IV. Выделение гласных первого ряда из слогов.




Логопед называет слог, выделяя голосом гласный звук, уче­ники: а) называют гласный, б) показывают соответствующую букву.

1) Ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от;

2) Ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то.

V. Итог занятия.

Логопед: «Сегодня мы учились слышать и выделять гласные звуки», — подводит итог логопед.

Выделение гласных первого ряда из слов

Тренировочные упражнения

Задание 1. Выделите начальный гласный из слов, запишите соответ­ствующую букву.

Аня, Оля, утка, Эля, осы, Ася.

Задание 2. Выделите гласный из середины каждого слова, запишите букву.

Лак, дым, суп, рот, сок, пар, луч, бык, сам, мак.

Задание 3. Назовите картинки. Выделите гласный звук из названий этих картинок. Запишите соответствующую букву.

Приблизительный перечень картинок (подбирает логопед): жук, мох, зуб, сук, сыр, рак, мэр.

Задание 4. Выделите гласную из данных слов, запишите ее. а) Торт, март, куст, клык, корм;

б) Крот, стол, шкаф, плыл, слух, град, гнул, брось, кто. Задание 5. Назовите картинки. Выделите гласный звук из их назва­ний. Запишите соответствующую букву.

Приблизительный перечень картинок (подбирает логопед): кран, стул, волк, гусь, хвост, клык, слон, мост, глаз, бровь.

ГЛАСНЫЕ ВТОРОГО РЯДА Конспект занятия

Тема. Гласные звуки.

Цель. Познакомить учеников с образованием гласных вто­рого ряда.

Оборудование. Буквы и, й, таблица с гласными второ­го ряда.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать гласные первого ряда.

II. Знакомство с буквами и, й. Образование гласных второго ряда. Логопед рассказывает сказку о буквах и, й:

«Жили-были две буквы-сестрички. Они были очень похо­жи. Писались почти одинаково. Только у буквы й был сверху беретик, а у и не было. Звучали они почти одинаково. Только и— протяжно, а й — коротко, отрывисто. Их часто путали, а букве й было очень неприятно.

Однажды буква й пришла в гости к гласным буквам первого ряда и предложила вместе спеть. Й начала, а подхватила. Сли­лись их звуки и получилась новая буква — я. Тогда остальные буквы — о, у, э — тоже стали петь вместе с й. И стали получать­ся новые буквы ё, ю, е:

Новые буквы заняли место во втором ряду. К ним присоеди­нилась буква и. Так и получились гласные второго ряда».

Логопед вывешивает таблицу с гласными второго ряда и пред­лагает ученикам запомнить эти гласные. Затем спрашивает детей, из каких звуков получились буквы я, ё, ю, е.

Ш. Итог занятия.

«Что интересного вы сегодня узнали на занятии?» — спра­шивает логопед.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте' слова, выделите голосом начальный глас­ный звук, покажите букву, запишите ее в тетрадь.

1) Яма, Яша, якорь, ясно, ястреб.

2) Ёж, ёлка, ёрш, ёлочка, ёжится.

3) Юра, Юля, юг, юркий, южный, юрта.

4) Ель, ем, ели, едут, ехать.

5) Ира, имя, Инна, игры, икры, искры.

6) Ёжик, юрта, «ли, иглы.

Задание 2. Прослушайте слова, выделите голосом гласный на конце слова, запишите соответствующую букву. Логопед голосом выделяет глас­ный в конце слова.

1) Моя, твоя, Зоя, Рая.

2) Пою, мою, рою, свою, твою.

3) Моё, твоё, своё, бельё, старьё.

4) Мою, мои, твоё, бельё, семья.

Задание 3. Назовите картинки. Выделите голосом гласные второго ряда в начале слова, запишите соответствующие буквы. (Логопед пока­зывает картинку, не называя ее, ученики называют, выделяют гласные и записывают их в тетрадях.)

Примерный перечень картинок: ежик, яб­локо, елка, юрта, искры.

СЛОГОВОЙ СОСТАВ СЛОВА

Конспекты занятий

Занятие 1

Тема. Слоговой состав слова.

Цель. Учить детей делить двусложные слова на слоги.

Оборудование. Тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.

Ученики вспоминают и называют гласные первого и второго

ряда.

III. Знакомство со слогом.

Логопед произносит слог ра и спрашивает, понятно ли, что она хотела сказать. Ученики отвечают, что непонятно. Анало­гично логопед работает со слогом ма. Затем произносит по сло­гам слово рама.

«Сначала были произнесены части слова, поэтому было не­понятно, — объясняет логопед. — Когда части соединились, получилось слово. Часть слова называется слогом».

Подобным же образом логопед строит работу со словами мука, лапа и т. п.

IV. Деление слов на слоги.

Ученикам предлагается отхлопать количество слогов в словах, произнести эти слова по слогам и назвать первый и второй слоги. Слова: муха, ваза, роза, сани, вата, лужа, рыба.

V. Графическое изображение слогов. I «Поставьте вопрос к слову рыба. (Кто? Рыба) —Что обозна­чает это слово? (Предмет.)*

Ученики на доске и в тетрадях изображают слово рыба гра­фически (одной чертой). Затем логопед вместе с учениками ус­танавливает, что в слове рыба две части, т. е. два слога. Каждую часть обозначают короткой черточкой------.

Аналогично графически изображаются слова, состоящие из двух открытых слогов: соки, липа, нога, луна, рука, Валя, Миша, Лида.

VI. Итог занятия.

«Чему вы научились на занятии?» — спрашивает логопед.

Занятие 2

Т е м а. Та же.

Цель. Учить детей делить трехсложные слова на слоги.

Оборудование. Схемы слова (---------).

Ход занятия

I. Организационный момент.

П. Закрепление пройденного материала.

Логопед называет двусложные слова с открытыми слогами и просит учеников определить количество слогов и назвать сло­ги по порядку.

III. Работа с трехсложными словами.

Логопед просит учеников определить количество слогов в слове рыба и спрашивает: «Кто ловит рыбу? (Рыбаки.) Какой новый слог появляется в слове рыбаки? (Ки.)*

 

Логопед предлагает ученикам хлопками выделить слоги в следующих словах: машина, береза, лимоны, малина, пижа­ма, газета, назвать слоги по порядку, подсчитать количество слогов.

IV. Графическое изображение трехсложных слов. Логопед предлагает ученикам графически изобразить слово

малина, затем обращает их внимание на то, что в этом слове три

слога. Это тоже и что надо показать на схеме (----------). При

графическом изображении слов дети проговаривают каждый слог.

V. Определение количества слогов в словах.

Логопед называет вперемежку двух- и трехсложные слова. Ученики поднимают соответствующую схему.

Слова: куры, курица, лужа, лужица, мыла, вымыла, водила, возили, мыло.

VI. Графический диктант двусложных и трехсложных слов. (Можно использовать слова, которые даны в п. V.)

VII. Итог занятия.

«Что вы сегодня учились делать?» — спрашивает логопед.

Занятие 3

Т е м а. Та же.

Цель. Дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного, учить выделять гласные из слов.

Ход занятия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: