Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. А.Н. ТУПОЛЕВА-КАИ»
"Утверждаю"
Первый проректор-проректор по ОД
_________ Н. Н. Маливанов
"__"______ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕЛОВАЯ ЭТИКА
Рекомендуется УМЦ КНИТУ-КАИ
Направление подготовки 080100 «Экономика»
Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр
Форма обучения: очная, заочная
Казань 2012
Содержание
1. Цели освоения дисциплины…………………………………………… … 3
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата……………………. 3
3. Требования к результатам освоения дисциплины……………………… 4
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) ……………………….. 6
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и
учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов… 12
6. Тесты контроля качества усвоения дисциплины «Деловая этика» 16
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)…………………………………………………………………… 25
8. Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины (модуля)…………………………………………………………… 26
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 26
1. Цели и задачи дисциплины:
Целями освоения дисциплины (модуля) «Деловая этика» являются:
1. Научить студентов решать психологические задачи, возникающие в процессе общения с клиентами, коллегами, руководством.
|
2. Способствовать формированию у студентов адекватных психологических и нравственных качеств как необходимых условий их профессиональной деятельности
3. Дать студентам представление о том, как психологическая и нравственная культура личности способствует успеху в деловом общении
В результате изучения данной дисциплины решаются следующие задачи:- получение необходимых теоретических знаний в области деловой этики,
моральных норм современного общества и их проявления в различных видах профессиональной деятельности;
- получение навыков практического применения основных моральных принципов в профессиональной деятельности экономиста;
- формирование основных компетенций студентов в сфере нравственных основ экономической деятельности;
- формирование у каждого студента чувства долга, способности добросовестного исполнения профессиональных обязанностей, нравственной надежности и моральной ответственности;
- выработка навыков культуры общения и культуры поведения, этикетной
культуры, умения работать в коллективе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Деловая этика» относится к базовой (обязательной) части гуманитарного, социального и экономического цикла.
Деловая этика занимает особое место в современной постперестроечной России, когда перед обществом поставлена задача гумманизации общественной и государственной жизни, человек провозглашен Конституцией РФ высшей ценностью. В этих условиях перед каждым специалистом -высококвалифицированным профессионалом возникает задача стать своеобразным нравственным эталоном – законопослушным, благородным, честным и порядочным человеком. Основные понятия деловой этики – нравственные нормы профессии и кодексы поведения, кодексы чести, понятия профессионального долга, риска и ответственности, этикетные нормы – обеспечивают нравственный характер взаимоотношений между людьми, возникающих в их профессиональной деятельности.
|
В основе профессиональной этики лежит принцип гуманизма, а это значит, что любая деятельность имеет смысл тогда, когда она предполагает благо человека. Профессиональная деятельность конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии.
Деловая этика органично взаимосвязана со всей культурой общества, со все-
ми общеобразовательными дисциплинами гуманитарного, социально-экономического цикла («Философия», «Социология», «Политология», «Логика», «Экономика», «Экономическая теория», «Управление человеческими ресурсами»), а также информационно-правового цикла.
Приобретенные в ходе изучения дисциплины «Деловая этика» теоретические знания должны быть закреплены на практических и самостоятельных занятиях.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
|
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- этические нормы деловых отношений, основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций;
- сущность и методы управления организационной культурой;
- причины возникновения и методы управления конфликтами и стрессами в организации
Уметь:
- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
Владеть:
- современными технологиями управления поведением персонала (формирования и поддержания морально-психологического климата в организации;
управления повышением этического уровня деловых отношений и эффективности делового общения;
- управления организационной культурой;
- управления конфликтами и стрессами.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Изучение курса профессиональной этики предусматривает 2 зачетные единицы (72 часа) для полной очной формы обучения.
Таблица 1
Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы
Вид учебной работы | Зачетные единицы | Академические часы |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: Лекции Практические занятия | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: Самостоятельное изучение отдельных тем модуля (работа с первоисточниками) Подготовка к зачету | ||
Контроль (всего) |
Учебный процесс по дисциплине «Деловая этика» сочетает лекционные и семинарские занятия с самостоятельной работой студентов. В процессе самостоятельной работы студенты изучают актуальные вопросы, включенные в тематический план для подготовки к семинарским и практическим занятиям.
Формы контроля: тестирование, написание рефератов, зачет.