ИСПРАВЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-3-х КЛАССОВ




Методический материал второго раздела книги предполага­ется использовать на втором году обучения тех учащихся (2-й или 3-й класс), у которых наблюдается нарушение письма.

Первые несколько занятий отводят на закрепление тем «Со­став слова», «Родственные слова», «Образование слов», затем логопед работает над различением приставок и предлогов (с предлогами учащиеся подробно познакомились на первом году обучения). В процессе последующей работы над дифференциа­цией звуков логопед может включать в занятия задания на зак­репление морфологического состава слова.

Как отмечалось ранее, у учащихся-дисграфиков много оши­бок на безударные гласные. Во втором разделе книги дается методический материал, направленный на выработку у учени­ков умения находить в слове безударные гласные и подбирать к ним проверочные слова. На данном этапе работа в основном на­правлена на развитие фонематического слуха. С этой целью предлагается система упражнений на различение гласных и согласных звуков (букв), смешиваемых в устной речи и на пись­ме (гласных ы — и, ая, оё, ую, ё — ю; звонких и глухих согласных з — с, б — п, дт, гк, жш, вф; свистящих, шипящих и аффрикат шс,зж, сц, ч — щ, ч — ц).

Дифференциация гласных и согласных дается по единой схеме, что позволяет ученикам пройти последовательно весь комплекс упражнений по различению звуков (букв). Парал­лельно рассматриваются грамматические темы: например «Оглушение звонких согласных в конце слова». Дифферен­циация каждой пары заканчивается диктантами с задания­ми, изложениями и другими видами заданий, связанных с развитием связной речи.

Еще раз напоминаем логопедам, что предлагаемый методи­ческий материал можно использовать выборочно, учитывая ре­чевые нарушения конкретной группы учеников.

РАБОТА НАД СЛОВОМ

Родственные слова Конспект занятий

Тема. Родственные слова.

Цель. Дать учащимся понятие о родственных словах; уп­ражнять в подборе родственных слов.

Оборудование. Плакат с изображением чудо-дерева, карточки со словами сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся прослушать и повторить в той же последовательности ряды слов.

Сад, садовый, посадить, посадки, садовник, соль, соленый, посолить, соленья, рассол, лес, лесник, перелесок, лесок, лесной. П. Работа с текстами. Логопед читает текст рассказа:

«Родник родит речку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы гляди­те, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня».

После того как ученики выслушают текст, логопед, выясня­ет, понятен ли им смысл слов родник, родина, родня, и говорит, что эти слова называются родственными.

Затем логопед читает стихотворение.

Как растут слова.

Как-то много лет назад Вот из сада

Посадили странный сад. Вам рассада.

Не был сад фруктовым — Вот еще посадки рядом.

Был он только словом. А вот садовод,

Это слово, словно корень, С ним садовник идет.

Разрастаться стало вскоре Очень интересно

И плоды нам принесло — Гулять в саду словесном.

Стало много новых слов.

 

И вновь выясняется понимание смысла слов рассада, посад­ки, садовод, садовник.

Логопед спрашивает:.«Из какого слова «выросли» слова са- \ довник, садовод, рассада, посадки? (Из слова — сад.) Слово сад — это слово-корень».

Затем логопед выставляет на доску плакат с изображением чудо-дерева. Слово сад прикрепляет к корню дерева.

Логопед предлагает: «Назовите слова, которые «выросли» из слова-корня сад. (Ученики называют слова и вставляют карточки-картинки в прорези дерева.) Все эти слова произош­ли от одного корня и называются однокоренными, родствен­ными. Запишите родственные слова в тетрадь, выделите ко­рень».

Образец записи: сад — рассада, посадки, садовод,

посадили.

Аналогично проводится работа с другими словами: воз, во­зить, перевозка, повозка, возчик.

Ш. Работа с однокоренными словами, не являющимися род­ственными.

Логопед записывает на доске пары слов: рис-рисунок; гора-горевать; водитель-вода — и предлагает ученикам найти в них общую часть.

Затем предлагает записать пары слов, выделить их общую часть — корень слова. Сравнить пары по смыслу. Сказать, бу­дут ли эти слова родственными, объяснить, почему не будут.

Делается вывод.

Далее логопед предлагает придумать предложение с каж­дым словом.

IV. Итог занятия.

Логопед: «Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? »

Тренировочные упражнения

Задание 1. К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки, запишите в тетради, выделите корень.

Гора, горе — Горный, горюшко, пригорок, горевать.

гористый, горький, горочка, пригорюнился. Вода, водит — Водить, подводник, привод, водянистый.,

проводник, водяной, водила, заводная. Пол, поле — Половая, полевой, напольная, полюшко,

половик, половица.

 

 

Рис, рисунок — Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисунка, рисуночек, рисовал. Задание 2. Прочитайте слова. Найдите лишнее, не подходящее по смыс­лу слово. Объясните, почему оно не подходит.

Шиповник, шипы, шипит, шиповки; маленький, малыш, малевать, малявка; шипучка, шиповник, шипящий, зашипел.

Задание 3. Прослушайте сказку. Ответьте на вопросы. Крепыш и Скрепка.

Это случилось в библиотеке, где столько книг, что одному человеку не прочесть за всю жизнь.

Там у дальней стены на верхней полке стоял Словарь. На его страницах были напечатаны все слова, какие есть в русском языке.

Однажды к Словарю стали подбираться мыши, чтобы сгрызть его. Страшно стало Словарю. Начал он думать, как спа­стись от гибели. Думал, думал и вспомнил, что у него в самой середине есть крепкая страница. На ней напечатаны слова с корнем креп. Потряс Словарь эту страницу, и вывалилась из нее крепость, выпрыгнул Крепыш, а вслед за ним вывалилась Скрепка.

Крепость с бойницами, рвами, башнями окружила Словарь. У ворот на мосту встал Крепыш. В крепостные ворота по мосту направилась Скрепка. Увидел ее Крепыш и засмеялся: «Ты за­чем сюда такая тонкая? Без тебя обойдемся». Хотел он Скрепку копьем подцепить, да она успела прошмыгнуть.

Разозлились мыши, никак к Словарю не подобраться. Под крепостными стенами собрались они на военный совет и начали думать, как крепость захватить. Вернулись мыши-разведчики. «Крепка крепость, — сказали они, — укрепления такие, что Крепышу никаких подкреплений не надо. Только один способ есть: ворваться в крепость по подземному ходу. Но надо иметь чертежи и планы, а они на столе в угловой башне. Окна там от­крыты, ветер подует, чертежи и планы сами к нам прилетят».

Стали мыши ждать ветра. Тут ветер подул. Это библиотекарь открыл форточку. Мыши стали радоваться, а чертежи и планы не летят, потому что их скрепила тоненькая Скрепка.

Сняли мыши осаду и ушли в другой конец библиотеки. А там стояла мышеловка рядом с «Книгой о вкусной и здоровой пище». Мыши в нее и угодили.

а) Используйте слова из задания 2; Отпраздновал Крепыш победу. Себя наградил Орденом ук­репления I степени, крепости дал название Крепчайшая и вер­нулся в Словарь. Скрепка тоже заняла свое место в Словаре.

И до сих пор никто не знает, что Скрепка Словарь спасла. Тонкая она, незаметная.

Вопросы:

Кого испугался Словарь?

Что предпринял Словарь для своей защиты?

Почему мыши не смогли подобраться к Словарю?

Почему мыши не получили чертежей и планов?

Что спасло Словарь?

Кто оказался сильнее при защите Словаря?

Задание 4. Вспомните и назовите слова, которые вывалились с креп­кой страницы. (Крепость, Крепыш, Скрепка.)

Назовите похожие слова, которые вы слышали в сказке. (Крепкая, крепостные, укрепления, подкрепление, крепка, скрепила, крепчайшая.)

Как называются все эти слова? (Родственные.)

Из какого корня образовались все эти слова? (Креп.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: