Конспекты занятий
Занятие 1
Тема. Звук.
Цель. Познакомить учеников со способом образования различных звуков.
Оборудование. Зеркала, предметные картинки с изображением мака, дома, рака, лука, сука и др. (по количеству учеников).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам назвать картинки.
II. Работа с текстом.
Логопед читает рассказ «Мак»:
«Бабушка посадила мак. Когда мак расцвел, огород стал красивым, нарядным.
Ярко-красные маки привлекали насекомых. Над алыми лепестками порхали разноцветные бабочки, жужжали пчелки.
Но вот лепестки мака стали опадать, и вместо нарядной шапочки появился зеленый кувшинчик. Это плод мака. Кувшинчик быстро рос, округлился и превратился в «погремушку». Внутри «погремушки» были семена мака. Когда семена собрали, бабушка испекла вкусный калач с маком».
Вопросы.
Что вы прослушали? (Рассказ.).
Про что этот рассказ? (Про мак.)
Что вы узнали о маке? (Как мак растет и зреет.)
Из чего состоит рассказ? (Из предложений.)
Из чего состоит предложение? (Из слов.)
Задания. Назвать первое предложение. (Бабушка посадила мак.) Назвать первое, второе и третье слова в предложении. (Бабушка, посадила, мак.)
Назвать третье слово. (Мак.)
III. Понятие о звуке.
Логопед произносит отдельные звуки: м, а, к. Выясняется, что звук сам по себе ничего не значит. Затем логопед предлагает ученикам определить, какое слово получится, если произнести звуки м _____ а _____ к слитно.
Потом логопед просит учеников определить, из каких звуков состоят слова ах, ха, ух, ау, уа.
IV. Образование звуков.
«Сейчас вы узнаете, что помогает образованию звуков. — говорит логопед. Произносит звук а, широко раскрыв рот. — Какой слышится звук? (а.)»
|
Логопед произносит звук а с почти закрытым ртом, получается неопределенный звук.
«Почему в первом случае звук а произносится четко, — спрашивает логопед, — а во втором — нечетко? (Во втором случае не открывали рот.) Что помогло правильному, четкому звучанию звука а? (Широко открытый рот.)»
Ученикам предлагается широко открыть рот и произнести звук в, затем закрыть рот, ощутив рукой работу челюстей. (Выполнение задания контролируется зеркалом.)
Произносится звук п. Выясняется, что образованию этого звука помогают губы.
При произнесении звука т выясняется участие языка.
При произнесении звука с устанавливается участие зубов и языка.
Учащимся предлагается поочередно произнести звуки п, т, с на тыльную сторону руки. Ощущается ветерок, воздух. Выясняется участие воздушной струи при образовании звуков.
Произносятся звуки с яз. Делается вывод, что при произнесении звука з слышится голос. Логопед показывает местонахождение голосовых связок. При произнесении звука с голоса нет, голосовые связки не участвуют в образовании этого звука. При произнесении звука з голосовые связки вибрируют.
Логопед предлагает ученикам вспомнить и назвать, какие органы помогают в образовании звуков, обращает внимание детей на то, что звуки надо произносить правильно, чтобы речь была четкой и понятной окружающим.
V. Итог занятия.
Логопед спрашивает у учащихся, что нового они узнали на занятии и как следует произносить звуки.
Занятие 2
Т е м а. Та же.
Цель. Познакомить учеников со строением артикуляционного аппарата.
|
Оборудование. Артикуляционные профили, зеркала.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед предлагает ученикам назвать три любых звука.
II. Закрепление материала предыдущего занятия и сообщение нового материала.
Логопед предлагает ученикам назвать органы речи, которые участвуют в образовании звуков. Ученики их поочередно называют. Затем ученики произносят звуки и показывают профили
этих звуков.
Логопед говорит, что все органы речи: губы, зубы, язык, голосовые связки — называются артикуляционным аппаратом.
Ученики по очереди, повторяя за логопедом звуки ф, с, а, р, п и др. перед зеркалом, объясняют, какие органы участвуют в их образовании.
III. Итог занятия.
Логопед спрашивает, что узнали сегодня учащиеся на занятии.
Занятие 3
Т е м а. Та же.
Цель. Познакомить учеников со способом образования
гласных и согласных звуков.
Оборудование. Профили, зеркала, алфавит.
Ход занятия
I. Организационный, момент.
Логопед предлагает ученикам назвать какой-нибудь один звук и сказать, какие органы артикуляционного аппарата участвуют в его образовании.
П. Образование гласных и согласных звуков.
Ученики перед зеркалом поочередно произносят звуки а, о, у, з, ы и показывают их профили. При этом они отвечают, что при произнесении этих звуков воздух свободно проходит через рот, воздушная струя не встречает преграды.
Затем ученики перед зеркалом произносят звуки п, т. Отмечают, что при произнесении этих звуков воздух встречает препятствие в виде сомкнутых губ, языка и т. д.
Вывод. Звуки а, о, у, 9, ы произносятся свободно, без преграды и всегда с голосом, они называются гласными. Звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду, называются согласными. При произнесении согласного звука не всегда участвует голос.
|
III. Закрепление материала.
Логопед вывешивает на доску алфавит и предлагает ученикам назвать все гласные звуки по порядку.
Затем он задает вопросы: «Почему эти звуки называются гласными? Как называются остальные звуки? Чем отличается произнесение гласных звуков от произнесения согласных звуков?»
IV. Итог занятия.
«Что нового вы узнали на занятии?» — спрашивает логопед.
Тренировочные упражнения на различение гласных первого ряда и согласных звуков
Задание 1. Поднимите красный кружок, если в ряду звуков услышите гласный.
А — м — у — т — о;т — с — ы — а — р;э — а — м — у — т; о — п — у — а — с — ы — ш;к — э — о — у — п — ы — н.
Задание 2. Из ряда букв выберите гласные, назовите их.
Р, у, ы, о, с, а, ш, к, э, п, л, н
Задание 3. Поднимите еиний кружок, если в ряду звуков услышите согласный звук. Определите место преграды.
М, о, п, у, с, к, р, ы, т, ф.
Задание 4. Из ряда букв выберите согласные, назовите их (логопед следит за кратким произнесением согласных звуков).
А, п, в, о, с, ф, к, ш, ы, р, л, э, ж, х. Задание 5. Назовите буквы, написанные на ваших карточках. Под согласные положите синие кружочки, под гласные — красные. (Работа выполняется учениками самостоятельно.)
Образец карточки:
р атку
Задание 6. Положите букву под соответствующий кружок.
(Ученики получают по четыре буквы, из них две гласные и две согласные. На доске красный и синий кружки. Ученики называют звук, определяют, гласный он или согласный, и кладут букву под соответствующий кружок.)
Задание 7. Запишите буквы в две строчки.
Методические указания.
Логопед называет вперемежку гласные и согласные звуки. На верхней строчке ученики пишут гласные буквы, иа нижней — согласные. При проверке логопед просит учеников прочитать только гласные или только согласные буквы. Ошибки исправляются по ходу работы.
ГЛАСНЫЕ ПЕРВОГО РЯДА Конспектзанятия
Тема. Гласные звуки.
Цель: Учить детей слышать и выделять гласные первого
ряда.
Оборудование. Предметные картинки, таблица с гласными первого ряда, красные кружки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится на место тот ученик, который назовет гласный звук.
П. Закрепление материала предыдущего занятия.
Ученики называют гласные по беззвучной артикуляции логопеда. Логопед произносит беззвучно гласные в следующем порядке: а, о, у, э, ы, при этом обращает внимание детей на положение губ при произнесении: а — рот широко раскрыт; о — губы округлены и слегка вытягиваются вперед; у — губы округлены и больше вытягиваются вперед; э, ы — губы слегка растягиваются в улыбке. (Такая последовательность поможет ученикам запомнить гласные первого ряда.) Для наглядности можно использовать таблицу. Ученики заучивают эти гласные в указанном порядке.
III. Выделение гласных первого ряда из других звуков.
Логопед произносит гласные и согласные звуки вперемежку. Ученики на гласный звук: а) показывают красный кружок, б) соответствующую букву, в) записывают в тетрадь гласную букву.
А, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, л, э, п, о.