Методический материал второго раздела книги предполагается использовать на втором году обучения тех учащихся (2-й или 3-й класс), у которых наблюдается нарушение письма.
Первые несколько занятий отводят на закрепление тем «Состав слова», «Родственные слова», «Образование слов», затем логопед работает над различением приставок и предлогов (с предлогами учащиеся подробно познакомились на первом году обучения). В процессе последующей работы над дифференциацией звуков логопед может включать в занятия задания на закрепление морфологического состава слова.
Как отмечалось ранее, у учащихся-дисграфиков много ошибок на безударные гласные. Во втором разделе книги дается методический материал, направленный на выработку у учеников умения находить в слове безударные гласные и подбирать к ним проверочные слова. На данном этапе работа в основном направлена на развитие фонематического слуха. С этой целью предлагается система упражнений на различение гласных и согласных звуков (букв), смешиваемых в устной речи и на письме (гласных ы — и, а — я, о — ё, у — ю, ё — ю; звонких и глухих согласных з — с, б — п, д — т, г — к, ж — ш, в — ф; свистящих, шипящих и аффрикат ш — с,з — ж, с — ц, ч — щ, ч — ц).
Дифференциация гласных и согласных дается по единой схеме, что позволяет ученикам пройти последовательно весь комплекс упражнений по различению звуков (букв). Параллельно рассматриваются грамматические темы: например «Оглушение звонких согласных в конце слова». Дифференциация каждой пары заканчивается диктантами с заданиями, изложениями и другими видами заданий, связанных с развитием связной речи.
Еще раз напоминаем логопедам, что предлагаемый методический материал можно использовать выборочно, учитывая речевые нарушения конкретной группы учеников.
|
РАБОТА НАД СЛОВОМ
Родственные слова Конспект занятий
Тема. Родственные слова.
Цель. Дать учащимся понятие о родственных словах; упражнять в подборе родственных слов.
Оборудование. Плакат с изображением чудо-дерева, карточки со словами сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает учащимся прослушать и повторить в той же последовательности ряды слов.
Сад, садовый, посадить, посадки, садовник, соль, соленый, посолить, соленья, рассол, лес, лесник, перелесок, лесок, лесной. П. Работа с текстами. Логопед читает текст рассказа:
«Родник родит речку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня».
После того как ученики выслушают текст, логопед, выясняет, понятен ли им смысл слов родник, родина, родня, и говорит, что эти слова называются родственными.
Затем логопед читает стихотворение.
Как растут слова.
Как-то много лет назад Вот из сада
Посадили странный сад. Вам рассада.
Не был сад фруктовым — Вот еще посадки рядом.
Был он только словом. А вот садовод,
Это слово, словно корень, С ним садовник идет.
Разрастаться стало вскоре Очень интересно
И плоды нам принесло — Гулять в саду словесном.
Стало много новых слов.
И вновь выясняется понимание смысла слов рассада, посадки, садовод, садовник.
Логопед спрашивает:.«Из какого слова «выросли» слова са- \ довник, садовод, рассада, посадки? (Из слова — сад.) Слово сад — это слово-корень».
|
Затем логопед выставляет на доску плакат с изображением чудо-дерева. Слово сад прикрепляет к корню дерева.
Логопед предлагает: «Назовите слова, которые «выросли» из слова-корня сад. (Ученики называют слова и вставляют карточки-картинки в прорези дерева.) Все эти слова произошли от одного корня и называются однокоренными, родственными. Запишите родственные слова в тетрадь, выделите корень».
Образец записи: сад — рассада, посадки, садовод,
посадили.
Аналогично проводится работа с другими словами: воз, возить, перевозка, повозка, возчик.
Ш. Работа с однокоренными словами, не являющимися родственными.
Логопед записывает на доске пары слов: рис-рисунок; гора-горевать; водитель-вода — и предлагает ученикам найти в них общую часть.
Затем предлагает записать пары слов, выделить их общую часть — корень слова. Сравнить пары по смыслу. Сказать, будут ли эти слова родственными, объяснить, почему не будут.
Делается вывод.
Далее логопед предлагает придумать предложение с каждым словом.
IV. Итог занятия.
Логопед: «Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? »
Тренировочные упражнения
Задание 1. К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки, запишите в тетради, выделите корень.
Гора, горе — Горный, горюшко, пригорок, горевать.
гористый, горький, горочка, пригорюнился. Вода, водит — Водить, подводник, привод, водянистый.,
проводник, водяной, водила, заводная. Пол, поле — Половая, полевой, напольная, полюшко,
|
половик, половица.
Рис, рисунок — Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисунка, рисуночек, рисовал. Задание 2. Прочитайте слова. Найдите лишнее, не подходящее по смыслу слово. Объясните, почему оно не подходит.
Шиповник, шипы, шипит, шиповки; маленький, малыш, малевать, малявка; шипучка, шиповник, шипящий, зашипел.
Задание 3. Прослушайте сказку. Ответьте на вопросы. Крепыш и Скрепка.
Это случилось в библиотеке, где столько книг, что одному человеку не прочесть за всю жизнь.
Там у дальней стены на верхней полке стоял Словарь. На его страницах были напечатаны все слова, какие есть в русском языке.
Однажды к Словарю стали подбираться мыши, чтобы сгрызть его. Страшно стало Словарю. Начал он думать, как спастись от гибели. Думал, думал и вспомнил, что у него в самой середине есть крепкая страница. На ней напечатаны слова с корнем креп. Потряс Словарь эту страницу, и вывалилась из нее крепость, выпрыгнул Крепыш, а вслед за ним вывалилась Скрепка.
Крепость с бойницами, рвами, башнями окружила Словарь. У ворот на мосту встал Крепыш. В крепостные ворота по мосту направилась Скрепка. Увидел ее Крепыш и засмеялся: «Ты зачем сюда такая тонкая? Без тебя обойдемся». Хотел он Скрепку копьем подцепить, да она успела прошмыгнуть.
Разозлились мыши, никак к Словарю не подобраться. Под крепостными стенами собрались они на военный совет и начали думать, как крепость захватить. Вернулись мыши-разведчики. «Крепка крепость, — сказали они, — укрепления такие, что Крепышу никаких подкреплений не надо. Только один способ есть: ворваться в крепость по подземному ходу. Но надо иметь чертежи и планы, а они на столе в угловой башне. Окна там открыты, ветер подует, чертежи и планы сами к нам прилетят».
Стали мыши ждать ветра. Тут ветер подул. Это библиотекарь открыл форточку. Мыши стали радоваться, а чертежи и планы не летят, потому что их скрепила тоненькая Скрепка.
Сняли мыши осаду и ушли в другой конец библиотеки. А там стояла мышеловка рядом с «Книгой о вкусной и здоровой пище». Мыши в нее и угодили.
а) Используйте слова из задания 2; Отпраздновал Крепыш победу. Себя наградил Орденом укрепления I степени, крепости дал название Крепчайшая и вернулся в Словарь. Скрепка тоже заняла свое место в Словаре.
И до сих пор никто не знает, что Скрепка Словарь спасла. Тонкая она, незаметная.
Вопросы:
Кого испугался Словарь?
Что предпринял Словарь для своей защиты?
Почему мыши не смогли подобраться к Словарю?
Почему мыши не получили чертежей и планов?
Что спасло Словарь?
Кто оказался сильнее при защите Словаря?
Задание 4. Вспомните и назовите слова, которые вывалились с крепкой страницы. (Крепость, Крепыш, Скрепка.)
Назовите похожие слова, которые вы слышали в сказке. (Крепкая, крепостные, укрепления, подкрепление, крепка, скрепила, крепчайшая.)
Как называются все эти слова? (Родственные.)
Из какого корня образовались все эти слова? (Креп.)