Ключ к опроснику
1. Я+ О- 2. Я- О+ 3. Я+ О+ 4. Л 5. Я- О- 6. Я+ О- 7. Я- О+ 8. Я+ О+ | 9. Я- О+ 10. Я+ О+ 11. Л 12. Я- О- 13. Я+ О- 14. Я- О+ 15. Я+ О+ 16. Л | 17. Я+ О+ 18. Л 19. Я- О- 20. Я+ О- 21. Я- О+ 22. Я+ О+ 23. Л 24. Я- О- | 25. Л 26. Я- О- 27. Я+ О- 28. Я- О+ 29. Я+ О+ 30. Л 31. Я- О- 32. Я+ О- | 33. Я- О- 34. Я+ О- 35. Я- О+ 36. Я+ О+ 37. Л 38. Я- О- 39. Я+ О- 40. Я- О+ |
Вариант рациональной обработки и направления качественного анализа результатов:
Эгоцентрический – 1, 6, 13, 20, 27, 34, 32, 39
Социоцентрический – 2, 9, 7, 14, 21, 28, 35, 40
Гуманистический – 3, 10, 17, 8, 15, 22, 29, 36
Негативистический – 5, 12, 19, 26, 33, 24, 31, 38
Шкала лжи – 4, 11, 18, 25, 16, 23, 30, 37
По диагонали | По горизонтали | |||||
Эгоцент. | Субъект общения: подросток-взрослый | |||||
Социоц. | Приоритеты ценностей: Я и другие | |||||
Гумнис. | Самооценка | |||||
Ложь | Отношение к личностным ценностям (собст. мнение) | |||||
Негатив. | Отношение к настоящему | |||||
Эгоцент. | Субъект общения: подросток-подросток (группа) | |||||
Социоц. | Принятие себя как личности в целом | |||||
Гуманис. | Отношение к будущему | |||||
Ложь | ||||||
Негативист. | ||||||
Эгоцентрич. | ||||||
Социоцентр. |
Процедура обсчета и анализа
В количественной обработке участвуют только ответы, выражающие согласие испытуемого, т.е. обозначенные цифрами 1 и 2.
При 5 и более положительных ответов по «Шкале лжи» (высказывания 1, 11, 16, 18, 23, 25, 30, 37) в анкете к полученным результатам нельзя относиться как к достоверным. Превышение по «Шкале лжи» может свидетельствовать о неадекватных представлениях личности о самой себе, об испытываемых опасениях, о нежелании раскрыться; а также, возможно, о принятых личностью идеальных желаемых представлениях о себе, но транслируемых как действительных.
Обработка данных:
1. Подсчитывается суммарное алгебраическое значение по шкале «Я» и по шкале «О».
2. Полученные значения Я и О заносятся в график.
3. Выявляется тип личностной направленности.
4. Преобладание «крайних» ответов (1 и 5), по сравнению со «срединными» (2 и 4), может свидетельствовать об уверенной, возможно, авторитарной позиции автора, высокой самооценке личности.
5. Значительное количество ответов, обозначенных цифрой «3», может свидетельствовать о страхе презентовать свою позицию, о конформном поведении автора анкеты, об отсутствии у него устойчивой, обдуманной, самостоятельной позиции.
6. «Разброс» ответов по различным типам направленности (в отличие от того, когда ответы в основном сконцентрированы в одном типе) может также говорить о растерянности автора, об отсутствии у него четких, продуманных и внутренне принятых представлений о себе как личности, о несформированности принципиальных позиций.
7. Наличие ответов (более двух), относящихся к негативистской направленности, независимо от того, какой тип направленности выявлен, говорит о том, что автор нуждается в психологической помощи и поддержке.
8. Анализ ответов «по горизонтали» – по критериям – может дать возможность а) выявить отношение личности к отдельным «объектам» (хотя и с достаточной долей условности) – по тому, какое из утверждений выбирает испытуемый (относящееся к гуманистическому, эгоцентрическому, социоцентрическому или негативистическому типу направленности); б) можно сделать предположение и о несформированном или противоречивом отношении подростка к «объекту», если он выбирает несколько утверждений, характеризующих один и тот же «объект»; в) в зависимости от выбранных утверждений, можно выявить и наиболее «проблематичное место» в системе взаимоотношений подростка с миром.
Думается, что методика может дать и достаточно обоснованные представления о самооценке личности подростка, однако эти представления пока существуют лишь н уровне гипотез и требуют подтверждения в ходе дополнительных исследований.
Методика даёт возможность психологу помочь подростку определить его психологическое самочувствие, те сферы взаимодействия, которые являются для него наиболее эмоционально комфортными или, наоборот, напряженными; сделать обоснованный прогноз о причинах напряженных отношений со сверстниками, взрослыми и самим собой (если они существуют), а также определить направления работы по улучшению с окружающими. Кроме того, знание реального состояния личностной направленности подростков поможет педагогу найти адекватные формы и методы взаимодействия с ними, что, безусловно, послужит повышению эффективности образовательной деятельности в целом.