Тренировочные упражнения. Задание 2. Образуйте звукосочетания




Задание 1. Образуйте слоги. Прочитайте слитно получившиеся слоги.

а о а о я е я ё

ы у ы у и ю и ю

Задание 2. Образуйте звукосочетания. Прочитайте их слитно. б п б п

п б п б

Задание 3. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками от­личаются эти пары слогов.

бапа паба бяпя пябя бипи

бопо побо бепе пебе пябя

бупу пубу бюпю пюбю бепе

бы.пы пыбы бипи пиби пюбю.

Задание 4. Прослушайте слоги. Запишите начальные буквы каждого] слога.

Па, ба, бо, по, пы, пу,6я, пя, бу, бы, пе, бе; бло, пло, пла, про,) плы, бро, бли, блу, плу, пле, пля.

Задание 5. Прослушайте звуковые сочетания. Запишите только со-

гласные.

апа, аба, оба, опа, упа, уба, ыба, ипа, епа, ыпа, убо, упу, убу.\

Задание 6. Прослушайте ряды слогов, запомните, повторите в той же' последовательности.

пабапа пу

бапаба бу ■

пу — бу — бу — пу

Задание 7. Прочитайте и повторите слоговые ряды.

Методические указания. На доске написаны ряды слогов. Учащиеся читают эти слоги, затем постепенно, ряд за рядом, они закрываются. Дети воспроизводят слоговой ряд по памяти. Логопед обращает внима­ние детей на четкое произнесение звонких и глухих согласных.

побопо побобопо бопобопо

бипиби пибибипи пабапаба

пя^— бяпя бупупубу быпыбыпы

бепебе бепепе -г бе бипибипи.

Задание 8. Запишите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую — с буквой б, во вторую — с буквой п.

Ба, па, пу, бе, пе, пю, бю, пы, бы, бе, пе; апа, аба, абе, апе, оба, опа, упу, упи, убу, уби, обе, опе.

Задание 9. Выделите слоги со звуками б и и из слов, запишите эти слоги.

Пуля, боты, рыба, арбузы, бумага, пузырь, попугай, апрель, аптека, платок, пружина, брызги, брошка, плита, прыгать,-плутишка, братик, плывет.

бу — пу   пабапаба
пу — бу   бапабапа
бу — пу- пу - -бу.

Дифференциация б — пв словах Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова, определите в них наличие и место звука б или п:

образец: а) в слове палка — звук п, он находится в начале слова;

б) в слове забор — звук б, он находится в середине слова.

а) пол, бык, был, пыль, парк, балка, пуля, банка, боты, блуз­ка, плакаты, пилотка, блуждать;

б) забор, работа, сапоги, грибы, лапа, лопата, рыбаки. I

Задание 2. Сравните пары слов по звучанию и смыслу: Палка — балка, башня — пашня, бела — пела.

Задание 3. Рассмотрите картинки, назовите их. Определите наличие и место в слове звуков б, п.

Задание 4. Выделите из данных слов буквы б, п составьте схемы слов. Надпишите буквы б, п над соответствующим слогом.

Бутон, пакет, прыгать, бегать, блуждать, ползать, бревно, букашка, лопата, барабан, сапоги.

Задание 5. К данным словам добавьте приставку по. Запишите полу­чившееся слово. Проговаривайте слоги. • Образец: белитьпобелить.

 

Белить —..., плакать —..., бороться —..., плыть —..., бродить —..., беседовать —..., бежать —..., петь —..., бывать —..., благодарить —..., будить —..., бегать —..., беспокоить

Задание 6. Вставьте в слова пропущенные слоги:

а) по или бо.    
...ты   ...жар  
...ка   ...лото  
...ле   ...лет  
...вар   ...шел  
б) па или ба.    
ры...   ...кет  
ла...   ...нан  
ар...   ...ран  
ли...   ...ром  
лам...   ...лет  
в) пу или бу.    
...сы   ...чок  
...ля   ...тон  
...ря   ...мага  
...кет   ...лемет  
...динг   ...ран  
...дияьник ...мажка  
г) пе или бе.    
...ро   ...карь  
...лый   ...чет  
...рег   ...жит  
...нал   ...рет  
...нес' са...ги
...гас ра...та
...лел за...та
...бер за...ры;
• • • Го. УК, ...бочка
...гор ло...та
...мять ры...ки
...рень ...зары
...мятник ...рады;
...кашка ар...зы
...зырек по...гай
...ренка ре...сы
...зина ГЛО...СЫ
...говица ис.гать
...ровая раз...дить;
...да по...да
...пел за...гал
...сок за...вал
...ред по...жать;
         

 

д) пи или би.

...лот...та...точки со...рать

...тон...лить...рюза за...рать

...нокль...сать...оны от...рать

...ла...дон...онерот...вать.

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы б или п в словах:

а)...ок,...ол, су..., зу...ы,...лины, за...ор,...елка, та...оч­ки,...олыпой,...удка, ка...ли, хло...ок,...латок,...лузка,...альто,...антик, то...ор, о...ои;

б)...а...очка,...о...лавок,...о...елка,...о...олыпе,...о...ут-ный,...о...еда,...о...оище,...ро...олка,...о...итый,...о...ороть,...оку...ка.

Задание 8. Измените слова так, чтобы после согласных б, а появился гласный. Подчеркните последний слог: Образец: грибгрибы.

(Обратите внимание на то, как произносится и пишется звонкий со­гласный звук в конце слова. Вспомните правило.)

Зуб —... гриб —... хлеб —... краб —...

карп —... столб —... тулуп —... куб —...

клуб —... дуб—... голубь —... степь —...

ястреб —... суп —... боб —... зябь —...

Задание 9. Измените слова по образцу: карпыкарп, зубызуб.

столбы —... клубы —... голуби —...

тулупы —... супы —... проруби —...

хлеба —... грибы —... бобы —...

крабы —... кубы —... лбы —...

Задание 10. Вставьте пропущенные буквы б или к. В скобках напиши­те проверочные слова.

Кра..., стол..., зо..., зу..., су..., ду..., пото..., клу..., до..., шта..., кар..., ра..., сно....

Слова для объяснения: потоп,зоб,раб.

Задание 11. Поднимите карточку с буквой б или п, когда услышите эти звуки в слове. Запишите эти слова.

Методические указания: Логопед произносит слова так, как они пишутся.

Плакат, платок, будильник, забота, сапоги, помощь, посу-1 да, бумага, пионер, работа, пилот, боец, пирог, бузина, брош-в ка, пузырек, браслет.

Задание 12. Придумайте и запишите 10 слов с буквой б, 10 слов с I буквой п. Подчеркните буквы б, п разными карандашами.

Задание 13. Нарисуйте по 7 картинок, в названиях которых содержат- \ ся звуки б или п. Сделайте подписи к картинкам.

Задание 14. Запишите слова в три колонки: в первую — слова с буквой I б, во вторую — с буквой п, в третью — с буквами 6, п. Выделенные слова.1 разделите на слоги.

Побеспокоиться, беседа, просьба, просить, благодарить, по- ] благодарить, будить, пробуждаться, Плакать, заплатка, бе-1 жать, побежать, победа, беда, палуба, пакет, блузка, пальто, платок, букашка, балалайка, будильник.

Задание 15. Ответьте на вопросы одним словом. Определите наличие 1 звуков б, л в этих словах. Запишите слова.

Вопросы.

Кого ловят рыболовы?

Какое дерево имеет белую кору?

У какого дерева листья сильно пахнут после дождя?

У какого зверька на ушках кисточки?

Кто поедает вредителей в саду?

Где растут клюква и брусника?

Где растут рожь и пшеница?

Какой день наступает после четверга, после пятницы?

Как называется первый день недели?

Задание 16. В названиях каких профессий есть звуки б или п.?

Слова для справок: портниха, бухгалтер, повар, уборщица, певец, плотник, рыбак, сапожник.

Задание 17. В названиях каких учебных принадлежностей содержат­ся звуки б или л?

 

Слова для справок: портфель, альбом, пенал, бу­мага, перо, палка.

Задание 18. Прослушайте загадки. Отгадайте их. Скажите, в каких словах слышатся звуки б, п. Запишите эти слова.

На кустах белеют чашки, В поле лестница лежит.

А в них нитки и рубашки. Дом по лестнице бежит.

Деревянная река, Как взялась кума за дело,

Деревянный катерок, Запилила и запела.

А над катером струится Ела, ела дуб, дуб.

Деревянный дымок. Поломала зуб, зуб.

Два братца Узловат Кузьма,

В воду глядятся, Развязать нельзя.

Никак не сойдутся.

Уличный мальчишка Зверька узнаем мы с тобой

В сером армячишке По двум таким приметам.

По дворам шныряет, Он в шубке серенькой зимой,

Крошки собирает. А в рыжей шубке летом.

Отгадки: хлопок, поезд, берега, рубанок, воробей, пила, белка, цепь.

Задание 19. Диктанты.

Слуховые диктанты.

1. Методическое указание. Логопед произносит слово, ученики чер­тят его графическую схему, надписывают букву б или п над соответству­ющим слогом, затем пишут слово под этой схемой.

Брови, бумага, путь, запутал, заборы, букашка, запоры, бабуш­ка, попугаи, бублики, побелки, напугать, брусника, пальто.

2. Методические указания. Логопед произносит слово ученики запи­сывают его по слогам, проговаривая каждый слог.

Болото, полотно, заплатка, басня, бутон, пакет, бутылка, платок, барабан, сапоги, попугаи, забота, победа, побелка.

3. Методические указания. Дети рассматривают картинки, не назы­вая их, затем проговаривают слова по слогам и записывают их в тетради.

4. Прослушайте и запишите с лова с буквой б в одну колонку, с буквой п — в другую.

Липа, бумага, зубы, букет, полки, брат, рабочий, прыгал, бежал, торопился, спал, белый, плотный, прутик, будильник, погода, яблоко.

Дифференциация б — п в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте предложения. Назовите слова со звуками б, п. Запишите их.

Арбуз и капуста — овощи. В парке было много лип. На бере­зе набухли почки. Бочка по морю плывет. Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

Задание 3. Спишите Подчеркните буквы б, п.

Показался желтый бок, Покати — не тронусь с места. Только я не колобок, Приросла к земле я крепко. Не из мягкого я теста, Назови меня. Я....

Барабан.

Бабушка купила Борису барабан. Борис бил в барабан: бум-бум! Слава и Миша были в саду. Услыхали они бой барабана и пришли к Борису. Они тоже забили в барабан.

Задание 2. Выпишите из текста слова с буквами б, п.

Слова.

Борис и Клава вышли во двор.

— Клава, давай подбирать слова на б. Клава сказала: «Боты».

Борис крикнул: «Барабан!» Клава придумала: «Булавка». Маленькая Маша сказала: «Лавка».

— Ты ошиблась, Маша. Надо придумать слова на звук б, а ты придумала на звук л.

Маша подумала и тихо сказала: «Бусы».

Озеро Сенеж.

Московские школьники любят бывать летом на озере Оенеяс. Около озера густые леса. В них за час наберешь полное лукош­ко грибов или брусники. По дороге можно встретить топкое бо­лото. Перейти через него можно при помощи самодельной пе­реправы. Между лесами луга, поля с цветущей пшеницей. На гречиху за медом летят трудолюбивые пчелы.

Чудесные места в нашем Подмосковье.

Задание 4. Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

палкабалка Старушка опирается на....

Крыша опирается на.... бочкапочка Капусту вытащили из....

Листья появились из.... заборзапор Вокруг дома сделали новый....

У калитки хороший.... забытьзапить Ссору надо....

Лекарство надо.... блещутплещут В синем небе звезды....

В синем море волны....

Задание 5. Выпишите из каждого предложения словосочетание, в со­ставе которого есть буква б или п. Образец: пустая бутылка.

На столе стояла пустая бутылка из-под молока. В магазин завезли спелые арбузы. Миша смастерил бумажный пароходик. На яблоне красовались спелые яблоки. На сосне пушистая бе­лочка грызет орешки. Осенью мы искали белые грибы. Идут по улице босоногие ребятишки. Я сел под большой тополь. На песчаном берегу видны следы.

Задание в. Составьте и запишите предложения, правильно изменяя слова в скобках.

Боря будет рисовать (петушок), (грибы), (павлин).

У Полины (барабан), (палочка).

Бабушка печет (пироги), (плюшки), (бублики).

Паша лепил (белочка), (грибы).

Папа покупает (пальто), (брюки).

Задание 7. Составьте предложения с данными словосочетаниями. За­пишите их.

Пустой пузырек. Пестрая блузка. Полный пакет.

Пологие берега. Сбор пионеров. Бобовый суп.

Полевой букет. Плохая побелка. Полосатые брюки.

Зубная паста. Спелые яблоки. Бумажный пакет.

Пробный забег. Пополнить запасы. Забавная песенка.

Задание 8. Прочитайте предложения. Ответьте на вопросы. Ответы запишите.

Полина в субботу полола бобы. Боря в пятницу поливал по­мидоры.

Вопросы. Что делал Боря? Что делала Полина?

Задание 9. Рассмотрите картинку. Ответьте на вопросы. Ответы запи­шите.

Методические указания. Для данного задания используются иллюс­трации к сказке «Колобок». Ответы учеников должны быть полными.

Вопросы.

Куда сел Колобок?

Что сказала лиса колобку?

Задание 10. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

...олезно...егать...осиком....етя и...оря...о...ежали по росе. Мы нашли под...ерезой...елые гри...ы. Мой...рат...ой-

мал...олыпую ры...у. Клу...ок лежал, лежал да в лес...о...ежал.

Задание 11. Вставьте в слова пропущенные буквы. Проверьте соглас­ные б, п в конце слова. Выделенные слова разделите на слоги.

Мама сварила вкусный су.... У...ори...олит зу.... Он не смо­жет есть горячий су.......уря...овалила телеграфный стол....

У дома намело...олыпой сугро.... Кар... живет в озере. Кра... живет в море. На о...ушке рос развесистый ду.... В...улочную...ривезли свежий хле.... На крыше воркует...елый голу...ь.

Задание 12. Рассмотрите картинки. Составьте и запишите предложе­ния по этим картинкам.

Методические указания. Логопед добивается от учащихся распрост­ранения предложения с помощью наводящих вопросов.

Образцы предложений: Бабушка печет пироги. Рыболов поймал большую рыбу. Петя бросил палку собаке.

Задание 13. Прочитайте слова. Составьте с этими словами предложе­ния. Запишите их.

Бабочка, полянка, над, порхать, белая; Полина, белая, блуз­ка, и, покупать, платочек; из бумага, Боря, змей, делать; тро­пинка, шагал, путник, быстро, по; бабушка, подарить, брюки,*" новые, Паша. Паша, поблагодарить, бабушка, подарок, за.

Задание 14. Прочитайте предложения. Правильно ли они составле­ны? Исправьте ошибки. Запишите правильно.

Паутинка плетет паука. Бутон сидит на букашке. Потолок осыпается с побелки. Ботинки поставили Петю под стол. Граб­ли сгребали ребятами сено и убирали под навес.

Дифференциация б — п в связных текстах Тренировочные упражнения

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните их.

Осенью.

Насту...ила осень. Стоит ненастная...огода. Вчера...одул резкий ветер....олетели разноцветные листья. Я лю...лю на,-..людать листо...ад. Вот с...ерезки летят светло-желтые лис-; тья,...урые листья то...оля и ольхи. Ночь те...ерь длинная. Улетают...оследние...ерелетные...тицы.

Задание 2. Прочитайте предложения. Ответьте на вопросы. Ответы запишите.

Полина в субботу полола бобы. Боря в пятницу поливал помидоры.

Вопросы: Что делал Боря?

Что делала Полина?

Задание 3. Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его.

Бабушкины баранки.

Бабушка, баранки, испекла, Петя, папа, мама, поблагода­рили.

Приблудный.

Паша, Боря, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заб­лудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный.

Задание 4. Составьте и запишите рассказы по опорным словам. При­думайте названия рассказов.

Поля, бабушка, позвать, телевизор, показывать, пингвины, поудобнее, передача.

Проснулся, разбудил, быстро, побежал, позавтракал, нако­пал, сбежал, пристроился, рыбачить.

Задание б. Прочитайте стихи, запомните. Запишите их по памяти.

Белый снег, А вот белка

Белый мел, Не бела,

Белый заяц Белой даже

Тоже бел. Не была.

В понедельник я построил Мост и крепость из песка. И шагали ровным строем Мимо крепости войска...

Задание 6. Прослушайте рассказы. Запишите их, как запомнили.

Помощники.

Люди на лугу убирали сено. На небе показалась большая туча. Школьники шли на прогулку. Они бросились помогать. Вместе успели убрать все сено.

Наш дом

Наш дом-большой и красивый. На первом этаже дома мага­зин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома рас­тут тополя и березы. Вокруг дома ребята посадили много цве­тов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим

наш дом.

Школьный сад.

Пришла весна. Хорошо весной в нашем школьном саду. Белые и розовые цветы распустились на вишнях и яблонях. На березке появились зеленые листочки. Много работы в саду весной.

Дифференциация д—т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: