Тренировочные упражнения. Задание 2. Прослушайте слоги




Задание 1. Прочитайте слоги и словосочетания парами. Скажите, ка­кими звуками отличаются эти пары.

за — жа жаза азаажа ожаоза
зожо жозо озоожо ажоазо
зу — жу жу — зу узуужу ажуазу
зижи жизи изиижи ижоизо
3? ~~~~ Жа же — зе езееже ожеозе.

Задание 2. Прослушайте слоги. Напишите первую букву каждого слога.

За, жа, жу, зу, жи, зы, зе, же, зо, зё; жла, зла, жло, зло, зли, жли, зла, шла, зме, жму, жмы, зна.

Задание 3. Прослушайте звукосочетания. Запишите только соглас-

Ажа, аза, ужу, узу, узы, ужи, ыжи, езы, язы, ежи, ежу, езу.

Задание 4. Прослушайте, повторите и запишите ряды слогов в той же последовательности.

зажаза жазажа зажазажа зожозо жозожо жозожозо зужузу жузужу зужужузу.

Задание б. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой з, во вторую — с буквой ж:

а) Жи, зи, за, жа, жу, же, зе, зу, зё, зы, зю;

б) жда, зла, жду, злу, зна, жна, жно, жне, зне, зно, зре;

в) ажа, аза, озу, ожи, аже, изю, изи, ези, оже, ужу, ожу.

Задание в. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку логопеда. (Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация з — ж в словах

Задание 1.1. Прослушайте слова. Назовите и запишите буквы з, ж:

а) в начале слова:

зал, жаба, жук, зубы, жалко, забор, зев, жара, жир, зебра, зуб, звон, звук, злой, ждать, жнейка, здание, здешний:

б) в середине слова:

Можно, озимые, нужно, озноб, езда, измена, ожидание, межа, поджарить, узы, узелок, ужи, кружечка, узнать, уздечка.

Задание 2. Выделите слоги с з, ж из слов:

а) из начала слова:

Закон, жакет, изба, журавль, животное, зима, живот, зем­ля, дружба, возили, вязанка, кузнец;

б) из середины слова:

Ёжики, лужайка, ужинать, узнали, вазелин, бумажный, од­нажды, указательный, ухаживал, узенький, музыки, мерзло­та.

Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, ка­кими звуками отличаются эти пары. С каждым словом устно составьте предложение.

коза — кожа лоза — ложа

узы — ужи зевать — жевать.

Задание 4. Закончите слово, добавив пропущенный слог:

а) за или жа:

Ли..., ко..., ло..., сту..., ко..., ро..., са..., гро..., еле..., гла..., лу...;

б) зы или жи:

во..., но..., ро..., та..., эта..., ко..., лы..., еле..., вож..., стри..., арбу..., чи..., стреко...;

в) зу или жу:

ве..., во..., ле..., хо..., бу..., вя..., гры..., сту..., вле..., бро...

Задание 5. Вставьте в слова пропущенные слоги за или жа.

Пи...ма вя...ли...ноза

ма...ли по...ли...лейка

во...тый ска*., ли...студил

ле...ли са...ли...лила.

Объяснить смысл слова жалейка.

Задание 6. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков з, ж. Составьте схемы этих слов, надпишите буквы з, ж над соответствую­щим слогом, под схемой запишите соответствующее ей слово.

Звезда, зажигалка, задержал, заржали, заржавел, жажда, злак, железо, железный, зажал, жужжит, зазвенел, замок, жестянка, кружева, раздражает, книжный, гвоздика, кружит, резвый, залежи, заряжает, зажимает, лужайка, базар, завиз­жала, визжит.дребезжит.

Задание 7. [

Словарные диктанты

а) с опорой на схему и выделенные буквызгяе;—

б) с делением на слоги и проговариванием. (Используется лексический материал предыдущих заданийГК

Дифференциация з — ж в предложениях Тренировочные упражнения Задание 1. Составьте словосочетания со словами пунктов а и б;

а) Влажная, железный, свежий, пассажирский, зеленая, железная, зимняя, полезное, железное, заряженное;

б) ружье, кольцо, животное, дорога, стужа, поезд, лужайка, замок, воздух, земля.

Задание 2. Закончите словосочетание, отвечая на вопросы. (Использу­ется лексический материал предыдущего занятия.)

Стужа (какая?)..., поезд (какой?)..., ружье (какое?)..., лу­жайка (какая?)..., замок (какой?)..., кольцо (какое?)..., зем­ля (какая?)..., воздух (какой?)..., животное (какое?)....

Задание 3. Запишите предложения. Вставьте недостающее слово, от­ветив на вопрос.

После дождя (какой?) воздух. Корова — (какое?) животное. После дождя земля (какая?). Дети гуляли на (какой?) лужай­ке. На калитке висел (какой?) замок.

Задача 4. Закончите предложения по картинкам. Запишите их. Под­черкните букву з зеленым карандашом, ж — желтым. (Картинки подби­рает логопед.)

Зоя нашла зеленого (жук). У Лизы новые (лыжи). Во мху живут (ужи). В зоопарке живет полосатая (зебра). Женя и Зина ждут (поезд). В дождь надо брать (зонт).

Задание 5. Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.

...убры...ивут в...аповедниках....уки бывают ра...ные:...ук-олень,...ук-носорог. Е...ик...ивет в норе, а у зайца нет...илья. Е... и...аяц — дикие...ивотные.

Жильцы.

У дома...дет гру...овик. На гру...овике приве...ли вещи. В новый дом...аселяются...ильцы. Новые...ильцы будут...ить на пятом эта...е. Скоро...ильцы...аселятвсеэта...и. Но­вые дома удобны для...илья.

■ЗАЛ

Медвежата.

Не...нали медве...ата, — Е...ики —...ано...ы.

Что колются е...ата, Испугались е...ики:

И давай с е...атами Несут щипцы и но...ики.

Играть, как с медве...атами. И давай по штучке

Вдруг медве...ата в еле...ы: Вынимать колючки.

Задание 6. Прослушайте рассказ. Нарисуйте к нему картинку. Напи­шите изложение по плану.

Весна.

Наступила долгожданная весна. Засверкало солнце. Зажур­чали ручейки. Ожила трава. На деревьях зазеленели первые ли­сточки. Птицы радостно готовят себе гнезда. Все рады весне.

.План.

1. Приход весны. 4. Трава.

2. Солнце. 5. Листочки.

3. Ручейки. 6. Птицы.

Методические указания. Логопед составляет план вместе с учащи­мися и записывает его на доске. Учащиеся рисуют картинку и после этого пишут изложение.

Задание 7. Прочитайте рассказ. Правильно ли он составлен? Поду­майте, как составить рассказ правильно. Составьте и запишите его. (Текст деформированного рассказа записывается на доске.)

Жучка.

Ежик испугался и убежал. У нас есть собака Жучка. Раз во двор забежал ежик. Жучка сторожит двор. Жучка залаяла на

бЭхСо.*

Гнездышко.

Утром пришли дети, а гнездышко было пустое. Дети на­шли гнездышко и сняли его на землю. Птичка свила гнез­дышко на кусте. В гнездышке было три птенчика. Жалко было детям птенчиков.

Зайка.

Один раз зайка убежал в заросли малины. У Жоры папа охот­ник. Зайка жил у Жоры всю зиму. Он принес Жоре зайца. Жора поймал зайку и отнес в живой уголок.

Задание 8. Диктанты.

Зрительный диктант.

Зима.

Зимой снежок лежит на земле белым ковром. Ярко блестят снежинки. Зина и Женя взяли коньки. Они побежали на озеро. На озере их ждали подруги. Они дружно катались на коньках.

Слуховые диктанты (писать с послоговым проговариванием).

Сторож.

В лесу жил сторож Захар. Его домик был около озера. Зимой Захар ходил с ружьем на охоту. Он выслеживал зверей. Летом он сторожил поля. Захар хорошо знал лес.

Ушан.

Однажды осенью я шел с охотьг: Дорога была завалена жел­тыми листьями. Они лежали пушистым слоем. Вдруг вижу что-то темное. Это оказался зайка с длинными ушами. Взял я его на руки. Зайка съежился и задрожал, а бежать не собирался. Я взял его домой и прозвал Ушан. Прижился у нас зайчонок.

Дифференциация с—ц



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: