Тренировочные упражнения. ■ ^ ^ ^Ч ^Ч Ы




Задание 1. Прослушайте слова варежки, фартук. Назовите первый звук в этих словах. Охарактеризуйте эти звуки. Чем они различаются?

Задание 2. Из данное ряда звуков назовите похожие по артикуляции звуки.

в, а, ф, у.

Задание 3. Соотнесите первый звук в данных словах, с соответствую­щей буквой.

Ваня, Фаина, вата, фантик, фасоль, валенки, флаг.

Задание 4. Образуйте слоги и звукосочетания:

а о а о я ё я ё

в Ф ^ «Г С Ф

■ ^ ^ ^Ч ^Ч Ы

у ы у ы и ю и ю

Дифференциация вф в слогах

Задание 1. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками от­личаются эти пары слогов:

ва — фа фа — ва фя — вя ве —фе фе — ве

во — фо фо — во фё — вё вю — фю фи — ви

ву — фу фу — ву фе — ве ви —- фи ве — фе

вы — фы фы — вы фю — вю вё — фё фя — вя

Задание 2. Прослушайте слоги и звуковые сочетания, запишите пер­вую букву каждого слога.

Ва, вы, фа, во, фо, фу, вы, ве, фе, фи, ви, вя, фя; вю, фю, фла, ела, флу, фло, влу, ело, флы, влы, ера, фра, фру, вру, еры, фле; еле, вля, фля, фри, фре, флю, влю.

Задание 3. Прослушайте звуковые сочетания. Запишите только со­гласные.

Афа, ава, ова, офа, ыва, уфа, ифа, ева, ефа, уфо, уво.

Задание 4. Прослушайте слоги, повторите в той же последовательности:

фавафа фававафа

вафава вафафава

фу — ву — фу ву — фу — ву — фу

ву — фу — ву фу — ву — фу — ву.

Задание 5. Прочитайте и запишите ряды слогов в той же последова­тельности:

вофофо фовофово вофофово

фивифи вуфуву —- фу фививифи

фявяфя фёвёфёвё выфыфывы

еефеве вюфювюфю февевефе.

Задание в. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в одну — с буквой в, в другую — с буквой ф:

Ва, фа, фу, ве, фе, вы, фы, фю, вю, ву, ви, фи, фё, вё; афа, ава, уфа, ува, офе, ове, еве, ифе, ова, увя, уви, уфи.

Задание 7. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку. Исполь­зуется материал предыдущего задания.

Дифференциация вф в словах Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова. Определите наличие звуков в, ф. Оха­рактеризуйте эти звуки. Скажите, чем они различаются:

Образе ц:а) В слове вата — звук в; Он согласный звонкий, б) В слове факел — звук ф. Он согласный глухой.

а) Фокус, ворота, фабрика, воротник, фартук, флаг, вратарь, вращать, флейта, время, флоксы;

б) конверты, конфеты, кофта, ковать, кровать, кофе, салфет­ка.

Задание 2. Прослушайте слова, запишите слоги с в или ф.

а) Вата, Фая, фото, фонарь, вилы, Ваня, ваза, возы, филин, ветер, факел, веер, фокус, веник, Фаня;

б)совы, ива, шкафы, ивы, шарфы, софа, софы, сова;

в) конфеты, советы, фуфайка, совенок, зафыркал, завыли,

развеял, лафеты, сарафанчик, рукавичка, шарфики, кофейный.]

Объяснить слова: фуфайка, лафеты.

Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, ка-! кими звуками отличаются эти слова. Устно составьте предложение с каж­дым словом.

Объяснить слова: фаза, фляга.

Феня — Веня, сова — софа, ваза — фаза, влага — фляга.

Задание 4. Прослушайте слова. Составьте схемы этих слов, надпиши­те букву в или ф над соответствующим слогом.

Фрукты, кровать, овраг, кузовок, воткнуть, вливать, фитиль, | фыркать, кафтан, Африка, картофель, фиолетовый, веселый, вафельный, фланелевый.

Задание 5. Рассмотрите и назовите картинки1. Разложите их в три столбика: в первый — со звуком в, во второй — со звуком ф, в третий — со] звуками в и ф.

1 На рисунках дан примерный перечень.

