Слово, предложение и текст в речевом общении




Уроки 5-11.

Целевые установки уроков.

Предметные:

· понимать важность слова для точного называния предметов и явлений; формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка

· активизировать лексический запас и обогащать словарь словами разных тематических групп;

· иметь представление о грамматических группах слов, их различиях (на основе вопроса и основного значения);

· понимать различия функции слова и предложения;

· понимать необходимость знать значение слова и его написание;

· уметь правильно оформить предложение на письме и в устной речи;

· определять тип предложения по интонации и по цели высказывания;

· составлять предложения на заданную тему;

· развивать речь при объяснении смысла пословиц;

· повторить изученные ранее орфограммы.

Метапредметные:

· развивать логическое мышление при определении границ предложений в тексте;

· сравнивать слово и предложение по функции;

· уметь использовать в речи слово и предложение для называния предметов и для передачи необходимой информации;

Личностные:

· формировать чувство гордости за родной язык и стремление освоить его лексическое богатство;

· формировать потребность к постоянному обогащению своего словаря,

· уметь использовать предложения разных типов для выражения своих намерений.

План уроков

Пятый урок

Это важно! Необходимо создать у второклассников представление о слове как о маленьком зеркальце, в котором отражается какая-то часть окружающего мира: сколько явлений в мире – столько и слов, чем больше слов знаешь – тем лучше знаешь и окружающий мир. Одновременно с обогащением словаря проводится и пропедевтика изучения частей речи с помощью постановки к словам обобщающих вопросов кто? что? что делает? какой?

 

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации. На столе разложены разные предметы: несколько карандашей, яблоко, чашка, телефон и т.п. Ученикам предлагается попросить какой-либо из предметов, объяснить, зачем он ему нужен, без помощи слов (например, с использованием жестов): Посмотрите, как нам трудно объясняться без слов. А теперь выполните то же задание с помощью слов (Дайте мне, пожалуйста, яблоко, я хочу его попробовать. Дайте мне, пожалуйста, телефон, я хочу позвонить маме и т.п.). Учащиеся должны сделать вывод: Чем больше слов мы знаем, тем легче нам назвать все, что мы видим и о чем думаем, чего мы хотим. Чтение сообщения Самоварова на с. 10.

Основной этап урока

1) Работа со словами тематической группы «Школа» (упр. 10). Проблемный вопрос: А как вы понимаете, что значит «узнать новое слово»? Просто научиться его произносить? Важно подчеркнуть, что усвоение нового слова заключается в понимании его значения (что называет слово) и умении верно его написать. Запись в словарик слов учебник, тетрадь.

3 ) Повторяется понятие слова с непроверяемым написанием: К ак можно проверить безударные гласные в словах слова, доска, звонок? А в словах завтрак, учебник, тетрадь? Написание каких из них нельзя проверить? В каком словаре можно уточнить их написание? Ответы детей уточняются при чтении слов Ани (с.11). По возможности учитель должен продемонстрировать несколько орфографических словарей разного объема. А в нашем учебнике есть такой словарь? Как в нем расположены слова?

4) Работа со словами с непроверяемым написанием из песенки И.Токмаковой (упр. 11). Учащиеся должны с помощью символа к упражнению определить, что задание они должны выполнить самостоятельно (знак работаем самостоятельно). Вариант выполнения упражнения - списывание текста стихотворения без сохранения стихотворной формы: Какие слова не будут писаться с заглавной буквы? Какие еще овощи ты можешь назвать? В словарик записываются слова капуста, морковь, горох.

5) Закрепление слов с непроверяемым написанием проводится или в процессе «рисуночного» диктанта, или при разгадывании загадок. В первом случае учитель показывает картинки с изображением предмета (морковь, капуста, карандаш, пенал, человек, собака, корова, ворона), а ученики записывают слова.

Во втором случае учитель читает загадки, дети их отгадывают и записывают отгадки: 1. Расходится детина – удержу нет, уляжется спать – не видать, не слыхать. (Ветер) 2. Стоит дерево кудряво, оно мир освещает, крик унимает, больных исцеляет, чистоту соблюдает. (Береза. Раньше из древесины березы делали лучины, из ее веток - розги для наказания и веники для мытья в бане, березовые почки использовали как лекарство) 3. В маленьком горшочке уха сладка. (Орех) 4. Кабы я встала, я бы небо достала, кабы руки да ноги – вора б поймала, а глаза бы да уши – так все рассказала. (Дорога) 5. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь) 6. Косой бес поскакал в лес. (Заяц) 6. Сидит Марфутка в семидесяти семи шубках. (Капуста) 7. Ни окошек, ни дверей – полна стайка лебедей. (Огурец) 8. Сидит красавица в темнице, коса на улице. (Морковь) 9. На дворе стоит сена копна, спереди – вилы, сзади – метла. (Корова) 10. Не зверь, не птица, петь не поет, а кто идет – хозяину знать дает. (Собака).

Итог урока

Подумайте, для чего человеку необходимо знать как можно больше слов? Вспомните, что такое слова с непроверяемым написанием? Где можно узнать, как они пишутся?

Домашнее задание

Вспомнить и записать 5 слов из словарика – названий растений и животных.

Шестой урок

Актуализация темы урока

Работа со словами разных тематических групп начинается с созданияпроблемной ситуации: Мой знакомый второклассник составил список вещей, которые ему надо купить в магазине. Мне кажется, что этот список составлен неверно. А вы как думаете? На доске – список: 1. Обувь – тапочки, сапоги, рубашка. 2. Одежда - куртка, брюки, чемодан. 3. Посуда – чашка, тарелка, шкаф. Дети находят лишние слова.

Основной этап урока

1) Актуализация и пополнение запаса слов тематических групп «В лесу», «На реке» в процессе игры или со всем классом, или (в соответствии с навигационными символами) при работе в паре - Игра «Кто больше?» (*упр. 9 РТ). Дети сначала устно называют как можно больше слов, относящихся к каждой из указанных в задании тематических групп, затем несколько слов каждой группы записывается на доске и в тетрадях.

2) Подбор обобщающего слова к предметам, изображенным на рисунках (*упр. 10 РТ) - тематической группы «растения».

3) Дополнение тематических групп «растения», «животные» новыми словами (*упр. 11 РТ). Развитие умения использовать в речи слово для называния предметов.

4) Игра «Самое интересное». Сначала учащимся предлагается придумать тематические группы, выбирается 2-3 самые интересные (названия водоемов, населенных пунктов, космических тел, сказочных персонажей, кондитерских издений и т.п.). Затем устно или письменно (на доске, с объяснением известных орфограмм) записываются приведенные детьми слова этих тематических групп.

Итог урока

Нужно ли человеку знать как можно больше слов? Для чего?.

Домашнее задание

Записать 5 слов из словарика на тему «Школа».

 

Седьмой урок

Актуализация темы урока

Распределение слов по грамматическим группам начинается с проблемного вопроса к группам слов, записанных на доске: Что общего у слов в каждой строчке? (а: Осень, пенал, река. б: Ходить, смеяться, учиться. в: Красный, деревянный, ледяной). - Слова в каждой строчке отвечают на один и тот же вопрос.

Основной этап урока

1) Распределение слов по грамматическим группам: слова- названия предметов, названия действий и признаков (*упр. 12, 13, 14 РТ). При этом происходит расширение кругозора детей: знакомство с профессиями (упр. 12 РТ), с повадками животных (упр. 13 РТ), с характеристиками различных предметов по форме, размеру, цвету, вкусу (упр. 14 РТ). Задания выполняются в рабочей тетради письменно, с обязательным записыванием вопросов к добавляемым словам, с предварительным устным проговариванием вариантов ответа.

2) Самостоятельное описание предмета (*упр. 16 РТ) без опоры на слова для выбора. Учитель может показать реальные предметы или их изображение. При проверке задания надо добиться, чтобы дети привели как можно больше прилагательных различных тематических групп (большая, желтая, красная, желто-красная, душистая, ароматная, сочная, спелая, сладкая, вкусная и т.п.).

Итог урока

На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы? Действия предметов? признаки предметов?

Домашнее задание

Запишите по три слова, отвечающие на вопрос кто? что? что делает? какой?

Восьмой урок

План урока

Это важно! Слово служит названием предмета, признака, действия, количества, состояния и т.д. Предложение же выражает законченную мысль, даже если состоит из одного слова (Домой! Зима!). Во 2 классе для анализа целесообразнее предлагать предложения двусоставные с простым глагольным сказуемым. Другие типы предложений (односоставные, неполные) приводятся для развития речи, практического ознакомления детей с разными синтаксическими конструкциями.

 

Актуализация темы урока

Выяснение р азличий между словом и предложением путем эксперимента и самостоятельного вывода. Учитель указывает на вид за окном (деревья, птицы, транспорт и т.п.) или предлагает рассмотреть какую-либо сюжетную картинку: Что вы видите? Назовите. Что вы употребили для их названия? – Слова. Теперь скажите, что делают предметы, животные и т. п.? С оставляются предложения типа Книга лежит на столе, Птица сидит на дереве и т. п. Что вы употребили? - Предложения. - Как вы думаете, где выражена законченная мысль? Для уточнения выводов детей читаются «Узелки на память» (с. 13).

Основной этап урока

1) Умение разграничивать слова и предложения отрабатывается при выполнении упр. 12. Обращается внимание на оформление предложений на письме. Сравнение слова и предложения по функции (называние или передача законченной мысли).

3) Работа над связью слов в предложении ведется в паре на материале упр. 13. Учитель предлагает школьникам вспомнить правила работы в паре, известные им с первого класса.

4) Анализ предложений, в которых мысль до конца не выражена (упр. 14): Понятны ли такие предложения? Как их исправить? Как оформить на письме?

Итог урока

Чем различаются слово и предложение?

Домашнее задание

*Упр.16 РТ или выписать из любимого стихотворения одно предложение и указать, сколько в нем слов.

Девятый урок

План урока

Актуализация темы урока

Для определения значения правильного оформления границ предложения создается проблемная ситуация. На доске – 2 предложения. Где поставить точку между ними? Казнить нельзя помиловать. Всего одна неправильно поставленная точка может решить судьбу героя сказки.

1) Развитие логического мышления школьников при определении границ предложений – в *упр. 17 РТ (выполняется письменно, с двумя вариантами постановки знаков препинания).

2) Работа с предложениями упр. 15 дает возможность акцентировать внимание на верном интонировании предложений. Учащимся предлагается доказать верность навигационной системы учебника и определить, почему данное задание снабжено символом «Задание повышенной сложности». Надо добиться, чтобы и в устной речи, при чтении текста упражнения, четко были обозначены границы предложений. Рекомендуется списывание предложений с орфографическим проговариванием.

Работа со словарными словами «огород», «урожай», устное составление собственных предложений с этими словами.

Итог урока

Какие правила оформления предложения на письме вы знаете? А как в устной речи выделяются границы предложений?

Домашнее задание

Составить и записать предложения со словами огород, урожай.

Десятый урок

Это важно! Основным критерием при разграничении повествовательных, побудительных и вопросительных предложений должна быть именно цель, с которой они создаются, а не знак препинания в конце предложения. Знакомство с восклицательными и невосклицательными предложениям предусмотрено на следующем уроке.

Актуализация темы урока

Знакомство с типами предложений по цели высказывания путем анализа диалога Ани и Вани (упр. 16). При чтении реплик Ани и Вани дети должны определить, з а ч е м они произнесены, обратить внимание на знаки препинания в конце предложений. Выводы учащихся уточняются при чтении сообщения Самоварова (с.15).

Основной этап урока

1) Самостоятельное составление предложений разного типа по опорным словам с непроверяемым написанием (упр. 17). Важно, чтобы учащиеся прочитали составленные предложения с правильной интонацией, поставили в конце предложения нужный знак препинания.

2) Знакомство с терминами «повествовательное, побудительное и вопросительное предложение» проводится при чтении сообщения Самоварова (с.16). Примеры предложений разных типов близки по своему словарному составу, и поэтому большую роль в выражении основного значения предложений приобретает интонация. Предложения дети должны суметь прочитать с нужной интонацией.

3 ) Составление предложений разного типа по заданной коммуникативной ситуации путем самостоятельного выполнения упр. 18 (см. символ навигации!). Важно обратить внимание учащихся на знаки препинания в конце предложений!

4) Восстановление «рассыпавшихся» предложений, определение типа каждого из полученных предложений (упр. 19). Составление (устно) текста-рассуждения о необходимости использования к данному упражнению символа «Задание повышенной сложности».

Итог урока

С какими тремя типами предложений по цели высказывания мы познакомились? В чем их основное различие?

Домашнее задание

Составить и записать три предложения, разных по цели высказывания типов.

Одиннадцатый урок

План урока

1) Проверка домашнего задания может быть проведена в форме игры «Я отвечу за тебя»: один ученик читает свое предложение, а другой называет его тип по цели высказывания.

Актуализация темы урока

Введение понятий «восклицательное и невосклицательное предложение» с помощью п роблемных вопросов: Какие знаки могут стоять в конце предложения? Как вы думаете, в конце какого предложения принято ставить восклицательный знак? Давайте обратимся к чтению диалога Ани и Вани и к сообщению профессора Самоварова (с. 18). Учитель обязательно должен прочитать предложения и показать, как по-разному может быть произнесено одно и то же предложение с восклицательной интонацией и без нее.

Основной этап урока

1) Определение типа предложений по цели высказывания и по интонации в стихотворении А.Плещеева (упр.20)с опорой на знаки препинания в конце предложений. Запись с тихотворного отрывка по памяти.

2) Закрепление знаний с помощью чтения «Узелков на память» (с. 19).

3) Верное интонирование восклицательных предложений при их устном произнесении (упр. 21). Основное внимание в стихотворении Г. Лагздынь надо уделить объяснению знаков препинания в конце предложений. Можно предложить списать или только восклицательные предложения, или записать по памяти все четверостишие.

4) Выбор знака препинания в конце предложения в зависимости от типа предложения по цели высказывании и по интонации (упр. 22).

Итог урока

О каких типах предложений по интонации мы узнали сегодня? Могут ли в конце предложения стоять сразу и вопросительный, и восклицательный знаки? Как вы определите тип такого предложения?

Домашнее задание

*Упр. 18 РТ или составить и записать три восклицательных предложения, разных по цели высказывания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: