В основу методики была положена широко распространенная в отечественной (П.Я. Горфункель, М.С. Славина и др.) и зарубежной (Л. Колберг и др.) психологической литературе методика альтернативного выбора.
Исходным положением при подпоре вопросов было то, что при всей противоречивости отношения человека к самому себе можно выделить некоторые тенденции, связанные с преимущественно положительным или преимущественно отрицательным отношением. Указанные тенденции проявляются в приятии личностью себя как целого, терпимом отношении к своему прошлому, в осознании значимости себя как субъекта деятельности, как личности, как субъекта общения, в удовлетворенности своим социальным статусом, в вере в осуществимость желаемого личностью, в удовлетворенности своим внешним обликом и т.д.
Отношение к обществу также является неоднозначным. Под обществом в данном случае подразумевается и отдельный человек, и референтная группа, и класс, в котором учится подросток, и семья, и страна, и человечество в целом. Однако у подростка отношение к обществу в широком смысле, как правило, актуально основывается на отношении к ближайшему окружению. Также можно выделить преимущественно положительные и преимущественно отрицательные тенденции. Они проявляются в принятии другого человека таким, какой он есть в целом, в признании значимости другого как субъекта деятельности, как личности, как субъекта общения, в целом в положительном отношении к окружающим людям, к своему народу, его настоящему, прошлому и будущему.
Оценка и отношения к себе, и отношения к обществу осуществляется по дихотомической шкале. При этом положительное отношение проявляется по согласию с утверждениями, отражающими выше перечисленные элементы. Отрицательное отношение определяется по согласию с утверждениями, в которых содержатся те же элементы, но со знаком «-». Максимально возможное отрицательное отношение соответствует –16 усл. ед., а максимально положительное - +16 усл. ед. Таким образом, реальному отношению человека соответствует точка на шкале в интервале от -16 до +16 усл. ед.
|
Преобладание положительного отношения к себе обозначается как Я «+»; отрицательного – как Я «-». Преобладание положительного отношения к обществу – как О «+», отрицательного – как О «-». Их сочетание оказались связанными с проявлением определённого типа направленности личности.
Опросник состоит из 40 утверждений (8 из которых – «Шкала лжи»). В каждом элементе основного текста опросника содержится в единстве отношение к себе и к обществу. При этом комбинации этих отношений различны, а именно, они являются такими же, как комбинации при различных типах направленности. В соответствии с инструкцией, опрашиваемый соглашается с утверждением, если он соглашается с двумя его частями. Такой способ постановки утверждений ставит личность в ситуацию выбора, что повышает надежность полученных результатов.
По преобладанию утверждений того или иного знака, а также их сочетаний в ответах испытуемых определяется в целом отношение личности к себе и к обществу – тип личностной направленности.
Методика определения доминирующей
Личностной направленности подростка Егорычевой И.Д.
Инструкция испытуемому:
Твоему вниманию предлагается ряд высказываний, выразив своё отношение к которым, ты сможешь увидеть особенности твоих взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и самим собой, а если существуют сложности, то ты сможешь определить некоторые их причины. Это поможет тебе сделать первые шаги по пути улучшения отношений с окружающими.
|
Своё отношение к высказываниям следует выразить, пользуясь следующими обозначениями:
1 – Да, это так.
2 – Пожалуй, так.
3 – Затрудняюсь ответить.
4 – Пожалуй, не так.
5 – Нет, это не так.
Итак, в бланке ответов рядом с номером высказывания поставь цифру, выражающую твоё отношение к нему.
Большинство высказываний состоят из двух частей. Ты должен выразить своё отношение к высказыванию в целом, следовательно, согласиться с ним (обозначения 1 и 2) ты можешь в том случае, если ты согласен с обеими его частями.
Старайся долго не задумываться над ответами: как правило, то, что первым приходит в голову, наиболее адекватно отражает внутреннее состояние человека, его отношение. Чем более искренним ты будешь в ответах, тем более точную и полную информацию ты можешь получить о себе.
Желаем успеха!
Обозначения:1 – Да, это так.
2 – Пожалуй, так.
3 – Затрудняюсь ответить.
4 – Пожалуй, не так.
5 – Нет, это не так.
Текст опросника
1. Я избегаю общения со взрослыми, так как они относятся ко мне и обращаются со мной как с маленьким, а я взрослый и уверен, что нужно считаться и с моими взглядами, и с моими интересами.
2. Больше всего я расстраиваюсь, когда люди не могут отложить какие-то свои дела, чтобы сделать что-то важное для коллектива, для класса.
|
3. Когда хвалят других, мне тоже хочется добиться каких-то успехов, чтобы отметили меня.
4. Я не нарушаю своих обещаний.
5. Мне кажется бессмысленным многое из того, чем занимается большинство людей, да и то, чем занимаюсь я, тоже имеет мало смысла.
6. Мне во многом не нравится наша компания, зато я чувствую себя там на равных со всеми, я чувствую себя взрослым человеком.
7. Если говорить об уважении, то уважительно относятся к тому, у кого знакомые «крутые» и кто «прикинут» классно, а у меня этого нет.
8. Когда я буду взрослым, я хочу зарабатывать много денег, но тратить я их буду не только на себя, но и на других, например, помогать бедным.
9. Я почти всегда делаю так, как говорят взрослые: они плохого не посоветуют.
10. Когда нужно принять участие в каком-либо общем для класса деле, но это противоречит моим интересам (нет времени, желания и т.д.), я всегда стараюсь найти компромисс, чтобы было хорошо и ребятам, и чтобы себя не ущемить.
11. Я никогда не совершаю поступков, за которые мне бывает стыдно.
12. Моё собственное мнение? Кому оно нужно? Все решают те, кто наверху, - учителя, родители, президент. Только на их мнение мне лично тоже наплевать.
13. Большинство моих приятелей только и делают, что стонут про тяжелую, скучную жизнь, а я сам делаю свою жизнь такой, какой хочу, - все от самого человека зависит.
14. Мне важно, что думают обо мне ребята, и я частенько соглашаюсь с ними только затем, чтобы они не изменили отношения ко мне.
15. Каждый человек – личность; в каждом есть то, за что его можно уважать. Я всегда стараюсь увидеть это, поэтому и ко мне большинство окружающих относятся с уважением.
16. Я никогда не опаздываю.
17. Мне очень важно, что думают обо мне знакомые мне взрослые, и мне очень хочется заслужить их уважение.
18. Я всегда сначала делаю уроки, а уже потом гуляю, играю на компьютере.
19. Я часто думаю, что я никому не нужен, да и я не нуждаюсь ни в ком.
20. Я считаю, что если ты личность – ты должен всегда иметь своё мнение и отстаивать его, несмотря ни на что.
21. Мне кажется, что жизнь других людей интересная, яркая, а у меня как-то все серо и буднично.
22. Когда меня не справедливо обижают мои приятели, я не обижаюсь и не отвечаю грубостью, т.к. считаю это не достойным, и к тому же, думаю, что они так поступают не потому, что они плохие, а потому, что так складываются обстоятельства (настроение, состояние, незнание ситуации и т.д.).
23. Я всегда говорю только правду.
24. У меня часто возникает мысль, что ничего хорошего из меня не получится, думаю, что и из большинства моих приятелей вряд ли получится что-то путное.
25. Я всегда выполняю просьбы родителей о помощи.
26. Бывает, я выполняю порученное мне дело, не задумываясь, кому и и зачем это нужно; поручили и выполняю, чтобы не приставали или чтобы избежать наказаний.
27. Часто бывает, что я плохо веду себя с окружающими не потому, что я плохой человек, а потому, что они не понимают меня, да и не хотят понять.
28. Ребята не очень уважают и интересуется, моим мнением, и, честно говоря, я думаю, что их суждения, мнения, мысли действительно более интересны.
29. Мне и большинству моих приятелей в сегодняшней непростой жизни удаётся находить способы и повод для радости и надежды на хорошее будущее.
30. Я никогда не сплетничаю.
31. Я часто бываю безответственным, лживым, поступаю непорядочно, но для большинства людей «ответственность», «порядочность», «честность» – это только красивые слова, а на деле они такие же, как и я.
32. Для того чтобы добиться чего-то значительного в жизни, нужно думать только о себе, а все разговоры о пользе для других будут только мешать достижению цели.
33. Вообще-то взрослые правы, когда говорят, что я плохой человек. Только они должны понимать, что я о них думаю также.
34. Я думаю, что люди, которые говорят, что для них более важным являются интересы общества, чем свои собственные, чаще всего лгут.
35. По сравнению с другими, я сам, мои успехи кажутся мне незначительными.
36. Я с уважением отношусь не только к своим мнениям, убеждениям, интересам, но и к мнениям других людей.
37. У меня никогда не возникает раздражения против моих родителей.
38. Бывают минуты, когда мне не хочется жить, потому что я сам себе становлюсь противен и вижу, насколько отвратительны люди, которые меня окружают.
39. Когда окружающие научатся уважать меня, тогда я стану уважительно к ним относиться.
Другим ребятам удаётся все гораздо легче, чем мне. Думаю, и в будущем они смогут достичь каких-то успехов проще, чем я.