Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)




Уроки 12-15

Целевые установки урока.

Предметные:

· понимать смысловую связь предложений в тексте;

· уметь делить текст на предложения;

· определять тему текста, подбирать заглавия;

· составлять план текста (на основе памяток. образцов;

· практически различать тексты разных типов: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение;

· иметь представление о разных типах текстов, понимать их обусловленность целью автора текста;

· уметь составить тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, приглашение);

· писать изложение текста из 40-55 слов по составленному плану;

· развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

· использовать в общении тексты разных типов;

· уметь объяснить различия текста-описания, текста-повествования и текста-рассуждения;

· формировать логическое мышление учащихся при восстановлении последовательности предложений в тексте; при делении текста на предложения;

· способствовать развитию логического мышления ребенка при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображенной на рисунке жизненной ситуации;

· сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы.

Личностные:

· формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям, воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;

· знать предназначение текстов разных типов и уметь использовать их в практике речевого общения.

Урок двенадцатый

План урока

Актуализация темы урока

Введение в тему «Текст» может быть проведено в форме игры «Доскажи!»: Давайте вспомним, как устроен язык! Из звуков или букв образуются … (слова), из слов образуется … (предложение). А что может получиться из нескольких предложений? (текст). А можно ли считать, что любые несколько предложений образуют текст?

Основной этап урока

1) Определение основных свойств текста. Анализируя разные группы предложений (упр. 23), дети выясняют, что только вторая группа является текстом. Учащиеся должны определить и доказать, почему упражнение сопровождается символом «Сравни!». Дополнительно устно можно определить тип предложений по цели высказывания и по интонации.

2) Умение анализировать научный текст - правило - и находить в нем новую, еще не названную информацию с помощью вопроса учителя: «А какое свойство текста мы еще не назвали?». Дети или ищут ответ в сообщении Самоварова (с. 21, в середине), или отвечают самостоятельно (текст можно озаглавить),

2) Прогнозирование правила. Дети могут высказать свои предположения, как можно озаглавить текст, что должно отражать заглавие текста. Выводы детей уточняются при чтении сообщения Совенка (с. 21, внизу).

3) Работа над логической последовательностью предложений в тексте (упр. 24). Не все предложения в упражнении могут быть объединены в текст (из предложений второй группы текст составить нельзя). Предложения третьей группы надо переставить. Верный вариант текста должен быть прочитан и озаглавлен. Записать дети могут любой из двух текстов по выбору.

Итог урока

Что такое текст?

Домашнее задание

*Упр.19 РТ или составить текст по рисунку к упр. 24.

 

Урок тринадцатый

Актуализация темы урока

Уточнение понятий «тема текста», «основная мысль текста» по вопросу учителя. В случае затруднения надо повторно обратиться к чтению сообщения Совенка на с. 21 учебника.

Основной этап урока

1) Сравнение заглавий к тексту басни Л. Толстого с содержанием самой басни, выборе заглавия (упр. 25) и определение типа заглавия. После выполнения заданий можно предложить детям устно описать ситуацию, к которой тоже подошла бы пословица Друг познается в беде.

2) Деление текста на предложения - упр.26 осложнено тем, что некоторые слова (главным образом наречия со значением времени) могут быть некорректно отнесены не к тому предложению. Развитие логического мышления школьников при делении текста на предложения. До письменного выполнения предложения требуется обязательно прочитать его с верным интонированием границ предложений.

Упражнение может быть выполнено затем в форме контрольного списывания.

Итог урока

Что может отражать заглавие текста?

Домашнее задание

*Упр. 22 РТ (слова могут быть прочитаны и записаны).

 

Урок четырнадцатый

План урока

Актуализация темы урока

Знакомство с типами текстов с помощью чтения вопроса Ани (с. 26). Варианты ответов на вопрос: «Для чего создаются тексты?» - выслушиваются, а затем уточняются при чтении сообщения Самоварова (с. 26).

Основной этап урока

1) Полученные сведения о типах текстов конкретизируются при выполнении задания к упр.28.Тип текста определяется с комментарием и записывается.

2) Составление текстов разных типов. Можно предложить детям составить устные рассказы о своих домашних животных (с опорой на послетекстовые вопросы к упр. 28). При этом тексты должны получиться разные: и описание, и повествование, и рассуждение. Достичь такого разнообразия учитель может с помощью наводящих вопросов: Как котенок (щенок и т.д.) оказался у вас дома? Почему вам нравится ваш щенок (котенок и т.п.).

3) Прогнозирование типа текста по его заглавию - упр. 29. Составление текста по любому из заглавий с последующей записью его.

Итог урока

С какими типами текстов мы познакомились? Для чего используется каждый из них?

Домашнее задание

Составить текст-описание своей школы из 3-4 предложений.

 

Урок пятнадцатый

План урока

Актуализация темы урока

Систематизация знаний о типах текстов с помощью вопросов учителя: Какие бывают тексты? Когда используется текст-описание? Текст-повествование? Текст-рассуждение? Какой вопрос можно поставить к текстам разных типов?

Основной этап урока

1) Закрепление знаний о разных типах текста на основе выполнения упр. 30 при работе в паре. Составление текстов разных типов по рисункам. Рисунки подобраны таким образом, чтобы составить описание (рис. вверху, посередине), повествование (рис. слева), рассуждение (рис. справа).

2) Игра-соревнование «Лучший рассказчик» - *упр. 21 РТ. Составленные детьми рассказы сначала читаются устно и заслушиваются. Лучший из вариантов записывается. Как вариант могут быть предложены и другие темы: для текстов-описаний - «Моя самая любимая книга», «Наш город (деревня, село)», «Ночное небо», «Самая красивая машина» и др.; для текстов-повествований - «Как я провел каникулы», «Самое интересное событие в нашем классе», «Когда я был маленьким…»; для текстов-рассуждений - «Почему девочки любят играть в куклы», «Почему люди должны заботиться о своих домашних животных», «Почему мне нравятся компьютерные игры».

3) Анализ поэтических текстов А. К. Толстого и А. Плещеева (упр. 27) по заданиям учебника. Дополнительное задание основано на том, что рисунки к упражнению помогают ярче представить созданные поэтами образы: Понравились ли вам рисунки к стихотворениям? Как вы думаете, художник верно изобразил то, о чем говорится в произведении? А какой рисунок сделали бы вы? Дети устно описывают свой вариант иллюстрации к текстам. Данное задание предполагает свободный прозаический пересказ произведения с элементами сочинения. Одно из четверостиший записывается по памяти; вариант задания - одно из четверостиший списывается или на уроке в тетрадь, или (желающими) дома – на отдельный лист с рисунком.

4) Проводится словарный диктант по изученным во 2 классе словам с непроверяемым написанием.

Итог урока

Докажите, что все три типа текста необходимы человеку.

Домашнее задание

*Упр. 20 РТ, по желанию – списывание другого стихотворения упр. 27 с красочным оформлением.

 

 


[1] Значком «*» отмечен вариант задания по рабочей тетради

[2] Значком «**» отмечен вариант задания без использования рабочей тетради.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: