Тренировочные упражнения. Наши друзья.




Задание 1. Прочитайте слоги и звукосочетания парами. Определите, какими звуками отличаются эти пары.

саца соцо су — цу сыцы

цаса цосо

ЧУ — су цысы

асааца осооцо

усу — уцу исыицы

осеоце

есоецо

усе — уце

исеице.

Задание 2. Запишите первые буквы каждого слога: Са, ца, цу, сы, су, це, се, си, цы, ся, цо, со.

Задание 3. Прослушайте звуковые сочетания, запишите только со­гласные.

Ацу, исе, иса, уцу, ицу, есу, ису, ецу, оцы, осы, оси.

Задание 4. Прослушайте и запишите ряды слогов в той же последова­тельности.

са — ца — са су — цу — су са — ца — са -

ца

со — цо — со цу

цо — со — цо — со су ца — са — ца со -

- су —цу ■ цу — цу — су со — цо

Задание 5. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой с, во вторую — с буквой у. (Использовать материал предыдущих заданий.)

Задание 6. Запишите слоги и звуковые сочетания под диктовку лого­педа. (Используйте материал предыдущих заданий.)

Дифференциация сц в словах Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова. Запишите первые буквы этих слов.

Сад, цапля, сок, сук, сабля, цепи, сало, сани, целый, цып­ки, сыпать, цифра, цирк, сила, циркуль, сухо.

Задание 2. Прослушайте слова. Запишите слоги с буквой с или ц.

Яйцо, коса, овца, весы, овцы, несу, носы, лицо, концы, коль­цо, водица, роса, пуговица, красавица.

Задание 3. Закончите слово, вставив слоги:

а) са или ца:

Ли..., ов..., пти..., колба..., лиси..., кури..., голо..., пуго-ви..., мельни..., поло..., ле..., ули...;

б) со или цо:

Ли..., коле..., яй..., про..., коль...;

в) Сы или цы:

ве..., паль..., огур..., но..., ножни..., бу...,*пугови..., гло-бу..., бой..., молод..., какту..., мельни..., колод....

Задание 4. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, ка­кими звуками отличаются эти пары слов. Устно с каждым словом со­ставьте предложение.

Цвет — свет, цел — сел, светик — цветик, селиться — це­литься.

Задание 5. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков с и ц. Составьте схемы слов. Надпишите буквы с, ц над соответствующим слогом, под схемой напишите, нужное слово.

Спица, лисица, синица, гусеница, столица, страница, стан­ция, пословица, мастерица, сахарница, месяц, песец, ситец, отец, скворец, птица, демонстрация.

Задание 6. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы с или ц.

Ку...ок,...апля, по...адка,...епь, реди...ка,...веток, ку­ри...а, фоку..., мельни...а,...такан, огуре...,...тук, ле...,

яй...о, голо..., куни...а,...ундук,...веты, капу...та,...игейка, крыль...о, ака...ия, опера...ия,...тан...ия, ме...я...,...вине..., летопи...е..., ли...твенни...а, демон...тра...ия, занимает...я, кусает..:я, спускает...я, целит...я.

Задание 7. Составьте слова из слогов. Запишите слова. Разделите их на слоги. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ц — черным.

Ни, ца, гу, се; ни, са, хар, ца; ни, ку, ца; три, сес, ца; мо, пись, сец, но; но, бро, не, сец; ци, нас, тур, я; си, ца, ли; тер, цис, на; цы, со, ком, моль; сти, кон, ту, ция.

Задание 8. Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Подчеркните бук­вы с, ц разными карандашами.

На шесте — дворец. Пять братцев,

Во дворце — певец. Всем одно имя.

А зовут его...., Годами равные,

Ростом разные.

На пальце одном Доброе, хорошее

Ведерко вверх дном. На людей глядит,

Рогатый, а не бодается. А людям на себя

Глядеть не велит.

Отгадки: скворец, пальцы, наперсток, солнце.

Задание 9.

Словарные диктанты

а) с опорой на схему и выделенные буквы;

б) с делением на слоги. (Используются ранее отработанные слова.)

Дифференциация с — ц в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните буквы с, ц разными ка­рандашами:

а) акация, солнце б) расцвели, цветет, цветы, светит, водица, клюется,курица льется,дворец, кусается, куница, строится, боец, открывает­ся, пуговица, целится, огурец, созревает.

Задание 2. Спишите словосочетания, проговаривая слоги. Подчерк­ните буквы с, ц.

курица с цыплятами, у крыльца акация,

клумба с цветами, солнце за лесом,

пестрая курица, свежая водица,

старая медведица, сладкий леденец,

собака на цепи, знакомая улица,

старая мельница, свежее лицо.

Задание 3. Составьте и запишите предложения со словосочетаниями, представленными в предыдущем задании.

Задание 4. Закончите предложения, вставив пропущенные слова. За­пишите предложения.

Зиме конец, летит.... Курица зовет.... Сахар хранится в.... Лист в книге называется.... Москва —... нашего государства. Детеныш птицы называется.... Опасный вредитель для садов и огородов —__Поезд подходит к__В году двенадцать.... Сегод­ня целый день светит....

Задание 5. Спишите текст и пословицы, проговаривая слоги. Подчер­кните буквы с, ц.

На кусты напали гусеницы. Синица съела гусеницу. Лиси­ца гонится за зайцем. У брата есть сестрица. Красавица девица сиДит в темнице, а коса на улице* Перелетные птицы ^§§ вест­ники весны. На улице цветет акация.

Весна красна цветами, а осень — снопами.

Над сосной летит синица, под сосной сидит лисица.

Орел — царь-птица, а сокола боится.

Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Сад.

Это...ад. В...аду много...ветов. Е...ть и а...тры, и на...ту-р...ии, и цикламены....вета...елый день в...аду. Она...ама поливает...веты. Кра...ивый у...веты ...ад.Лиса и заяц.

Лиса и заяц

Увидела ли...и...а зай...а. Подкрала...ь к нему. Зая... заме­тил ли...и и в ку...ты. Ли...и...а за ним. Зая... за ку...т, и ли...и...а за ку...т. Куда зая..., туда и ли...и...а,...елый день гоняла...ь ли...и...а за зай...ем, но так и не поймала. Молоде... зая...!

Подумайте и скажите, почему заяц молодец. Ответ запишите.

Задание 7.

Слуховые диктанты.

Писать с послоговым проговариванием слогов.

Диктанты. Курица и лисица.

Курица гуляла со своими цыплятами. Вдруг показалась ли­сица. Она хотела схватить цыпленка. Курица увидела лисицу. Она кинулась на нее и отбила цыпленка.

Над лесом солнце. Птицы покинули сады. В садах появи­лись гусеницы. Расцвела сирень. В кустах свистит синица. Любит лисица сцапать в деревне курицу. Сова перекликалась со своими птенцами. На сквере целая клумба нарциссов.

Наступила весна. Засияло солнце. Прилетели с юга еквор-цы и цапли. Скворцы поселились в скворечниках, а цапли стали вить гнезда. Скворцы и цапли стали выводить птен­цов.

Птицы.

Наступила осень. Многие птицы улетают на юг. Они летят целыми стаями. На юге целые дни светит яркое солнце. На лу­гах цветут цветы. Когда наступит весна, перелетные птицы снова вернутся в родные края.

Наши друзья.

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погиба­ют. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы прилетают к этим кормушкам. Птицы — наши друзья. Их надо беречь.

Задание 8. Прослушайте текст, запишите так, как запомнили.

Цирк.

В пятницу мы ходили в цирк. В центре цирка находится арена. Над ней висят трапеции и кольца. На кольцах кувыр­каются акробаты, по канатам ходят канатоходцы. На арене веселят зрителей клоуны. Они шутят, публика смеется. По арене носятся красивые кони, а на них смелые наездницы. В цирке есть зверинец. Мне нравится ходить в цирк.

(Логопед напоминает учащимся, как правильно писать сло­ва находится, несутся, смеются: «Слышим звук и, а пишем те*.)

Цапля и лиса.

Около леса было болото. На болоте жила цапля. У цапли были маленькие птенцы. Около болота стояла осина. Под оси­ной лисица вырыла себе нору. У лисицы были маленькие ли­сята. Лисица стала охотиться на птенцов, когда цапля охоти­лась за лягушками. Прилетела цапля и стала бить лисицу крыльями. Лисица убежала. Цапля успокоила своих птенцов.

Вопросы.

Кто жил на болоте?

Кто был у цапли?

Как устроилась лисица?

Что делала цапля?

Что делала в это время лисица?

Чем закончилась эта история?

Дифференциация ч — ш

Тренировочные упражнения

Задание 1. Назовите первый звук в словах чайник, шапка. Охаракте­ризуйте звуки ч, т. Сравните их по артикуляции.

Задание 2. Скажите, какие из этих звуков схожи по артикуляции. ч, ц, ы, ш. п.

Задание 3. Прочитайте слоги и звуковые сочетания:

а а ч ш ч

УЛ. ___ ш

ш ю*

Дифференциацияч — шв слогах Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слоги и звукосочетания парами. Скажите, ка­кими звуками отличаются эти пары.

чаша шача ашаача ошеоче

чошо шочо ошоочо ушеуче

чушу шучу ушуучу ошиочи

чиши шичи ушиучи ешуечу.

Задание 2. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога.

Ча, ша, чу, шу, ше, че, чо, шо, ши, чи; чта, шта, што, что, чле, шле, чка, шка, чре, шту, чту.

Задание 3. Прослушайте звуковые сочетания, запишите только со­гласные.

Оша, оши, очи, ачу, ечу, ешу, еши, ашо, ачо, аче, оче.

Задание 4. Прослушайте, повторите и запишите ряды слогов в той же последовательности.

xfifxf iexeie xfifxfif

шачаша чушучу шочочошо чошочо шичиши чушушучу шочошо чишичи шичишичи.

Задание 5. Запишите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую — с буквой ч, во вторую —с буквой ш. (Используются слоги и звуковые сочетания из предыдущих заданий.)

Задание 6. Запишите под диктовку логопеда слоги и звуковые сочета­ния. (Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация ч — щ в словах

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова, найдите звуки ч, ш и запишите соот­ветствующие буквы:

а) из начала слова.

Червяк, шапка, чемодан, шкатулка, чай, шар, чайник, шко­ла, чулки, штаны, часы, шутка, чтение, шпилька, шпалы, чи­стота, чисто, штамп, чихать;

б) из середины слова.

Учет, решать, решето, почтение, мишень, кричать, ошиб­ка, получка, отлучка, мышонок, горошина, кулачок, младший, новичок, стручок, хороший, ребятишки, сучок.

а) в конце слова.

Врач, малыш, грач, галош, калач, наш, плач, ваш, обруч, душ, кирпич, шалаш, сыч.

Задание 2. Закончите слово, дописав слога:

а) ча, ша (вспомните, как всегда пишется слог ча):

Ка..., ту..., Ма..., ку..., кры..., ветре..., Ми..., лап..., да..., на..., зада..., Па...,переда..., све..., поро..., отда..., еда..., уда...;

б) Чи, ши (вспомните, как всегда пишется слог ши).

но..., на..., мы..., да..., у..., ту..., гало..., кала..., зада..., малы..., ветре..., ланды..., гра..., мол..., пи..., ды..., ни....

 

Задание 3. Сравните по звучанию и смыслу пары слов. С каждым словом устно придумайте предложение.

Даша — дача;. кошка — кочка; туча — туша; кручу — крушу.

Задание 4. Измените слова по образцу. Запишите:

Образец: кошкакошечка.

лягушка —..., катушка —..., опушка —..., ракушка —..., кукушка —..., крошка —..., шапка —..., мошка —..., по­душка —....

Задание 5. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков ш, ч в словах. Составьте схемы слов. Надпишите буквы ш, ч над соответ­ствующим слогом. Под схемой напишите слово по слогам.

Крошечка, подушечка, строчка, чашка, чешуя, крошка, лягушечка, лягушачий, кошачий, паучки, мошки, игрушеч­ный, крошечный, пшеничный, гречневая, ночная.

Задание 6. Прослушайте и запишите ряды слов.

Лягушка — лягушечка — лягушонок — лягушачий; кош­ка — кошечка — кошачий; крошка — крошечка — крошечный.

Задание 7, Запишите слова в три строчки: в первую — с буквой ч, во вторую <—г с буквой — ш, в третью — с буквами ч, ш.

Чулок, шапка, чайник, чешуя, шуба, шина, чайка, маши­на, почк^а, печка, мошка, мачта, крошечный, почта, калач, ма­лыш, силач, чешется, плач, шоколад, кошечка, чашка, чемо-

дан- Ш§

Задание 8. Вставьте в слово пропущенные буквы ш или ч.

Лап...а, кру...а,...ахта, сту...ит,...ервяк,...топать,...угун,...иж, ко...ка, о...ки, клю..., поту...и, лу..., кирпи...,...ере-нок, пе...енье,...ту...ка,...а...ки, то...е...ка,...емодан...ик,...еп...ик,...а...е...ка, бука...е...ка,...айни...ек,...уло...ки, ба...ма...ки,...у...у,...е...уя.

Задание 9.

Словарные диктанты

а) с опорой на схему и выделенные буквы ш, ч;

б) с делением слов на слоги;

в) без опоры на схему и выделенные буквы. (Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация ч ш в предложениях Тренировочные упражнения

Задание 1. К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркните буквы ш, ч разными карандашами.

а)сочная шоколад б)гречневая ручка

крошечная пятнышко чистые паштет

черное груша большая человек

сливочный мышка школьная ладошки

заточенный каша широкий каша

горячая ватрушка печеночный чашка

молочная карандаш чуткий ручей,

коричневая шляпа

Задание 2. Закончите предложения подходящими по смыслу словосо­четаниями. (Используются ранее отработанные словосочетания.)

Бабушка сварила... (к а к у ю? ч т о?). На грушевом дереве созрели... (к а к и е? ч т о?). У белой кошки было одно... (к а -к о е? ч т о?). У малышки всегда... (к а к и е? ч т о?). Наташа любит... (к а к о й? ч т о?). В углу шуршит... (к а к а я? к т о?). Со стола упала и разбилась... (к а к а я? ч т о?). Под горой течет... (к а к о й?ч т о?). Миша надел на голову...(к а к у ю?ч т о?).

Задание 3. Придумайте и запишите предложения со словосочета­ниями.

Молочная лапша, печеночный паштет, ночной шорох, кера­мический горшок, школьная ручка.

Задание 4. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы ч, ш.

У Ма...и новая...а...ка. Папа пьет...ай из боль...ой кори...-невой...а...ки. Бабу...ка пе...ет ватру...ки. Ми...а любит го­ря...ие ватру...ки. Вну...ка вы...ивала деду...ке поду...е...ку.

Кошка.

Этоко...каМа...ка. Она в...улане поймала мы...ку. Хозяин ее моло...ком напоил. Сидит Ма...ка на поду...е...ке и песенки мурлы...ет. А ее котенс.ек сам с собой играет.

Дифференциация ч — шв связных текстах



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: