Задание 1. Прослушайте сказку «Ударение».
Собрались однажды Слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдется ни один человек. Но забыли Слова пригласить на свой совет Ударение. Ударение обиделось. Когда Слова стали выступать, откуда-то выскочило Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у некоторых из вас!»
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение — просто черточка!» Ударение рассердилось, перепрыгнуло с последнего слога на первый, и появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки и сказали: «Мы самые главные компоненты живого организма. С нами Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: исчезли Белки, и вместо них запрыгали Белки. И стало Ударение быстро изменять значения слов, перепрыгивая с одного слога на другой.
И вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Ириса появился Ирис. Видят Слова, что дело плохо — не обойтись им без Ударения. Отвели они Ударению почетное место в словах. И кто про него забывает, имеет много неприятностей!
Задание 2. Подберите к слову соответствующую картинку. (Логонед разбирает с учениками пары слов. Ученики соотносят слово с картинкой, сравнивают звучание этих пар слов, определяют место ударения и делают вывод, что с перенесением ударения меняется смысл слова:
Замок — замок, белки — белки, атлас — атлас, ирис — ирис.
Задание 3. Придумайте предложения с парами слов. (Дополнительно можно использовать слова, которые даны в задании 2).
Кружки — кружки, полки — полки, козлы — козлы, плачу — плачу.
|
Задание 4. Прочитайте предложения. Найдите слова с одинаковым написанием, но различным значением. Обратите внимание, как ударение меняет место. Выделите в этих словах голосом ударную гласную, поставьте ударение. (Логопед читает предложения парами.)
Я варю уху. Лена мела пол.
Мама похвалила Варю. Вера принесла кусочек мела.
Мы уже выучили уроки. Полки ряды свои сомкнули.
Тропинка уже дороги. В магазине продавали полки.
Задание 5. Прочитайте предложения. Выберите слова с одинаковым написанием, но различным значением, запишите парами. Поставьте ударение. Почему изменилось значение этих слов?
Школьный атлас хранится в географическом кабинете. В магазине продавали белый атлас. Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок. В сосновом лесу живут белки. Белки с сахаром — основа для приготовления пирожного бизе. Брод на реке был мелок. Цветной мелок лежал у доски. В огород забрались козлы. Строители принесли козлы.
Задание 6. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, стоящие в скобках. Поставьте в них ударение.
Строительные {козлы, козлы) забрызганы побелкой. Дикие {козлы, козлы) живут в горах. На клумбе распустился фиолетовый {ирис, ирис). {Ирис, ирис) — любимые конфеты детей. Фокусник сделал один {хлопок, хлопок), и появился белый голубь. В Средней Азии выращивают {хлопок, хлопок). {Ворона, ворона) меньше {ворона, ворона). Плохая {дорога, дорога) утомила путников. Нам {дорога, дорога) каждая минута.
Задание 7. Прослушайте и отгадайте загадки.
Я — травянистое растение Мы — для пильщика подставка, С цветком сиреневого цвета, Мы — для кучера сиденье.
|
Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету.
Но попробуй-ка поставь-ка Нам другое ударение —
Я — сборник карт; от ударения Зависят два моих значения: Захочешь— превращусь в название Блестящий, шелковистой ткани я.
Осторожней будешь с нами: Забодаем мы рогами.
Отгадки: ирис — ирис, козлы — козлы, атлас — атлас.
Задание 8. Правильно прочитайте слова. С каждый словом придумайте предложение:
Скачки — скачки; вычитал — вычитал; кружки — кружки; орган — орган; плачу — плачу; таю — так).
Задание 9. Послушайте загадки. Отгадайте их. Запишите отгадки, поставьте в них ударение.
На бахче у нас растет^ Из меня посуду тонкую,
Как разрежешь — сок течет, Нежно-белую и звонкую
Свеж и сладок он на вкус, Обжигают с давних пор,
Называется... (арбуз). Называюсь я... (фарфор).
Это зелье ты не тронь: Жжется больно, как огонь. Неприметна, некрасива, Называюсь я... (крапива).
Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный... (каталог).
Стелют на матрац меня, Называюсь...
(простыня).
Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке
построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется все... (алфавит).
Задание 10. Прочитайте слова. Спишите, правильно поставьте ударение. С выделенными словами придумайте и запишите предложения:
Портфель, воротник, сковорода, аквариум, грязнуля, милиционер, электрик, карандаш, магазин, пионер, октябренок, телеграмма, перевыполнил, переводчики, алфавит, звонит, позвонит.