 

Задание 6. Выпишите слова в три колонки: в первую — с буквой в, во вторую — с буквой ф, в третью — с буквами в тиф. Подчеркните буквы в, ф, разными карандашами, выделенные слова объясните.

Соловушка, ватрушка, фуражка, лифтер, вывеска, вафель­ница, кофейник, филин, нафталин, фестиваль, весло, подво­да, завернул, суфле, ферма, фруктовый, поспевает, ворон, фи­ник, шарфик, мануфактура.

Задание 7. Закончите слова, дописав слоги с буквами в, ф.

Образец: шка-фы, бро-ви.

Бро —... клю
шка —... чер -
со —... ели
со —... шар

Задание 8. Вставьте в слова пропущенные буквы в или ф.

а)...лакон,...агон,...орота^,...торой,...люс,...орона,...оро­бей,...орма,...рукты,...орточка,...игура,...ратарь,...ильм,...лот,...ыркает,...ото,...орель,...етер,...ихрь,...ихор;

б) ци...ра, про...од, с.ерток, ке...ир, с.екла, сара...ан, ко...ер, ли...тер, ели...а, ели...очный, соло...ей, пер...ый, сал-...етка;

в)...ежли...ый,...рукто...ый,...ор...ался,...иолето...ый,...ланеле....ый, го...орли...ый,...ар...ор,...е...раль,...ести...1 аль,...отогра...ия,...а...ли,...ыдерги...ает.

Задание 9. Прослушайте слова. Повторите их по слогам. Определите, в каком слоге слышится звук в, или ф. Запишите слова по слогам, под­черкните буквы в, ф разными карандашами. (Логопед диктует слова так, как они пишутся.)

Светофор, верблюд, мануфактура, шлифует, шлифоваль­щик, кофейник, кофеварка, фамилия, алфавит, вывих, флане­левый, фруктовый, фиолетовый.

Задание 10. Измените слова так, чтобы после согласных в, ф появился гласный.

Образец: шарфшарфы, левльвы. Объяснить слова: лиф, скиф. Шкаф —... бровь —... лиф —...

рукав —... кровь —... лев —...

шарф —... ветвь —... слив —...

посев —... ров —... скиф —...

Задание 11. Допишите недостающую букву в или ф. В скобках напи­шите проверочное слово.

Ро..., шка..., ле..., шар..., посе..., кро...ь, бро...ь, моркс.ь, хле....

Задание 12. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите слова-отве­ты. Определите наличие букв в,фъ словах.

Яблоки, груши, лимоны — это.... Капуста, огурцы, свекла, морковь — это.... Второй месяц зимы —.... Последний месяц зимы —.... Сосуд, в котором варят кофе — это.... Добрая волшебница — это....

Слова для справок: фея, кофейник, фрукты, ово­щи, февраль, январь.

Задание 13. Разгадайте кроссворд. (См. методическое указание на I звуки дт, с. 240, задание 21.)

 

3 5

    -----------2
     
    п:
     
    в
     
     
     

 

По вертикали: 1. Праздник молодежи. - По горизонтали: 2. Осветительный прибор на передней ча­сти машины. 3. Напиток. 4. Фрукт. 5. Средство передвиже­ния, находящееся в доме. 6. Мужское имя. 7. Помещение для овец. 8. Фрукт, произрастающий на Кавказе. 9. Геометричес­кая форма.

Слова для справок: фестиваль, фары, кофе, слива, лифт, Иван, хлев, айва, овал.

Дифференциация вф в предложениях Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

совасофа Мы видели в лесу....

Мама купила новую.... влагафляга Весной на полях много....

У туристов не оказалось....

Задание 2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а под­ходящие по смыслу слова из пункта б. Подчеркните буквы в, ф разными карандашами.

а) Свежий, фиолетовый, фланелевая, красивый, фарфоровая, фруктовые, высокая;

б) фигура, сарафан, кефир, ваза, кофта, фарфор, конфеты.

Задание 3. Выпишите из предложения словосочетания с буквами в, ф.

Мы ехали на дачу в первом вагоне. На даче мы ели свежие фрукты. На дороге появилась высокая фигура незнакомого муж­чины. Фокусник показывал забавные фокусы. Вова не видел финиковое дерево. Свежие овощи и фрукты полезны всем. Се­годня влажный воздух. Мы пили чай с фруктовыми конфета­ми. Дует северный ветер. На елку ребята повесили разноцвет­ные флажки.

Задание 4. Придумайте и запишите предложения с данными слово­сочетаниями.

Вафельный торт; дырявый кафтан; деревянные ворота; красивый флажок; фарфоровая вазочка; родниковая вода; вкусная форель; красивый флакон; оловянная фляжка; новые туфли; фиолетовый свитер; финиковое дерево.

Задание б. Закончите предложения, используя картинки.1

В нашем доме не работает (лифт). Фая сварила компот из (сливы). Федя осветил дорогу (фонарь). Вера надела фланеле­вую (кофта). У автомобиля не было одной (фара). Гости пили чай с фруктовыми (конфеты). На всех домах развевались крас­ные (флаги). Вера решила проветрить комнату и открыла (фор­точка). У нас оборвался телефонный (провод).

1 Логопед представляет картинки со с. 252.

Задание в. Вставьте в предложения пропущенные слова. Проверьте согласные в,фв конце слова.

У дятла длинный.... Плотник построил... для овец. У Веры часто болит горло. Бабушка связала ей новый.... Утром Федя пьет чай или.... Федин папа на заводе шлифует детали, он ра­ботает.... Надо вовремя переходить дорогу, следует смотреть на

.... Ночная птица —.......плохо видят днем, зато хорошо видят

ночью. Сливы, яблоки, груши — это.... Картофель, свекла, репа — это.... Ночью нашу улицу освещает.... Около лифта дежурит

Задание 7. Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.

В классе показы...али учебный...ильм. Зимой надо откры-.ать...рамугу....аря надела шар... и...арежки. У...анюши мехо...ая шубка. В походе нужны...онари и...ляжки. У Вити но...ая...уражка.

Задание 8. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы в или ф. Подчеркните их.

Парк.

Рядом с нашим домом красивый парк. В парке бьют...онта-ны. Около...онтанов ц...етут...иалки и...ысокой стеной рас­тут тра...а. На...етках дере...ьев...есело чирикают...оробьи.

Задание 9. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите их. Подчеркните буквы в, ф разными карандашами. Многосложные сло­ва пишите по слогам.

Вопросы.

Где изготовляют конфеты?

Куда наливают воду туристы?

Чем покрыты дороги в городе?

Что открывают зимой для проветривания комнаты?

Задание 10. Составьте предложения по опорным словам.

Форточка, Вера, закрывать; Вова, подвязать, фартук; ночью, филин, видеть, хорошо; у, ворота, вратарь, стоять; Фаина, по­дарить, Вера Федоровна, фиалки; Вера Федоровна, ставить, в, фиалки, ваза, фарфоровая; овцы, жить, в, хлев; Варя, фиолето­вые, найти, васильки.

Дифференциация вф в связных текстах Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.

У Фомки в гостях Фимка. Наш Филат не бывает виноват. Фимка в гостях у Фомки. Не бывает виноват наш Филат.

Задание 2. Диктанты.

Зрительный диктант.

Проверьте с послоговым подчеркиванием и проговаривани-ем слогов.

Методические указания. Логопед пишет на доске пред­ложение. Дети читают это предложение, затем логопед его стирают. Уча­щиеся пишут предложение по памяти. Аналогично ведется работа с ос­тальными предложениями. Затем ученики проверяют свою работу.

Наш огород.

В нашем огороде растут свекла, морковь и фасоль. Сорная трава мешает расти овощам. Мы вырываем сорную траву. У нас растут хорошие овощи. Всю осень мы будем есть овощи, выра­щенные в нашем огороде.

На ферме.

Варя Филиппова работает на ферме. На ферме коровы и кра­сивые забавные телята. Варя кормит коров и телят. С фермы молоко отправляют в магазины. Летом на ферме работают школьники. Они копнят траву. Весело и дружно работают на ферме мальчики и девочки.

Слово для объяснения: копнят.

Слуховые диктанты.

Пишите по слогам, слоги проговаривайте.

В школьном буфете продавали вафли. Положи в портфель пенал, букварь и тетради. В комнате — стол, кровать, диван и софа. Картофель, морковь, фасоль — овощи. Вера нарисовала льва и жирафа. Февраль — зимний месяц. В алфавите тридцать три буквы. Вьются флаги у ворот.

Мама купила два метра фланели. Из фланели она сшила Вале кофту. Вале понравилась фланелевая кофта. Она вешала кофту в шкаф. Бабушка связала внучке фуфайку. Валя ходит в новой фуфайке на каток.

Проверочные диктанты.

Около школы красивые фонтаны. Около фонтанов цвели лев­кои и флоксы. За школой фруктовый сад. Осенью мы снимем спелые фрукты. В нашей столовой всегда есть свежие фрукты, которые мы сами выращиваем.

Птичка.

Ваня и Фая услышали стук. Это птичка стучала в окно своим клювом. Ваня открыл форточку и впустил птичку в комнату. Птичка влетела. Всю зиму дети ухаживали за птичкой. Насту­пила весна. Ваня открыл форточку и выпустил птичку на волю.

Составьте и запишите рассказы по опорным словам.

Федя — футболист.

Федя, футбол, воля, футболист, волейбол, забивает, свитер, ворота, надевает.

Вера, физкультура, вывихнула, волейбол, левый плечевой сустав, врач, навещали, Федя, Варя, финики, фрукты, вафли, поправилась.

Дифференциация г—к

Конспект занятия

Тема. Различение звуков и букв г — к. Цель. Научить учащихся различать звуки г — ки буквы г — к в слогах.

Оборудование. Плакаты, схемы, буквы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед спрашивает: «Как подают голос гуси? (Га-га-га.) Акак куры созывают цыплят? {Ко-ко-ко.)*

Учащиеся делятся на две группы: «гуси» и «куры». Лого­пед дает сигнал: «Гуси». Учащиеся-«гуси» подают голос и са­дятся во второй ряд. По сигналу: «Куры» — учащиеся-«куры» подают голос и садятся в первый ряд.

П. Знакомство с темой.

Логопед выясняет у учащихся, догадались ли они, с какими звуками будут сегодня работать, чем различаются эти звуки.

III. Выделение звуков г, к из слов.

Логопед читает стихотворение С. Погореловского «Как Миш­ка деда рассердил»»

Пишет Мишка-Михаил: «Дед Герасим гол забил». Все читают, восклицают

— Ай да старый, гол забил! Дать во все газеты Дедовы портреты!

— Нет, — сказал сердито дед, —

Мишкин дайте в них портрет! Писал диктовку в школе, А думал о футболе. Оттого-то кол Превратился в гол, И за этот гол — Получил он кол.

Вопросы.

В чем заключалась ошибка Мишки?

Какие два значения имеет слово кол?

«Назовите первые звуки в словах кол, гол, — дает задание логопед. — Что общего в этих звуках? (Звуки г, ксогласные.) Чем различаются эти звуки? (Звук гзвонкий, звук кглу­хой.)*

IV. Выделение звуков г, кия слогов.

Логопед предлагает учащимся слитно прочитать слоги и зву­ковые сочетания, выделить голосом согласные г, к. а а а а а а

и и и и и / и

Задание 1. Прослушайте слоги, запишите начальную букву каждого слога.Логопед диктует слоги, учащиеся записывают буквы в тетради.

Ка, гу, гы, ки, ги, ко, го, кё, ге, кя; кра, кро, гра, кры, гру, гры, гро, гре, кри, крё, грё.

Задание 2. Прослушайте звуковые сочетания, запишите только со­гласные (работа выполняется аналогично предыдущей):

Око, ого, ука, уки, оги, ака, ага, уго, уко, оки, оги.

Задание 3. Прослушайте ряды слогов, повторите их в той же последо­вательности.

Гакага гокого когоко
кагака ку — гу — ку гу —ку — гу.

Задание 4. Запишите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую — с буквой г, во вторую — с буквой к:

Гы, кы, ка, га, гу, ку, ке, ге, ака, ока, ога, ука, ига, его, ого, ёки, еги.

Скажите, сколько слогов со звонкой согласной и сколько с глухой. Сколько звукосочетаний со звонкой и сколько с глухой согласной?

V. Итог занятия.

Логопед спрашивает, какие звуки дети учились сегодня различать в слогах.

Дифференциация г — к в словах

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова, назовите слоги со звуком г или к.

а) Голос, город, кот, кошка, кубик, кости, голубь, губы, гуси, кукла, груша, гитара, гетры, кеды, книга;

б) икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, луга, речка.

Задание 2. Запишите слоги с буквами гик:

а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино, гулять;

б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, кли­нок, клеит, кричит;

в) рукава, ягоды, берегите, помогает, покупает, прыгает, лагери;

г) радуга, нога, ноги, сапоги, иголка, салфетка, руки, вет­ки, клетка.

Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звука­ми отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом:

Горка — корка; грот — крот;

гости — костщ икра — игла;

кол — гол; Галина — калина;

калька — галька; голос — колос.

Задание 4. Рассмотрите картинки. Определите наличие звуков г, к в названиях этих картинок. Разложите картинки в три колонки по нали­чию звуков г или к, г и к.

Приблизительный перечень картинок (подбирает логопед): куст, груша, сапоги, радуга, крыша, грел­ка, гармошка, кубики, прыгалки, матрешка, подушка, гамак.

Задание 5. Прослушайте слова. Начертите их схемы. Надпишите бук­ву г или к над соответствующим слогом. Напишите под схемой соответ­ствующее ей слово.

Куры, гиря, укол, икра, дорога, магазин, карман, скалка, погода, крышка, колокольчик, гигант, город, грозный, глыба, бригада, каблуки,голуби, сапоги.

Задание в. Работа с картинками. (Проводится аналогично предыду­щему заданию, можно использовать картинки из задания 4.)

Задание 7. Измените слова так, чтобы в них появились буквы к или г. Подчеркните буквы гик разными карандашами.

Городгородок, игла —..., газета —..., гриб —..., графин —..., голова —..., голубь —..., губы —..., голос —..., гора —..., гармонь —.....

Задание 8. Закончите слова, добавив слог га или ка.

Ру- нит... ...зета кочер... ма...зин
но... бит... ...ражи соба... ру...ва
ро... сем... ...рета баран... ро...тый
лу... вет... ...питан лопат... ма...роны
ре... нор... ...чели бере... бо...тый.

Задание 9. Закончите слова, добавив слог ги или ки.

Но... кеп... сабель... теле...

ве... гор... сапо... уро...

ру... вра... палат... каблу... -

ре... день... заплат... загад....

Задание 10. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.

У...ОЛ, ва...он, у...сус, по...ода, у...оль, лав...а,...амень,...усто,...усты,...рафин, я...ода,...аль...а,...ал...а, с...аз...а, я...од...а,...олуб...а, за...ад...а,...ро...одил.

Задание 11. Измените слова так, чтобы после согласного г или к по­явился гласный.

Утюг —... молоток —... когти —...

листок —... берег —... ногти —...

овраг —... полог —... локти —...

галстук —... сапог —... легкий —...

стог —... клубок —... мягкий —

Задание 12. Допишите недостающую в словах букву г или к. В скоб­ках напишите проверочное слово.

Сне..., кула..., творо..., пау..., ро..., столби..., замо..., дурш-ла..., пиджа..., дру..., каблу..., шлан..., гон..., гама..., зна..., остро..., рыно..., плу..., клубо..., лу..., четвер....

Разобрать слова по смыслу: дуршлаг,острог.

Задание 13. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите ответы. Подчеркните гик разными карандашами.

Вопросы.

Что на спине у верблюда? (Характерный признак верблюда.) Как называется вид качелей, сплетенных из веревок (в виде сети)?

Что остается на столе после разрезанного хлеба?

Какой игрушкой любят играть самые маленькие дети?

Что грохочет во время грозы?

Как называется зеленый массив в городе?

Где устанавливают общую телевизионную антенну?

Чем измеряют температуру?

Слова для справок: горб,гамак,крошки,погремуш­ка, гром, парк, на крыше, градусником.

Задание 14. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них буквы г, к разными карандашами.

Без головы, а в шляпе. Что за зверь зимой холодной

Одна нога, и та без сапога. Ходит по лесу голодный?

Всегда шагает мы вдвоем, Пять мальчиков,

Похожие, как братья. Пять чуланчиков;

Мы за обедом — под столом, Разошлись мальчики

А ночью — под кроватью. В темные чуланчики,

Каждый мальчик

Красные лапки В свой чуланчик. Щиплют за пятки, Беги без оглядки.

Черный, проворный, Маленький, удаленький,

Кричит: «Крак!» Сквозь землю прошел,

Червякам враг. Красную шапочку нашел.

Он качалка и кровать. Голубочка бела

Хорошо на нем лежать. В дом прилетела.

Он в саду или в лесу Что, где видала,

Покачает на весу. Про все рассказала.

Отгадки: гвоздь, волк, сапоги, перчатки, гуси, гриб, грач, гамак, газета.

Задание 15. Разгадайте кроссворд.

(См. методические указания на с. 240.)

     
     
     
    л
     
     
     
    •8
     

По вертикали: 1. Книги, по которым учатся дети.

По горизонтали: 2. То, что остается после сгорания дров.

3. Весенняя птица.

4. Мужское имя.

5. Ракообразный обитатель моря.

6. То, что вдевают в иголку.

7. Вид обуви.

8. Аккуратно смотанные нитки.

9. Вид сельскохозяйственного инвентаря.

Слова для справок: По вертикали: 1. Учебники. По горизонтали: 2. Угольки, 3. Грач, 4. Егор, 5. Краб, 6. Нит­ка, 7. Сапоги, 8. Клубок, 9. Грабли.

Задание 16. Диктанты.

Предупредительный диктант.

Методические указания. Логопед рисует на доске схемы слов, над соответствующим словом — надписывает букву г или к. После того как ученики напишут диктант, они проверяют его, пользуясь схемами, дан­ными на доске.

Главный, грузди, скалка, угрюмый, грелка, гири, головка, география, крик, биография, грядка, телега, глубокий, кулак, глазки, гамак, гости, грачи, кепка, колонка, кости, каранда­шик, гадюка, галстуки.

Послоговой диктант (с проговариванием слогов).

Гвоздик, колокольчик, головка, голубка, маргаритки, клуб­ника, горизонт, каблуки, сумерки, громкий, грунт, галка, крышка, кувшин, каблук, груша, бригада, кружечка, белка, лук, горе, горький.

Проверочный диктант.

Буквы, клен, грабли, капля, редиска, гулять, прогулка, выставка, копилка, гладкий, сугробы, каток, грозди, капуста, игра, икра, калька, глубокий, галька, сапог, пирог, мак, га­мак, рогатый, рог.

Дифференциация г к в предложениях Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова. ■

гостикости Собака грызет....

В четверг к нам придут.... горкакорка Гриша любит хлебную....

В понедельник весь класс ходил на.... голкол Галкин Коля забил в ворота....

Строители вбили первый.... галькакалька На море много....

У копировщицы много.... Галинакалина В саду цветет....

Катину подругу зовут.... икраигра Во дворе шла интересная....

Очень полезна черная....

Зерно 2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а под­ходящие по смыслу слова из пункта б.

а) Горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голу­бая, горячее, красная, красивый, глубокий;

б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гу­сята, гуашь, колодец.

Задание 3. Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к карандашами разного цвета.

Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит го­лубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мяг­кой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выс­тупала в голубых майках. Коля забил гол. Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

Задание 4. Придумайте и запишите предложения с данными слово­сочетаниями. Подчеркните буквы г, к:

Грозди калины; кормила голубей; грелся на солнышке; кисти винограда; грызла кость; катился с горки;

мешок картошки; копал грядки; скакал по дороге;

горсть крупы; кивнул головой; качался в гамаке;

высоко прыгнул; раскрасил гуашью; играл на скрипке; скакал галопом; загадал загадку; скрылся

за горизонтом; громко говорили; купил гармошку; прыгнул через

канаву.

Задание б. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к в этих словах.

Сегодня на уроке мы отгадывали.... Подул сильный ветер,... гром. В лесу кукует.... На доме развевался красный.... Галя сматывает нитки в.... Замяукал маленький, серенький.... Машина ехала по асфальтовой.... Галя раскрашивает кар­тинку цветными.... В лесу ребята собрали белые... и спелые.... Дождь перестал, и... солнышко. Гриша... на санках с....

Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните соглас­ные г, к.

Летнее утро.

Небо...олубое. Бри...ада работала на лу...у. Люди возили ду­шистое сено и с...ладывали его в сто...а. Большое стадо требует мно...о...орма. От...орма зависит...оличество и...ачество мо-ло...а. Моло...о отправляют в...ород. Из...орода... сельс.ие жители и получают дру...ие проду...ты.

Кабачок.

...абачо... -толстячо... Ле... на гряд...у —

И молчо....

Он лежит на...ряд...е

С мая,

...оловы не поднимая.

Маленькое и большое.

Малень...ая Маня Я подумал,...лядя

Малень...ой лопат...ой На ее работу:

Бережно вс...опала «Вырастет, наверное,

Малень...ую...ряд...у. Малень...оечто-то».

Малень...ое семя Но ошибся...реп...о

В...ряд...у посадила, Я в своей до...ад...е:

Малень...им забором Вели...ан арбузище

Е...оо...ородила. Вырос тут на...ряд...е

На школьном участке.

Наступила весна. Солнце сильно...реет. Шумно бе...ут ру­чей...и. На...олыхвет...ах появились поч...и. Бри...ада ш...оль-ни...ов на о...ороде. Они...опают...ряды и...отовят...лумбы для цветов. Первоклассники помогают старшим ребятам.

Задание 7. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите их. Подчеркните в них буквы г, к.

Вопросы:

Какие птицы прилетают весной?

Где растут овощи?

Какой большой город находится на реке Неве?

Куда выезжают ребята летом?

Кто воркует, а кто гогочет?

Чем сгребают сено?

Какая птица кукует в лесу?

Где растут ромашки, кашка и колокольчики?

Задание 8. Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыс­лу.

Грызть, под, кость, собака, крыльцом; грелась, на, гадюка, солнышко; колхозники, в, складывать, сено, стог; покрыто, кругом, снегом, всё; под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, деревьев; класс, наш, ходил, выставка, картины, на, графики,

и; скворцы, из, теплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвраща­ются; дорога, усыпана, вся, галькой; отправились, на, гурьбой, прогулка, ребята.

Дифференциация г — к в связных текстах

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.

Говорила им горилла, приговаривала, Говорила, говорила, приговаривала.

Голубка клюет крупку. Не гони коня кнутом,

А гони коня овсом.

Как на горке, на пригорке Весь чердак уже

Сидят тридцать три Егорки. в огне,

Бьются голуби Задание 2. Диктанты. в окне.

Зрительные диктанты. Выделенные слова напишите по слогам.

Береги книги.

Береги свои учебники. Не загибай уголки страниц. Пользуй­ся закладкой. Не делай пометок ручкой. Тогда твои книги бу­дут в порядке.

Прогулка.

Мальчики пошли гулять в лес. Там они искали грибы и яго­ды. Коля нашел много грибов. У него были подберезовики, груз­ди, чернушки. Гриша набрал много ягод. Домой прибежали дети довольные. У Коли полная корзинка грибов. У Гриши целая банка ягод.

Слуховые диктанты. Пишите по слогам с приговариванием.

Галка и голуби.

На крыше воркуют голуби. Гриша кормил голубей. Около голубей прыгала галка. Галка была голодная. Она громко кри­чала. Она всегда кормилась около голубей. Гриша бросил галке горсть крупы. Галка поклевала и улетела. Голуби не тронули галку.

Гроза прошла.

К вечеру пришла гроза. Она долго ворчала в лесах. Молния ударила в далекие стога. Внезапно дождь перестал. Гром за­тих. Мы разожгли костер и согрелись. В овраге кричали ноч­ные птицы. Наконец все успокоилось, и мы крепко уснули.

Три горошины.

В одном стручке сидели горошины. Им было хорошо. Вдруг удар. Стручок открылся, и горошины покатились на ладонь мальчика. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Две горошины полетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канавку. Там пустила росток. А позднее росток стал кустиком.

Гриша и гуси.

Мама отпустила Гришу погулять. На лугу были гуси: гусь, гусыня и два гусенка. Гриша хотел погладить маленьких гу­сят. Гусыня забеспокоилась, загоготала. А гусь выгнул шею и больно клюнул Гришу в ногу. Гриша испугался, но не запла­кал. Больше он никогда гусей не трогал.

Письмо по памяти. Прослушайте рассказ. Запишите, как запомнили.

Мышка испугалась.

Пошла мышка на рынок. Купила мышка сыр и положила в сумку. Когда она возвращалась в свой домик, зажглась пер­вая звездочка. Мышка бежала через лес. В темноте она заблу­дилась. Вдруг мышка видит, между елками светятся два глаза. «Наверное, это кошка», — испугалась мышка и юркнула под пенек. А когда взошло солнышко, мышка поняла, что испуга­лась окон своего домика.

Дифференциациям— ш



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: