На первом занятии логопед дает понятие о звонких и глухих согласных. Сравнивая пары звуков: з — с, б — п, д — го, в — ф, г — к, ж — ш, объясняет, что каждая пара звуков очень схожа по артикуляции и различается только тем, что при произнесении звуков з, б, д, в, г, ж голос участвует, а при произнесении звуков с, п, го, ф, к, ш голос отсутствует. Поэтому одни звуки называют звонкими, другие — глухими.
Затем логопед может предложить детям ощутить работу голосовых связок (при помощи тыльной стороны ладони) при произнесении звонких согласных. Далее логопед говорит, что дети не всегда правильно различают эти звуки, а потому делают на письме ошибки. Предлагает научиться правильно различать эти звуки.
Целесообразно начинать работу по различению звонких и глухих согласных с пары звуков з — с, так как четче ощущается работа голосовых связок.
Дифференциация з —с
Задание 1. Выделите начальные звуки из слов сани, зайка.
Задание 2. Из ряда звуков назовите похожие по артикуляции звуки: с, к, з, у.
Назовите сходства и различие звуков з, с. Дайте характеристику этих звуков.
Задание 3. Соотнесите звуки с, з с буквами.
Задание 4. Назовите начальные звуки в словах. Сани, зайка, Соня, Зоя, сыр, зубы, зонт, стол. (Логопед называет звуки, дети поднимают буквы; логопед называет звуки, дети пишут буквы.)
Задание б. Назовите начальные звуки в названиях картинок. (Логопед только предъявляет картинки.)
а) Зубы, сук, сыр, зонт, сани, самолет;
б) стакан, звонок, стул, змея;
в) зебра, зеркало, семечко, сено, сирень, сеялка.
ЛЧ4^
Задание 6. Назовите звуки з, с, если услышите их в словах. Запишите соответствующие буквы.
Методические указания: 1) Логопед называет слово, учащиеся называют звук з или с, затем записывает букву с или а;
|
2) Логопед показывает картинки, не произнося слова, учащиеся называют звуки, затем записывают буквы.
Приблизительный перечень слов: роса, гусак, возок, песок, поясок, музыка, осина, красивый, музей, воздух, резиновый, полезно, веселый.
Приблизительный перечень картинок: коза, роза, лиса, хвост, береза, косы, усы, гуси, хвост, свинья.
Дифференциация з — ев слогах Тренировочные упражнения Задание 1. Образуйте слоги. Прочитайте их.
а о а. о я ё я ё
^Х ^ч ^ Щ
ы у ы у и ю и ё
Задание 2. Образуйте звукосочетания. Прочитайте их:
3 С 3 С
Задание 3. Прочитайте слоги парами:
за — са щ са — за зя — ся ся — зя се — зе
зо — со со — зо зё — сё сё — зё зе — се
зы — сы сы — зы зи — си си — зи сю — зю
зу — су су — зу зе — се се — зе зю — сю
Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.
Задание 4. Прослушайте: а) слоги запишите начальные звуки каждого слога.
За, са, зы, сы, су, зо, зе, си, се, зё, сё, зи, зю, сю; злу, слу, зло, ело, слы, злы, зли, ели, еле, слё, зле, ска, зля;
б) звукосочетания; запишите только согласные.
Аза, осу, азы, осо, озу, асы, изы, есы, езы, язы, ёсы, ёзы, узу, узы.
Задание 5. Прослушайте ряды слогов. Запомните и повторите их в той же последовательности. Запишите эти слоги по памяти:
за — са — за са — за — са
СЛ ОЛ' Сл
ал ~****" с (Л -■— зи
са — за — са за — са — за
зи — | си — | зи | су — зу — су |
си — | зи — | си | зу — су — зу |
зо — | со — | 30 | зы — сы — зы |
со — | зо — | со | сы — зы — сы |
— за | зы | — сы - | - сы — зы |
— са | сы | — зы - | - зы — сы. |
Задание в. Прочитайте, запомните и запишите слоговые ряды в той же последовательности. (Дается время на прочтение слогов одной цепочки, затем слоговой ряд закрывается и т. д.)
|
са — за — за
С Л ~~ ЗЯг "■"■■* ЗЛ
зу — су — зу
за — са — са
ил "**■" СЛ "™"— С|%
су зю — сю — зю — сю
са — за — са — за и — зи — си — зи
Задание 7. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую -с буквой з, во вторую — с буквой е.
За, зу, са, зо, сы, зы, си, зи, зе, се, сю, зю, зо, со, аса, аза, узу, усы, узи, узе, усе, осо, озо, ызы, езу
Дифференциация з — ев словах Тренировочные упражнения
Задание 1. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.
Роза — роса, коза — коса, Зоя — соя.
Задание 2. Прослушайте слова, поднимите букву з или с, если в слове услышите звук с или з.
Сок, зонт, сук, зуб, сон, сталь, звон, зыбкий, сытый, вязанка, забота, суровый, арбузы, вазелин, восемь, восковой, пузырь, василек, пузырек.
Задание 3. Определите наличие и место звуков с, з: а) в словах, б) в названиях картинок. (Слова произносит логопед, картинки он только показывает.)
Приблизительный перечень слов: выставка, красота, зубр, квас, стекло, возы, озимые, зимние, весенние, стакан, забор.
Приблизительный перечень картинок: слон, нос, ставни, змея, арбузы, обезьяна, замок, санки, страус.
Задание 4. Прослушайте слова. Назовите и запишите: а) начальный слог; б) конечный слог.
а).Сани, соты, Зоя, Соня, зубы, сухо, сыты, салют, закат, зима, синий, сели, зелень, семя, Сема, сыны;
б) коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, росы, весы, возы, неси, вези.
Задание 5. Прослушайте слова. Запишите их в две строчки: в первую с буквой з, во вторую — с буквой с. Подчеркните слог с з или с. (Можно использовать слова предыдущих заданий.)
|
Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы з или с.
...такан,...акон,...покойно,...ладкий,...лой,...абота,...лово,...доровье,...оловей,...а...лонка,...драв...твуй,...па.-..ибо,...анаве...ка,...о...нательный,...али...ать,...о...тавить,...а...тавить,...ано...а.
Задание. 7. Допишите недостающий слог с буквой з или с по картинкам.
Та..., ко..., ко..., ва..., ро..., бу....
Задание 8. Закончите и запишите слово, добавив слоги.
а) За или са. ЛИ......пог
Ли......мок
ко......хар
мимо......жег
б) зы или сы. но... воло... ва... моро... ро... стреко..
...бота...гадка...поги...веса
зано...
занаве...
капри...
пи...тель
ВЯ...ЛИ
пи...ла ли...ла;
на...вать на...пать
по...пать.
Задание 9. К данным словам присоедините приставку за. Назовите и запишите получившиеся слова.
Образец: нести — занести.
Вязать, светить, нести, возить, носить, сесть, стелить, солить, сорить, просить.
Задание 10. Составьте схемы слов. Буквы з, с напишите над соответствующим слогом.
Образец: забор з ____, кузнец з,
засохнуть з __с_____
Сливы, забор, хвост, звонок, пастух, магазин, посадил, кузнец, гуси, зелень, угостил, засохнуть, созывать, зазвенел, запоздать, звезда, засеять, составить, созреть, записка, застудить, засада, заснуть.
Задание 11. Рассмотрите картинки. Назовите их. Сделайте схему этик слов. Надпишите буквы з, с над соответствующим слогом. Под схемами напишите слова.
Задание 12. Измените слово так, чтобы после согласных з, с появился гласный, подчеркните и назовите последний слог. Образец: вяз — вязы, лес — леса.
глаз—... пояс —... насос —... автобус —...
нос —... арбуз —... промхоз —... занос —...
мороз —... груз—... водолаз —... трус —...
овес —... компас —... вкус —... шлюз —...
грязь —... заказ —... обоз —... воз —...
Слова для объяснения: шлюз, обоз.
Задание 13. Измените слово так, чтобы после согласных Л, с появился гласный. Подчеркните гласную. Объясните, как проверить звонкий согласный в середине слова.
Образец: низко — низок, коляска — колясочка. ш
низко —... сказка —... замазка —... стамеска —...
узкий —... березка—... повязка—... просьба—...
близко —... коляска—... краска —... дерзкий —...
скользко —... указка —... маска —... редиска —...
Задание 14. Вставьте пропущенную букву з ли с. В скобках напишите проверочное слово. Подчеркните гласную, при помощи которой вы проверили эти согласные.
Образец: у...кий (узенький), кра...ка (красочка).
Кра...ка, тру..., зака..., дер...кий, бли...ко, бере...ка, ове..., гла..., вку..., водола..., автобу..., троллейбу..., сколь...кий, ни...ко, повя...ка, свя...ка.
Задание 15. Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте проверочные слова к словам раз, ваз. Выпишите слова парами. Подберите проверочное слово к слову таз.
Ни разу! -
Можно двадцать тысяч раз Уронить железный таз. А фарфоровую вазу Уронить нельзя ни разу. Ведь на двадцать тысяч раз Надо двадцать тысяч ваз.
(А. Кондратьев.)
Задание 16. Запишите слова в три колонки: с буквой а — в первую,' с буквой с — во вторую, с буквами з с — в третью. Подчеркните букву а зеленым карандашом, букву с — синим. Выделенные слова пишите по слогам.
Савки, сели, славный, запах, разок, редиска, зарядка, стадион, салазки, красивый, розовый, сказочный, морозный, глазки, записка, низкий, указка, вывеска, краска, узкий, за-' навеска, забился, развесистый, засветить, пластилин, засада.
Задание 17. Словарный диктант (с опорой на графическую ехему слова).
Методические указания.
а) логопед произносит слово, учащиеся дают графическое изображение этого слова, надписывают буквы з, с, затем пишут слово целиком.
Резинка, музыка, угостил, спелый, занозы, сукно, кусок, весна, зелень;
заставил, золото, засверкал, зазнайка, замерзло, стадо, спят, заснул, застыл, пастух, запасы, морозы.
б) логопед показывает картинку, не называя ее. Затем учащиеся выполняют задание, как в пункте а.
Задание 18. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните буквы з, с. Запишите выделенные слова по слогам.
Методические указания. Логопед выписывает загадку на доску или раздает ученикам индивидуальные карточки с загадками. Учащиеся читают загадку и выполняют задание. Правильность выполнения проверяется по ходу работы.
Летом серый, зимой белый. Серебристые подвески —
След январского мороза — Надевает в перелеске Белоствольная....
Слова для объяснения: подвески, перелески.
Бел, как снег, В рот попал —
В чести у всех. Там и пропал.
Объяснить выражение: «в чести у всех».
Дом открыт со всех сторон, Над колоннами шатры, Под колоннами — ковры.
Тут живут и на коврах, И в колоннах, И в шатрах.
Слово для объяснения: шатер.
Золотое решето Черных домиков полно Сколько черненьких домов
Снег на полях, Лёд на реках. Иней сверкает,
Сколько черненьких домов, Иней сверкает,
Столько беленьких жильцов. Когда это бывает?
Пусты поля. Мокнет земля. Лист опадает. Когда это бывает?
Сам алый, Сахарный, Кафтан зеленый, Бархатный.
Отгадки: зайчик, сорока, береза, лес, подсолнух, сахар, весной, зимой, арбуз.
Дифференциация з — ев предложениях Тренировочные упражнения
Задание 1. Вставьте в предложения пропущенные слова, подходящие по смыслу.
зуб — суп коза — коса зыбь — сыпь солить — залить сев — зев злить — слить
У Зои разболелся коренной... Бабушка сварила вкусный.... У Зины красивая, пышная.... В огород забрела.... У больного высыпала красная На болоте страшная.... Огурцы надо... рассолом. Надо... на зиму огурцы. У больного красный.... Начался весенний.... Не надо... собаку. Остатки воды можно....
Задание 2. Закончите словосочетание одним словом, содержащим звук с или з.
Образец: вязать носок.
Нести.... Занести.... Везти.... Завезти.... Вязать Завязать....
Слова для справок: сумку, газету, санки, узел, носки.
Задание 3. Составьте словосочетания, используя слова пунктов а и б.
а) Морозный, веселый, интересная, звонкая, полосатая, Кремлевские, высокий, знойная, зыбкая;
б) сказка, воздух, песня, запевала, пустыня, забор, звезды, зебра, трясина.
Задание 4. Составьте словосочетания, подбирая к словам первой строчки подходящие по смыслу слова из второй строчки. Затем придумайте с этими словосочетаниями предложения.
а) Самовар, озеро, автобус, звонок, соловей, кузнечик, змея;
б) замерзло, закипел, уползла, засвистел, затормозил, застрекотал, зазвенел.
Задание 5. С каждым словосочетанием составьте и запишите предложения.
Спелый арбуз. Загорелая спина Злая собака.
Сильный мороз. Здоровые зубы. Заботливая сестра.
Зимняя спячка. Старый зонтик. Смелый поступок.
Интересная сказка. Морозный воздух. Звездное небо.
Звонкий голос. Спелый колос. Звонкий звонок.
Задание 6. Выпишите из текстов слова с буквами з, с. Подчеркните букву з зеленым карандашом, букву с — синим.
Ждите нас.
Улыбнись, луна, засмейся. Так взлетим, что только звезды Мягкий свет, вокруг разлейся. Пронесутся мимо! Два луча пусть перед нами Вы не бойтесь — мы вернемся Лягут словно рельсы. Живы, невредимы.
Оторвемся от земли мы,
Зарядка.
По порядку Мы растем смелыми,
Стройся в ряд! На солнце
На зарядку Загорелыми. Все подряд!
Заметно стали убывать дни. Быстро наступают сумерки. Ночное небо затянуто тучами. На нем не видно ни одной звезды. Поздно приходит рассвет.
Зазвенел звонок, дети быстро заняли свои места. Снег быстро засыпал заячьи следы. Спелые арбузы привезли на рынок. Фермеры вовремя скосили спелый овес.
Золотой луг.
Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг. На лугу росли одуванчики, и луг был весь золотой. Это было очень красиво.
Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зеленый. Когда я днем шел домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрылся, спрятал свои золотые лепестки в зеленую чашечку.
Когда солнце взошло, я мог видеть, как одуванчики раскрываются и как луг становится опять золотым.
Какие интересные цветы одуванчики: они вечером ложатся спать, а утром встают.
(По М. Пришвину.)
Задание 7. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
Зазвенел..., и ученики вошли в.... Пошел дождь, люди раскрыли.... Самолет набрал... и.... После... наступает весна. На елку к детям пришел Дед.... Солнце... мало. Вот пришли..., и зима....
Задание 8. Составьте предложения из данных слов.
За, собака, забором, залаяла; зубы, у, разболелись, Сони, сильно; за, собака, гналась, зайцем; взяла, зайца, собака, след;
оборвалась, песня, внезапно, звонкая; в, стог, змея, сена, уползла; звонко, в, запел, саду, соловей; лепестки, Соня, и, собирали, Зоя, роз; на, засверкала, кустах, роса.
Задание 9. Составьте предложения по сюжетным картинкам.
Задание 10. Составьте предложения по предметным картинкам.
Дифференциация з — ев связных текстах Тренировочные упражнения
Задание 1. Вместо точек вставьте пропущенную букву з или с.
Зима.
На...тупила...има. Были...ильные моро...ы....ина в...яла...анки и пошла на горку. Она катала...ь на...анках с горки. За ней бегала...обакаТре...ор. Небоит...я...инаморо...а.
Березка.
В...аду бере...ка. Бере...ка была...ухая. Набере...кегне...-до...яблика,...яблик та...кал в гне...до ли...тики.
Гвоздика.
Погляди-ка, погляди-ка, Что за кра...ный огонек? Это дикая гво...дика Новый пра...днует денек.
...иним утром от моро...а На...аре...венят бере...ы. Все бере...ы — зеркала Из...еленого...текла.
Белка пе...енки поет Да орешки в...е гры...ет, А орешки не про...тые В...е...корлупки...олотые. (А. Пушкин.)
Задание 2. Спишите текст, заменяя картинку словом. Логопед раздает детям тексты, где вместо слов в скобках — картинки.
Зоя гуляла в (сад). В (сад) (березы). На (березы) были (осы). Зоя села у (береза). (Оса) укусила Зою. (Девочка) заплакала. Мама увела (девочка) из (сад)..
Запасы белки.
В (лес) росла (сосна). В дупле (сосна) было (гнездо) белки. Белка запасла еду на зиму. Всю зиму белка была сыта.
Земляника.
У Зины красивая (корзина). Зина пошла в (лес) за (земляника). Под (куст) она нашла спелую (земляника). (Девочка) набрала полную (корзинка) (земляника).
Задание 3. Прослушайте рассказы. Письменно ответьте на вопросы. Методические указания. На доске написаны слова обезьяна, рассказали, гримасничали, которые вызывают у детей затруднения при написании.
В зоопарке.
Лиза и Роза были в зоопарке. Там они увидели много разных зверей: зубров, полосатую зебру, забавных обезьян. Зубры стояли у забора. Обезьяны забрались на дерево и гримасничали. Лиза и Роза рассказали друзьям обо всем, что видели в зоопарке.
Вопросы.
Где были Роза и Лиза?
Кого они видели в зоопарке?
Что делали зубры?
Что делали обезьяны?
Зимой.
На дворе холодно. Снег покрыл землю. Мороз разрисовал стекла замысловатыми узорами. Воробьи прыгают по заснеженным дорожкам. Голодно им зимой.
(На доске написаны слова: замысловатые, заснеженные.)
Вопросы.
Как разрисовал стекла мороз?
Какие зимой дорожки?
По каким дорожкам прыгают воробьи?
Когда голодно птицам?
Зима.
Выпал снег. В лесу тихо. Медведи залегли в берлогу и спят. Белки сидят в дупле и грызут орехи. Зайки залезли под кусты. Злые волки бегают по лесу.
Вопрос.
Как ведут себя зимой медведи, белки, зайки и злые волки?
Задание 4. Письмо по памяти.
Методические указания. Логопед читает текст. Выясняет у учащихся, какие слова для них трудны, разбирает эти слова. Затем читает текст еще раз. Учащиеся пишут, как запомнили.
Зайка.
Папа у Захара — охотник. Он принес сыну зайку. Всю зиму зайка был у Захара. Захар кормил зайку капустой и морковкой. Весной Захар выпустил зайку на волю.
В зоопарке.
В воскресенье была экскурсия в зоопарк. В зоопарке ребята увидели много разнообразных зверей. Огромный сильный слон
хоботом захватывал еду. Полосатые тигры спокойно грелись на -солнышке. Забавные обезьяны зацепились за ветки и раскачивались на них. Полосатые зебры жевали сено. Белый мед-) ведь ходил на задних лапах.
Ребята долго вспоминали интересную экскурсию в зоопарк.
Забавной обезьяне ' Разгулялась вьюга,
Забыли дать бананы. Наклонились ели
Забыли дать бананы До земли. С испугу
Забавной обезьяне. Ставни заскрипели.
Задание 5. Диктанты.
Зрительные диктанты.
Методические указания. Логопед пишет на доске предложения. Дает время на прочтение этих предложений. Затем предложения закрывают-ся. Дети пишут текст по памяти.
Зайка.
Захар и Слава были в лесу. Вот следы зайки. Под кустом сидел зайка. Захар закричал. Зайка испугался и ускакал.
Сазан.
Саня и Сережа ловили рыбу на озере. Они закинули сети и потянули их вдоль озера. Вытянули сети. А там оказался огромный сазан. Сазана принесли домой. Мама сварила из сазана! вкусную уху. Сазан — вкусная рыба.
Слуховой диктант.
Заноза.
Соня срезала розу в саду. У розы шипы. У Сони заболела рука. | Это была заноза. Мама затащила занозу и смазала ранку йодом. |
Творческие рассказы.
1. Составьте рассказы, используя данные словосочетания.
Знойный день; река Серебрянка; раскаленный песок; звонкие голоса; загорелые спины; вернулись домой; заботливая сестра.
Морозный воздух; озеро замерзло; заиндевелые деревья и кусты; звери в лесу; зимняя спячка.
2. Составьте рассказ по опорным словам.
Рассвет, проснулись, засверкала, застрекотала, запели, стрекозы;
пора спать, сестренка, не засыпает, просит рассказать, Сережа, интересная сказка, слушает, спокойно засыпает.
Дифференциация б—п
Задание 1. Выделите начальные звуки из слов банка, полка.
Задание 2. Из данного ряда звуков назовите похожие по артикуляции: б, а, п, т. Назовите сходство и различие этих звуков. Охарактеризуйте эти звуки.
Задание 3. Выделите начальные звуки в словах. Боря — Поля, бык — пыль, баня — память.