ФОНЕТИЧЕСКАЯ И СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ УДАРЕНИЯ




Задание 1. Прослушайте сказку «Ударение».

Собрались однажды Слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдется ни один человек. Но забыли Слова пригласить на свой совет Ударение. Ударение обиделось. Когда Слова стали выступать, откуда-то выскочило Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у некоторых из вас!»

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение — просто черточка!» Уда­рение рассердилось, перепрыгнуло с последнего слога на пер­вый, и появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки и сказали: «Мы самые главные компоненты живого орга­низма. С нами Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: исчезли Белки, и вместо них запрыгали Белки. И стало Ударение быстро изме­нять значения слов, перепрыгивая с одного слога на другой.

И вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Ириса появился Ирис. Видят Слова, что дело плохо — не обойтись им без Ударе­ния. Отвели они Ударению почетное место в словах. И кто про него забывает, имеет много неприятностей!

Задание 2. Подберите к слову соответствующую картинку. (Логонед разбирает с учениками пары слов. Ученики соотносят слово с картинкой, сравнивают звучание этих пар слов, определяют место ударения и делают вывод, что с перенесением ударения меняется смысл слова:

Замокзамок, белкибелки, атласатлас, ирисирис.

Задание 3. Придумайте предложения с парами слов. (Дополнительно можно использовать слова, которые даны в задании 2).

Кружки — кружки, полки — полки, козлы — козлы, пла­чу — плачу.

Задание 4. Прочитайте предложения. Найдите слова с одинаковым написанием, но различным значением. Обратите внимание, как ударе­ние меняет место. Выделите в этих словах голосом ударную гласную, поставьте ударение. (Логопед читает предложения парами.)

Я варю уху. Лена мела пол.

Мама похвалила Варю. Вера принесла кусочек мела.

Мы уже выучили уроки. Полки ряды свои сомкнули.

Тропинка уже дороги. В магазине продавали полки.

Задание 5. Прочитайте предложения. Выберите слова с одинаковым написанием, но различным значением, запишите парами. Поставьте уда­рение. Почему изменилось значение этих слов?

Школьный атлас хранится в географическом кабинете. В ма­газине продавали белый атлас. Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок. В сосновом лесу живут белки. Бел­ки с сахаром — основа для приготовления пирожного бизе. Брод на реке был мелок. Цветной мелок лежал у доски. В огород забра­лись козлы. Строители принесли козлы.

Задание 6. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, сто­ящие в скобках. Поставьте в них ударение.

Строительные {козлы, козлы) забрызганы побелкой. Дикие {козлы, козлы) живут в горах. На клумбе распустился фиолето­вый {ирис, ирис). {Ирис, ирис) — любимые конфеты детей. Фо­кусник сделал один {хлопок, хлопок), и появился белый голубь. В Средней Азии выращивают {хлопок, хлопок). {Ворона, воро­на) меньше {ворона, ворона). Плохая {дорога, дорога) утомила путников. Нам {дорога, дорога) каждая минута.

Задание 7. Прослушайте и отгадайте загадки.

Я — травянистое растение Мы — для пильщика подставка, С цветком сиреневого цвета, Мы — для кучера сиденье.

Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету.

Но попробуй-ка поставь-ка Нам другое ударение —

Я — сборник карт; от ударения Зависят два моих значения: Захочешь— превращусь в название Блестящий, шелковистой ткани я.

Осторожней будешь с нами: Забодаем мы рогами.

Отгадки: ирисирис, козлы — козлы, атлас — атлас.

Задание 8. Правильно прочитайте слова. С каждый словом придумай­те предложение:

Скачки — скачки; вычитал — вычитал; кружки — кружки; орган — орган; плачу — плачу; таю — так).

Задание 9. Послушайте загадки. Отгадайте их. Запишите отгадки, поставьте в них ударение.

На бахче у нас растет^ Из меня посуду тонкую,

Как разрежешь — сок течет, Нежно-белую и звонкую

Свеж и сладок он на вкус, Обжигают с давних пор,

Называется... (арбуз). Называюсь я... (фарфор).

Это зелье ты не тронь: Жжется больно, как огонь. Неприметна, некрасива, Называюсь я... (крапива).

Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный... (каталог).

Стелют на матрац меня, Называюсь...

(простыня).

Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке

построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется все... (алфавит).

Задание 10. Прочитайте слова. Спишите, правильно поставьте ударе­ние. С выделенными словами придумайте и запишите предложения:

Портфель, воротник, сковорода, аквариум, грязнуля, мили­ционер, электрик, карандаш, магазин, пионер, октябренок, телеграмма, перевыполнил, переводчики, алфавит, звонит, позвонит.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: