Задание 1. Диктанты.
Зрительный диктант.
В лесу мы наткнулись на колючий шиповник. Издали мы услышали шум горной речки. На опушке стояла маленькая избушечка. В нашем магазине утром продают горячие плюшки, ватрушки и калачи. Гречневая каша очень полезна. Миша любит сливочный шоколад. В этом году уродились сочные груши. Из норки выскочил крошечный мышонок.
Слуховой диктант.
Летом.
Миша и Наташа летом жили на даче. Речка была далеко. Надо было идти через пшеничное поле. Дети часто ходили на речку пешком. Речка была широкая. Вода в речке чистая. Миша и Наташа построили на берегу речки шалаш. В шалаше они хранили удочки. Миша ловил удочкой ершей, а Наташа читала книгу.
Задание 2. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы полными предложениями. Выполните задание.
Ревушка.
Стоит Машенька на крылечке и плачет. Подходит к ней петушок и спрашивает: «Ты чего, Машенька, плачешь? Давай лучше жучков искать». — «Не хочу жучков искать, хочу плакать». Подходит к Машеньке котеночек: «Что ты, Машенька, плачешь? Давай лучше мышек ловить». — «Не хочу мышек ловить, хочу плакать». Подходит к Машеньке теленочек и говорит: «Давай, Машенька, реветь со мной». «Давай», — сказала Машенька. И заревела. Но тут подошла к ней корова Ревушка, посмотрела сердито на Машеньку и сказала: «Ты что это, Машенька, меня передразниваешь?» Испугалась Машенька и перестала плакать.
(И. Мазнин.)
Вопросы и задание.
Что сказал Машеньке петушок?
Что сказал Машеньке котеночек?
Что сказал Машеньке теленочек?
Что сказала Машеньке корова Ревушка?
Кого называют ревушкой?
Запишите по порядку всех, кто подходил к Машеньке.
Дифференциация ч—щ Тренировочные упражнения
|
Задание 1. Назовите первый звук в словах чашка, щепка. Охарактеризуйте звуки ч, щ. Скажите, чем похожи эти звуки, в чем их различие.
Задание 2. Из данного ряда звуков выберите схожие по артикуляции звуки
А, ч, и, п, щ, в.
Задание 3. Прочитайте слитно слоги и звукосочетания:
Е и
А о о а
А у
Ей и е
Е и
е и<
щ
Дифференциация ч — щв слогах
Тренировочные упражнения
Задание 1. | ||||||||
ча — ща | ща | — ча | ач - | - ащ | ащ - | - ач | а4а - | - аща |
чо — що | що | — чо | оч - | - ощ | ощ - | - оч | ощо - | - 040 |
чу — щу | щу | — чу | уч- | -ущ | ущ- | -уч | УЩ- | -ущу |
чи — щи | щи | — чи | ич - | - ищ | ищ - | - ич | ищи- | — ичи |
че — ще | ще | — че | еч - | - ещ | ещ - | - еч | е4е — | - еще. |
Задание 2. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога.
Ча, ща. щу, чу, чи, щи, чё, ще.
Задание 3. Прослушайте слоги. Запишите последнюю букву каждого слога.
Ач, ащ, оч, уч, ущ, ещ, еч, ощ.
Задание 4. Прослушайте звукосочетания. Запишите только согласные:
Аща, ача, ущу, учу, еще, ечо, ечи, ищи, очо, уче, уще.
Задание 5. Прослушайте, запомните, повторите и запишите ряды слогов в той же последовательности. Вспомните, как пишутся ча, ща.
ча — ща — ча що — 40 — що
У —Щу — 4у
ча — ща — ча
40 — ЩО — 40 -
4а — ща — 4а ще — че — че -
че — | ще — че | ач — | - ащ - | - 04 | |
ще - | - че — ще | оч — | ощ - | - 04 | |
ча — | щи — ча | уч- | ■ущ- | -уч | |
ща | 4у — щу- | -чу- | - щу | ||
що | ча — щи - | - щи | — чи | ||
ща | |||||
ще. |
Задание 6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с букввй ч, во вторую — с буквой щ. (Используется материал предыдущих заданий.)
|
Задание 7. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку логопеда. (Используется материал предыдущих заданий.)
Дифференциация ч — щ в словах Тренировочные упражнения
^здание 1. Прослушайте слова, найдите звуки ч, щ, запишите соот-
^вующие буквы: вет'л
л в начале слова.
тДетка, четко, челнок, щи, щавель, чистота, щепка, чистый,
ррг, щелка, щеки, чтение;
§) в конце слова.
^Срящ, меч, борщ, мяч, плач, вскачь, хвощ, сыч, клещ;
л) в середине слова.
^вечка, трещина, морщины, качели, веревочка, вещевой, ^нка, тащить, защитник, начало, качка, стачка, пещера.
^здание 2. Найдите и запишите слоги с буквами ч, ш.
о) в начале слова:
^ета, щенок, человек, щипать, щиты, чижик, чудо, щеки,
>ол, щенки, чихнуть;
(/) в середине слова.
^ащита, початок, пощада, кричали, вещание, морщины, пе-
ж, защищали, ищейка, починка, начинка, перчатки, мор-
л в конце слова.
0ещи, ключи, встречи, плющи, ищу, кричу, стучу, тащу,
л#ечик, стрекочет, пищит.
^здание 3. Закончите слова, дописав слоги.
л ча или ща:
]ро..., пи..., све..., ветре..., ча..., зада..., ку...;
0) чу или щу:
г^а..., то..., пи..., кри..., уго..., ветре..., наве..., та..., из^...,кру...,зачи....
задание 4. Вставьте в слова пропущенные буквы ч или щ. {|и...а, све...а, ту...а, мо...ный, пло...адь, зада...а, по...ада, лЧ,...естный,...еткий,...а...а,...у...ка,...ено...ек, ве...и...-ру...и...а, то...иль...ик, вол...и...е, уро...и...е, я...и...ек,
КЗ? и
^о.-.ка, кри...а...ии. Объяснить слово: урочище.
Задание 5. Прослушайте ряды слов, запомните, запишите в той же последовательности.
пишу — кричу — гощу " ящик — мячик — вещи
|
молчу — тащу — верчу пища — куча — пуща
Задание 6. Ответьте на вопросы одним словом, запишите ответ. Вопросы.
Где жили первобытные люди? Какой прибор показывает время? Чем чистят одежду? Чем покрыта кожа свиньи?
Как по-другому называются огурцы, капуста, свекла, лук? Как по-другому называют диких животных? Слова для справок: пещера, часы, щетка, щетина, овощи, хищники.
Задание 7.
Словарные диктанты:
а) с опорой на схему слова и выделенные буквы ч, щ;
б) с делением на слоги;
в) без опоры на схему слова и выделенные буквы.
Щель, чисто, щит, плащ, щепки, печка, мяч, речка, щетка, чай, мочалка, пища, щенок, дача, чаща, встреча, круча, чище, дощечка, товарищ, чугун, щебечут, кричащий, мальчики, щеночек, точильщик, щепочка, щепотка, чешуйка, речной, летающий, щучка, ящичек, палящие, удочка, болельщик, хищник, чемоданчик, строчка, ищейка, поищи, лещи, платочки.