Мир общения. Собеседники (продолжение)




Раздел «МИР ОБЩЕНИЯ»

Собеседники

Уроки 1-2

Целевые установки уроков.

Предметные:

· объяснять значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;

· составлять и расшифровывать «рисуночное письмо», развивать творческие способности;

· уметь составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;

· уметь верно писать слова с непроверяемыми написаниями.

· обогащать запас слов-приветствий, использовать их в речи;

Метапредметные:

· анализировать способы общения в зависимости от ролевых отношений партнеров;

· расширять представление о функциях общения; средствах общения;

· понимать значение вспомогательных средств общения (мимика, жест) и уметь ими пользоваться; использовать вспомогательные средства общения (мимику, жесты) для передачи информации;

· использовать знаково-символические средства для решения учебных задач.

Личностные:

· понимать значимость речи для процесса общения;

· формировать навыки культурного поведения при общении;

· осмысливать семейные ценности.

План уроков

Первый урок

Актуализация темы урока

Определение роли общения в жизни людей в беседе по вопросам: К ак вы думаете, люди могли бы построить чудесные города, железные дороги, самолеты, если бы не умели общаться? А для чего людям нужно общение? (Передать информацию, выразить чувства, попросить о чем-нибудь) Что помогает людям в общении? Какой может быть речь? Кто такие собеседники? Есть ли у вас собеседники в учебнике русского языка? Чтение сообщения Самоварова о речи и собеседниках (с. 4).

Основной этап урока

1) Работа со знаково-символической системой учебника. Определение значение символа к упр. 1 (Работаем самостоятельно). Учащимся можно предложить сначала догадаться, что может означать данный символ, а затем обратиться к толкованию его значения на с.2 учебника.

2) Отработка умения рассказать о себе по вопросам упр.1.

3) Работа со знаково-символической системой учебника - определение значения символа к упр. 1 РТ (Работаем самостоятельно).

4) Сравнение вежливого и грубого способа общения - на примере рисунков героев из сказок - *РТ упр. 1.[1]

Работа со словами речевого этикета. Выяснение норм вежливого поведения. Как мы называем человека, который знает слова приветствия, не забывает говорить «спасибо и пожалуйста», умеет себя вести? (Вежливый, культурный). Посмотрите на рисунок и решите, кого из героев можно назвать вежливым, а кого нет? Из каких сказок эти герои?

**[2] Вспомните, как разговаривают в сказке с Золушкой ее мачеха, отец, сестры, принц? Кто из героев сказки соблюдает нормы вежливого общения, а кто нет? Приведите свои примеры вежливого или грубого общения героев известных вам сказок.

5) Анализ способа общения в зависимости от ролевых отношений партнеров. Выбор приветствия в зависимости от собеседника и ситуации общения - на основе или

* упр. 2 РТ, где 2-3 составленных детьми предложения со словами приветствия можно записать в тетрадь, обратив внимание детей, что слова приветствия выделяются запятой;

или беседы по вопросам:

** Какие слова приветствия вы знаете? Подумайте, в каких случаях они уместны? Как вы поздороваетесь с директором школы? С приятелем? С братом или сестрой? Кому и когда можно сказать «здравствуйте», а кому и когда - «привет»? Запишите 2-3 составленных вами предложения.

6) Проведение учебного эксперимента для определения помощников речи в общении. Учитель предлагает подозвать собаку: Ко мне, Мухтар; указать дорогу старому человеку: Надо дойти вон до того дома; п опросить прощения у мамы: Прости меня, пожалуйста. Дети замечают, что во всех этих случаях используются жесты и мимика. 2-3 предложения записываются. При этом обращается внимание, что на письме жесты никак не отражаются.

7) Определение видов речи (письменной и устной) и помощников речи (жестов и мимики) на основе рисунка (упр.2 - выполняется устно). Сравнивается общение людей и животных. Рисунки озаглавливаются, составленные по рисункам предложения записываются в тетрадь.

Вывод-обобщение об отличии письменной и устной речи может быть конкретизирован с помощью вопроса к последнему предложению задания: Как вы думаете, какую речь можно слушать и говорить, а какую - читать и писать?

Итог урока

Почему можно говорить, что человеческая речь - это великий дар? Что, кроме речи, помогает человеку в общении?

Домашнее задание

Написать одно предложение, чем различаются устная и письменная речь (на основе задания упр. 2 - выполняется письменно).

Второй урок

Актуализация темы урока

Проведение учебного эксперимента на материале упр.3 с обращением к истории письменности (письмо с помощью рисунков, узелков) позволяет показать преимущества звукобуквенного письма: «Прочитайте» сообщения, определите, с помощью чего они составлены». Проводится работа с навигационной системой учебника, выясняется значение символа к упр. 3 (Для любознательных)

Надо дать детям возможность пофантазировать при «чтении» письма, написанного с помощью рисунков и узелков, чтобы учащиеся убедились, что понять смысл подобного сообщения трудно. Вывод второклассников подтверждается чтением сообщения Самоварова (с.6).

Основной этап урока

1) Сравнение разных способов передачи устной речи на письме - на материале упр. 4. «Чтение» и самостоятельное составление слов по рисункам должны убедить детей в сложности такого способа передачи устной речи. После выполнения задания желателен вопрос учителя, относящийся к навигационной системе учебника: Каким символом сопровождается упражнение в учебнике? Как вы думаете, почему здесь стоит значок «Для любознательных»?

2) Анализ слова с непроверяемым написанием работа: записать на доске, подчеркнуть букву безударного гласного звука, записать слово в словарик, предложить составить устно предложение с этим словом. Обязателен вопрос: Какой словарик поможет нам верно написать все буквы в слове работа? Как располагаются слова в орфографическом словаре? Какие слова в нем даны?

3) * Игра «Шифровальщик». Предлагается расшифровать письмо Вани, записанное с помощью рисунков (упр. 8 РТ), и написать его словами. При этом повторяются слова речевого этикета, которые в рисуночном письме никак отражены быть не могут. Затем важно сравнить получившиеся у ребят варианты: А если бы письмо Вани сразу было написано словами? Могли бы мы его тогда понять по-разному? Какой вывод сделаем?

4) Развитие орфографической зоркости и устной речи.

«Перекодирование» текста, написанного с помощью звукобуквенного письма, в текст, «написанный» с помощью рисунков - на материале упр. 5 по заданиям учебника. Сравнение двух способов передачи устной речи на письме. Составление текста-рассуждения о преимуществах звукобуквенного письма.

Работа со словами с непроверяемым написанием. Слова из словарика надо записать в тетрадь, подчеркнув орфограммы. При наличии времени можно дать задание списать текст целиком. Рисунок по содержанию текста может быть сделан на отдельном листе.

Задания учебника можно дополнить: Ребята, то, что написал Ваня – это письмо или просто рассказ? Давайте попробуем сделать из этого рассказа письмо. Кому оно могло бы быть адресовано? А с чего надо начинать письмо? (С приветствия, обращения). А вы можете назвать эти слова? А можно ли вежливые слова передать на рисунке? Подумайте.

* Аналогично выполняется задание 5 РТ. Посмотрите слова из упражнения. Что вы можете о них сказать? Можно ли проверить пропущенные буквы? Как узнать их написание? Надо еще раз вспомнить, как называется такой словарь, по какому принципу расположены в нем слова, обратить внимание детей на необходимость пользоваться орфографическим словарем.

Итог урока

Какое значение в жизни отдельного человека и человечества в целом имеет общение? Назовите основное средство общения и средства вспомогательные.

Домашнее задание

На отдельном листе записать слово или целый рассказ с помощью рисунков, предложить родным (родителям, братьям, бабушке и т.д.) «прочитать» их, объяснить, почему у разных людей содержание рассказов будет неодинаковым. Такое задание должно способствовать формированию навыков сотрудничества учащихся с родителями.

Мир общения. Собеседники (продолжение)

Уроки 3-4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: