюкает, чавкает —....
III. Работа со словами, обозначающими признак предмета.
Логопед предлагает ученикам рассмотреть огурец, репу, яблоко. Поочередно указывая на огурец, репу, яблоко, спрашивает детей: «Какой по форме, по цвету, на вкус? (Овальный, зеленый, вкусный.)
Какая по форме, по цвету, на вкус? (Круглая, желтая, вкусная.)
Какое по форме, по цвету, на вкус? (Круглое, красное, вкусное.)»
Логопед следит за правильным проговариванием окончаний имен прилагательных.
«Вы назвали много слов, и все они обозначают признак предмета, а теперь повторите слова-признаки, подходящие к словам огурец, репа, яблоко. Вспомните, какой я ставила вопрос к словам круглая, желтая, овальный, зеленый, круглое, красное», — говорит логопед.
Затем ученикам даются следующие задания.
1) Поставьте вопросы к словам зеленый, свежий, желтая, хрустящая, красивое, ароматное. (Поочередно логопед спрашивает каждого ученика.)
2) Придумайте и назовите по одному слову, обозначающему признак предмета. Поставьте вопрос к этому слову. (Следит, чтобы ответы учеников не повторялись.)
3) Подумайте и ответьте, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?
IV. Графическое изображение слов.
Логопед предлагает ученикам вспомнить, как изображали графически слова, обозначающие предметы, и слова, и обозначающие действия. Потом объясняет, что слова, обозначающие признаки, изображают волнистой линией \ЛЛ/. Затем ученики изображают графически слова: большой, новый, умелый,
смелый, железный, маленькая, старая, ленивая, деревянная, круглое, синее, любимое, большое, голубое.
Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.
Из услышанного ряда слов назовите только те, которые обозначают признаки предмета: смелый, трава, добрый, радуга, красивый, карандаш; вышивает, умелый, помогает, младший, строит, послушный. К каждому слову поставьте вопрос.
У. Итог занятия.
«С какими новыми словами вы познакомились? Что вы о них узнали?» — спрашивает логопед.
Занятие 8
Тема. Слово.
Цель. Закрепить у учеников представление о словах, обозначающих признак предмета.
Оборудов а н и е. Предметные картинки. Схема.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам придумать и назвать по одному слову, обозначающему признак предмета.
II. Работа со словами, обозначающими признак предмета. Ученикам даются следующие задания.
1) Придумать и назвать слово, которое обозначало бы признак предмета и отвечало на вопрос: а) к а к а я? б) к а к о й? в) к а к о е?
2) К словам-предметам ландыш, березка, настроение, подобрать подходящие по смыслу слова-признаки.
3) Рассмотреть предмет, дать его описание в следующей последовательности:
форма, цвет, каков предмет на вкус, на ощупь. Образец: помидор — круглый, красный, сладкий, мягкий. (Предметы подбирает логопед по своему усмотрению.)
4) Из данных слов-признаков назвать слова, обозначающие а) форму, б) цвет, в) каков предмет на ощупь, г) на вкус, д) материал, из которого сделан предмет.
Горький, круглый, треугольный, твердый, оранжев<