а а< Уу ее> е у. Дифференциация д —т в слогах Тренировочные упражнения




Задание 1. Выделите первые звуки из слов дыня, тыква. Дайте характеристику звуков д, т. Чем они различаются?

Задание 2. Из данного ряда назовите похожие по артикуляции звуки. о, то, и, д, п, у.

Задание 3. Назовите первый звук в словах.

Даша, Тоня, тополь, домик, точка, дождь, тина, тапки, Дина, деньги, тени, тянет, теплый, день, дюны.

Задание 4. Образуйте слоги и звуковые сочетания. Получившиеся слоги и звуковые сочетания запишите в тетради.

а о а о я ё я ё

Я ь^ Шщ ^ Ш I

ы у ы у и ю и ю

а а< Уу ее > е у

Дифференциация д — т в слогах Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками от­личаются эти пары слогов.

дата тада дятя тядя дятя

дото тодо дёте тедё теде

дуту туду дютю тюдю дёте

дыты тыды дити тиди тюдю.

Задание 2. Прослушайте слоги, запишите первую букву каждого слога.

Та, дя, по, до, то, ты, ды, до, тя, те, де, дё, то, ту, тю, дю; тла, для, тло, дло, тля, дли, тлы, дра, тра, тру, дру.

Задание 3. Прослушайте звукосочетания, запишите только соглас­ный:

Ада, ата, ода, ота, уту, уду, иди, ити, удю, уди, ути.

Задание 4. Прослушайте, запомните ряды слогов, пбвторите их в той же последовательности:

тадата тудуту тадатада датада дутуду датадата

ту — дуду — ту ду — ту — туду.

Задание 5. Прочитайте и повторите слоговые ряды:

тодото тододото тодотодо

дитиди тидидити дитидити

тядятя. дутудуту тыдытыды

детеде дететеде дётедёте.

Задание 6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой д, во вторую — с буквой т:

а) Да, та, ту, де, те, ту, тю, дю, ды, ты, то, до, ди, ти;

б) ада, ата, ату, аду, оду, оту, уда, ута уте, уде, уди, ути.

Задание 7. Запишите слоги и звуковые сочетания под диктовку:

Да, то, до, ты, ты, ды, ти, де, те, дю, тю; аду, ату, оте, оде, иди, ити, юта, еде, эти.

Дифференциация д — т в словах

Задание 1. Прослушайте слова, назовите, какой звук — д или т — а) стоит в начале слова, б) стоит в середине слова.

Образец ответ а: а) в слове дом — звук д; б) в слове петух — звук т.

а) Дом, дым, там, Тома, темный, доля, толь, думай, тихо, туфли, друг, тля, для, дружба, трудный, труд;

б) петух, ветка, ведра, ветер, погода, победа, посуда.

Задание 2. Прослушайте слова, выпишите слоги с буквами б или т, запишите эти слоги.

Дыни, тело, дело, дыши, тише, диван, духи, тебе, туман, сады, соты, коты, иду, иди, следы, радуга, победа, затихло, труба, трава, дракон, стена, метла, другой, трудно.

Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звука­ми отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.

Дом — том; дочка — точка; удочка — уточка;

дачка — тачка; душ — тушь; плоды — плоты;

Дима — Тима; дело — тело; день — тень.

Задание 4. Рассмотрите картинки. Определите наличие и места зву­ков д,тъ названиях этих картинок.

Задание 5. Определите наличие и место букв д, т над схемами слов.

Тарелка, бидон, подруга, работа, пальто, твердый, трудный, дотронулся, путник, дотянулся, радио, сутулый, заводы, ко­мандир.

Задание 6. Определите наличие звукрв д, т в названиях картинок. Составьте схемы слов. Надпишите букву Д или т над схемой слова. Под схемой запишите соответствующее слово.

Задание 7. Выпишите слова в три столбика: в первый —. с буквой д, во второй — с буквой т, в третий — с буквами дят. Трех- и более сложные слова разделите на слоги.

Туда, трудно, тетрадь, дата, дотронулся, дотянулся, ветер, туча, подул, стук, нарядный, отодвинулся, страны, ударил, туман, дотащил, задремал, двери, свисток, труба, подруга, тра­ва.

Задание 8. Закончите слова, добавив слоги да или та.

бе......бун горо... приро...

коф......та воро... порося...

во......кой боро... свобо...

ва......ры гуся... добро...

ро......ют утя... полно...

Задание 9. Закончите слова, добавив слоги ду или ту.

...ман за...мал забу......май за...шил зае...

...гапрос.да при...

...гой по...шил по...шка.

Задание 10. Закончите слова, добавив слог ди или ти.

де......хо лю... бан...ки

во......кий тетра... вой...те

уй......хий лю...ки во...те.

Задание 11. Измените слова, добавив слог те. Запишите получившие­ся слова по слогам.

Образец: войдивойдите.

Иди —..., уйди —..., приди —..., отойди —..., найди —..., зайди —..., отодвинь —..., надень —..., думай —..., стирай —

Задание 12. Измените слова, добавив приставку до. Запишите полу­чившиеся слова.

Образец: тащитьдотащить.

Топить —..., таять —..., тянуть —..., держать —..., нести —..., пить —..., бежать —..., есть —..., тронуться —..., стучаться —..., терпеть —..., толочь —....

Задание 13. Измените слова, добавив приставку от. Запишите полу­чившееся слово по слогам.

Образец: таялот-та-ял.

Дал —..., тащил —..., делил —..., давил —..., точил —..., тянул —..., таял —..., толкнул —..., давал —....

Задание 14. Вставьте в слова пропущенную букву д или т.

Трак...ор, боро...а»с...рела, воро...а, гра...усник, заво...ной, ве...ка, ве...ро, пого...а, желу...и{ молс.ок, о...еяло, ве...ер, капус.а, пар...а, у...очка,...е...ра...ь,...ож...ик, с...а...о,...ру...но.

Задание 15. Спишите слова, вставляя пропущенную букву д или т. Объясните, почему вы ставили именно эту букву:

а) Утка — у...очка, ягода — яго...ка, погода — пого...ка, се­ледочка — селе...ка, лодочка — ло...ка, шуточка — шу...ка,

тетрадочка — тетра...ка, веточка — ве...ка, деточка — де...ка, подкладочка — подкла...ка;

б) сладок — ела...кий, меток — ме...кий, гладок — гла...-кий, редок — ре...кий, краток — краткий;

в) гряда — гря...ка, платок — пла...ки, заплата — запла...-ка, пряди — пря...ка.

Задание 16. К данным словам подберите проверочные слова так, что­бы после согласных д, т появился гласный. Запишите эти слова.

Образец: кусткусты, тетрадьтетради.

холод —... лед—... билет —
халат —... завод —... рекорд -
город —... гвоздь —... медведь
пруд —... обед—... ледоход
мост —... привет —... прут —
след —... парад —... груздь -
крот —... год —... брат —.
енот —... самолет —.. град —

Задание 17. Вставьте в слова пропущенную букву д или т. В скобках запишите проверочное слово.

Образец: город (города).

еле..., голо..., кну..., пру..., гра..., салю..., заво..., пило..., огоро..., са..., виногра..., сала..., плака..., комо..., еле..., слё..., шокола..., мармела..., дроз..., клёс....

Задание 18. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите слова-отве­ты. Подчеркните в них буквы д, т.

Вопросы.

Какая погода бывает зимой? Какая погода бывает летом?

Какие дни бывают летом? 1

Какие дни бывают зимой?

Как называется инструмент, с помощью которого делают отверстия в стене?

Слова для справок: теплая, холодная, короткие, длинные, дрель.

Задание 19. Назовите и запишите одним словом следующие поня­тия:

Последний месяц года, первый месяц весны; последний ме­сяц лета, первый день недели; третий день недели; пятый день недели.

Задание 20. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните букву д или т.

Круглая, а не месяц. Желта, а не масло. Сладка, а не сахар. С хвостом, а не мышь.

Я шарик пушистый, Белею в поле чистом, А дунул ветерок — Остался стебелек.

Она идет между сел и полей, А люди все идут по ней.

Цветное коромысло, На небе повисло.

Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землей.

Отгадки: дыня, одуванчик, дорога, радуга, метро

Задание 21. Разгадайте кроссворд.

Методические указания. Учащимся раздают карточки с кроссвор­дом. На доске помещено описание предметов, которые входят в кроссворд. Обязательное условие: подбирать для кроссворда только те слова, в назва­ниях которых есть звук д или т.

По вертикали: 1. Учебная принадлежность для классных и домашних работ.

По горизонтали: 2. Знак препинания, который ставится в кон­це предложения.

3. Инструмент, которым работает кузнец.

4. Вещество, находящееся в градуснике.

5. Предмет классного оборудования, на котором пишут уча­щиеся.

6. Лесная птица.

7. Место, где дети развлекаются зимой.

8. Внезапное наступление войск.

Слова для справок: по вертикали: 1. Тетрадка. По горизонтали: 2. Точка. 3. Молот. 4. Ртуть. 5. Доска. 6. Дятел. 7. Каток. 8. Атака.

Дифференциация дт в предложениях Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово.

дачкатачка Летом мы жили на маленькой....

Толя возил кирпичи на.... дочкаточка В конце предложения надо поставить....

Мама вела за руку маленькую.... душтушь Для чертежей нужна....

Холодный... полезен всем. удочкауточка На озере плавала серенькая....

Рыболову нужна хорошая.... плодыплоты В саду созрели вкусные....

По реке плыли.... деньтень Поддеревом....

Сегодня хороший.... доскатоска У сестрицы Аленушки на сердце....

В заборе сгнила.... стул — сдул Ветер... последние листья.

Придвинь гостю.... Подвинь... ближе. сдалстал Коля... инженером.

Брат... последний экзамен.

Задание 2. К словам из пункта а подберите подходящие по смыслу слова из пункта б:

а) Холодный, густая, тяжелое, медная, младшая, старинная;

б) Мелодия, ведро, трава, сестра, труба, ветер;

а) Товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные;

б) Дождик, поезда, места, труба, стая, вода.

Задание 3. Выпишите из предложения словосочетания с буквами д, т. Подчеркните буквы д, т разными карандашами.

Образец: Весь день дует холодный ветер. Холодный ее тер.

Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут хо-з лодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в теплые страны. Дни стали короткие. У Димы всегда чистые тетради. Ученики писали трудный диктант. Алеша за­болел, ему поставили градусник. Холодный душ полезен. Щ пруда стояла старенькая дачка. Набрала девица студеной води­цы из деревянного колодца.

Задание 4. Придумайте и запишите предложения с каждым словосочетанием. Подчеркните буквы д, т.

Трудное дело. Тенистый садик. Трудная задача.

Чистая тетрадь. Дубовые столбы. Тяжелое ведро.

Сладкий торт. Гладкий лед. Последние листья

Самодельный Старый Душистый

стул. холодильник. ландыш.

Задание 5. Закончите предложения, изменяя слова, данные в скоб­ках, по смыслу.

Даша рисует цветными... (карандаши).

Гвозди забивают... (молоток).

Воду носят... (ведро).

Дрова рубят... (топор).

Землю копают... (лопата).

Рыбу ловят... (удочка).

Дети сидят за... (парта).

Толя забежал за... (дома).

Мальчик бежит за... (девочка).

Дедушка заплатил за... (тапочки).

Дима спрятался за... (штора).

На лугу растут сочная... (трава).

Сено сложили в... (стог).

В лесу растут разные... (ягоды).

На опушке леса растут... (дубы).

Задание 6. Вставьте пропущенные слова с буквой д или т. Выпишите предложения.

Толя... до одуванчика, и он облетел.Лена встала на носочки и!... до перекладины. Даша быстро... до станции. Дети помогли бабушке... тяжелую сумку до дома.... ветер, и полил сильный <.... Солнце спряталось за.... Дети решили трудную....

 

Слова для справок: дотронулся,дотянулась,дош­ла, донести, подул, дождь, тучу, задачу.

Задание 7. Вставьте в предложения пропущенные слова. Подберите к ним проверочные.

Образец: На реке крепкий лед (ледок).

На реке крепкий.... На зиму... забирается в берлогу. Моск­ва — очень большой.... Весной на реке начинается — В городе строится металлургический.... Рыболов ловил... рыбу. Порва­лась..., и рыба уплыла. По реке плывет пассажирский....

Задание 8. Вставьте в предложения пропущенный предлог от или до.

Лодка отплыла... берега. Плот незаметно доплыл... берега.... станции... деревни было недалеко.... понедельника... втор­ника один день. Дима помог маме донести сумку... дома. По­езд отошел... станции.... Москвы... Петропавловска лучше лететь на самолете. Малыш добрался... верхней ступеньки.

Задание 9. Спишите предложения, вставляя пропущенную букву д или т.

Де...и гос...или у те...и в...еревне.

...е...я угос.ила...е...ей ме...ом.

Ребя...ишки пус.или ло...очку по во...е.

Скоро при...ет ле...о, де...и пой...ут в лес за яго...ами.

Бу...ут дубы.

Бу...у... и желу...и.

Тоня ви...ела на...ереве...я...ла.

Дя...ел...олбил...ерево.

Те...я На...аша —...ворник.

Каж...ое у...ро она по...ме...ает...ро...уар.

У Ан...она...линная у...очка....евочка кормила у...очку.

На...я и Ва...ик бу...у... пилить...рова.

Задание 10. Вставьте в слова пропущенные буквы. К выделенным сло­вам подберите проверочные.

Собака взяла еле.... Наш горо... стой... на берегу реки. Поже-

л...ел и опус...ел наш са__Лена купила биле...в кино. Наш пру...

аамерз. Мы пой...ем на бале.... По реке плыве......еплохо.... Ту­рне...ы пошли в похо.... Гра... побил наши поса...ки. Кто люби... тру..., того лю...и чту.... Пионеры иду... на пара.... Этот пру...

богат рыбой. Толя сломал пру___На тропинке мы уви...ели еле...

. Весной пионеры вскопали огоро.... У Тимы есть бра.... К стан­ции по...хо...ил поез.... Бабушка приго...овила вкусный обе....

Задание 11. Ответьте на вопросы полным предложением. Запишите эти предложения. Подчеркните в словах буквы д, т. Многосложные ело-] ва напишите по слогам.

В чем жарят картошку? Где растут фрукты? На чем растут желуди? Кто долбит клювом кору? На ком ездят верхом? Сколько дней в неделе? Где растут овощи? Куда ты записываешь домашние

задания?

Задание 12. Прочитайте слова. Составьте из них предложения. Запи­шите.

Идти, Таня, в, и, Даша, театр; дуть, в, холодный, октябрь»] ветры; падать, листочки, с, последние, деревья; готовы, утки, к, дальним, перелеты; ты, красная, соблюдать, строка, должен; зимой, становится, дни, короче, ночи, а, длиннее; стадо, теля-: та, два, пасти, пастуха; созрели, в, плоды, саду; жить, кроты, земля, под; белки, любить, желуди, орехи, и.

Дифференциация дт в связных текстах

Тренировочные упражнения Задание 1. Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.

Топоры остры до поры. Топоры стучали до поры.

До поры остры топоры. До поры стучали топоры.

Дятел на суку сидит. На дворе трава.

Дятел дерево долбит. На траве дрова.

День долбит, два долбит. Не руби дрова

Носом в небо угодит. Посреди двора.

Задание 2. Диктанты.

Зрительные диктанты

Проверьте с послоговым подчеркиванием.

Володя шел на пасеку к дедушке. Стало темнеть. Видит Во­лодя: что-то под деревом. Он подумал, что это медведь, а это был кустик. Смешно стало Володе.

Долго стоит в средней полосе тоскливая осень. Дожди, вет­ры, холода. Все задернуто сизой дымкой тумана. Все живое ждет, когда же придет матушка-зима.

Слуховые диктанты. Пишите проговаривая слоги, трудные для тебя слова пиши по сло­гам.

Трудный день.

Толя и Даша помогали дедушке на огороде. Они дергали тра­ву, рыхлили грядки, сажали петрушку и салат. Весь день рабо­тали дети на огороде. Трудный выдался день. Дети довольны — хорошо потрудились.

Завод.

Димин брат работает на заводе. Он рабочий. На заводе дела­ют машины. Брат любит свой завод. Он ударник. Дима тоже хочет работать на заводе.

Проверочные диктанты

Наступила зима. На дворе холодно, стужа. Деревья, крыши домов, дороги — все покрыто снегом. Реки покрылись льдом. Рады ребятишки. Они весело бегут с коньками на лед.

Родник.

День был теплый. Дима и Володя гуляли около дачи. Маль­чики подошли к высокому дереву. У дерева они увидели род­ник. Дима и Володя подошел к роднику. Они наклонились и ладонями пили воду. Вода была холодная, как лед.

В деревне.

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тема был у дедушки. Дедушка подарил Теме удочку. Тема ходил на пруд и удил рыбу. Рыбубросал введро. Тяжелый труд ловить рыбу?

Творческий диктант. Составьте и запишите рассказ по опорным словам: Дача, отдыхали, Дима, таскал, тяжелые, ведра, вода, поли­вал, грядки, выросла, редиска, смородина, потрудился.

Дифференциация в—ф



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: